Жанна Д’Арк, либретто с комментариями

Жанна Д’Арк

2004

Текст, музыка:
Лариса Бочарова
Лина Воробьева
Антонина Каковиди
Евгений Сусаров

Действие 1

1. Франция
2. Заседание инквизиционной комиссии
3. Церковь на Рождество
4. Поле битвы
5. Дуэт Карла и Изабеллы
6. Жанна во дворце
7. Заседание инквизиционной комиссии
8. Признание
9. Англичане
10. Орлеан
11. Предназначение
12. Народная слава

Антракт

Действие 2

13. Сон Дюнуа
14. Заседание инквизиционной комиссии
15. Реймс
16. Коронация
17. Совещание
18. Отречение
19. Маленькое предательство
20. Заседание инквизиционной комиссии
21. Тюрьма
22. Месса
23. Процесс

Действие 1

1. Франция

Герой:
Сто лет побед не видела Франция1,
Сто лет страну лихорадит война.
Сто лет земля кровоточит под пальцами,
Сто лет Луара2 от гари черна.
Мать:
Сто лет народ наш — и воин, и мученик,
Вторит рыданьям монахинь и дев.
Сто лет нас топчут английские лучники,
Лилию3 мнет геральдический лев4.
Торговец:
Сто лет таверны полны иностранцами,
Сто лет на хлеб возрастает цена.
Сто лет побед не видела Франция,
Сто лет смеется над ней Сатана.
Студент:
Трон опустел и держава раздроблена,
Кто нам теперь повелитель и сир?
Нищая:
Будет король нами править из Лондона,
Будет вином нам разбавленный сидр.
Вдова:
Двор Валуа — королька неприметного —
Только со скукой готов воевать.
Мать:
Им англичане — родня многолетняя!
Сделали дело, а нам отвечать.
Жанна:5
Вижу – наполнены реки отравою,
Вижу, престол ожидает венца.
Слышу, снега поднимаются травами,
Слышу призыв, но не слышу гонца.
Торговец:
Нынче в цене алебарды и панцири,
Эй, налетай — и прокатишься в ад!
Герой:
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?
Новый Давид или новый Роланд6?
Хор:
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?
Студент:
Есть при дворе полководец прославленный,
Знатный сеньор Жиль-Арнаут де Рец7.
Страшен в бою, будто вепрь затравленный,
Тяжек удар его, словно свинец!
Хор:
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?
Герой:
Слышал я, он колдовством занимался,
Знался с нечистым и шел не туда.
Тот, кто сегодня спасти бы нас взялся —
Юный волчонок, герой Дюнуа!8
Хор:
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?
Торговец:
Сплетни сильней колокольного звона,
Только глухому теперь хорошо!
Час не пробил — так вещает с амвона
Ихний епископ, святейший Кошон9.
Хор:
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?
Карл Валуа:10
Длится сто лет бесконечной обедни час…
Кто англичан сможет выдворить прочь?
Вдова:
Карл Валуа! И горазды вы сплетничать!
Хуже кухарок в Иванову ночь!

2. Заседание инквизиционной комиссии11

Первый доминиканец:
Спасеньем грезили всегда – уж так назначено Творцом.
Где Вифлеемская звезда? А ад – всегда перед лицом.
Где фейерверк былых чудес? А мерзость запустенья – здесь.
И каждый – слеп. И в каждом – бес. Так было присно, так и днесь.
Второй доминиканец:
Век изошел, как тяжкий сон. И новый в нашу дверь стучит.
И он растлит злонравьем жен, и дев нескромностью растлит.
Аэроплан рычит нутром, взмывая фигой в небеса.
В Америке построен дом, в котором окнам несть числа.
Третий доминиканец:
Бистро, такси, Версальский мир, кинематограф, телефон,
В России бунт, в Лозанне – сыр! Армагеддон, Армагеддон!
Первый:
Я слово Божие несу и летом еду в Сан-Тропе…
Второй:
Там Мэри Пикфорд в неглиже гуляет по лесной тропе…
Третий:
Изобрели – зачем, Бог весть – для дам особое белье:
Вот здесь полоска, здесь и здесь.
Второй и Первый:
Изыди, адское зверье!!!
Третий:
Нас, господа, покрой штанин смущать не должен. Век не тот.
А также слово «либидо», психоанализ и фокстрот.
Первый:
Блеснул надежды слабый блик, блеснул – и утонул во тьме,
Когда явила детям лик Мария Дева в Фатиме.
Но этот век жесток и дик, в нем даже вера — от ума,
В нем не родится Бенедикт, или Франциск, или Фома.
Второй:
Да, Дева – это хорошо. Мы отвлеклись от темы дня.
Где наш кофейный порошок? Мы третью ночь не знаем сна.
А секретарь сошел с ума и ловит радиоволну
Дабы узнать про синема и про ирландскую войну.
Третий:
Да, воевать так воевать – до смертных колик в животе.
Чтоб содрогнулся в страхе ад, и сам Спаситель на кресте.
На наш отдел пришел запрос – возьми-ка, брат, его, возьми –
Пора надеть венок из роз на Жанну д’Арк из Домреми.
Да! Что ты вылупился, брат? Народ желает, хоть ты плачь!
Да – баба, с головы до пят, причем мужской носила плащ.
Да – на всю голову больна, причем как ведьма сожжена.
Такие были времена – чума, Столетняя война…
Первый:
Такие были времена. А нынче хуже во сто крат:
Дев, одевающих штаны, уже не тянут на правеж.
И не в темнице Галилей, и не под следствием Сократ,
И молит паства – дай нам знак, а ты им знака не даешь,
Второй:
Такие были времена – иным алтарь, иным костры.
Престол всегда непогрешим – известны правила игры.
Кто был свидетель чудесам – давно травою в мир пророс.
Так спросим у далеких звезд, и спросим у расцветших роз –
Была ль святой пред Богом и людьми
Крестьянка Жанна д’Арк из Домреми?!

3. Церковь на Рождество

Жанна:
Глория деи,
Эт фили, эт спиритус санктис,
Секуля, секулерум12.
Кто этот юноша,
Взмывший в радостном танце
К райским небесным хорам?
Лилии стали
В руках его расцвели.
Кровь и ладан в их аромате.
Розы возмездия
Бьются о панцирь земли.
Так прими их, Пречистая Матерь!
Хор:
Ангел Господень возвестил –
Радуйся, Мария!
Ангел Господень, возвести
Радоваться Жанне!
Жанна:
Пепел надежды не остыл,
Да замерзли крылья.
Холодно Господу зимой,
Как младенца, жаль мне
Господа…
Хор:
Благословенна ты меж дев,
Царственная Роза.
Плод чрева твоего Иисус,
Благодатный плод.
Жанна:
Рыщет в ночи голодный лев,
Топчет наши лозы.
Выдохлись вина, и на вкус –
Словно грязь болот.
Хор:
Ангел Господень возвестил –
Радуйся, Мария!
Ангел Господень, возвести
Радоваться Жанне!
Жанна:
Пепел надежды не остыл,
Да замерзли крылья.
Холодно Франции зимой,
Как младенца, жаль мне
Францию!
Михаил:13
Сказано слово. Дан сигнал.
Ждали мы сто лет его.
Миг – по заоблачным часам,
Вечность – по земным.
Видел, внимал, но не узнал
В женском обличье свет Его.
Ты
Взываешь к жалости в пустыне гнева,
Жалость
Давно покинула твой край.
Знай –
Есть время жатвы, как и время сева,
Выбирай.
Выбирай.
Жанна:
Но я… мутится голова,
И в ней теряются слова.
Мне нет еще и двадцати…
Не дай мне, Небо, здесь сойти с ума…
Какая страшная зима…
Михаил:
Ты
В тележном скрипе слышишь голос Бога,
Ты –
Его творение и дочь.
Ты – Идущий в Свет и ты – сама дорога.
Солнце, побеждающее ночь.
Жанна:
Он поднялся над алтарем,
Он ближе, ближе, ближе – и
Меня пронзает, грохоча,
Огромный горний мир…14
Мне нет еще и двадцати.
Не дай мне, Небо, здесь сойти с ума…
Какая страшная зима…
Михаил:
Ты –
Всего лишь лилия на орифламме15,
Но
Без лилий Франция мертва.
Искра
Родит огонь и обратится в пламя,
Пламя разорвет на части льва.
Жанна:
Страх…
Жанна и Михаил:
Уходит страх,
И время убывает.
Божая любовь
Жестока и чиста.
Ей,
Доверься ей, она одна спасает,
Как спасает птицу высота.
Хор:
Ангел Господень возвестил –
Радуйся, Мария!
Жанна:
Ангел Господень, возвести –
Мне – пора?
Хор:
Ангел Господень возвестил!
Ангел Господень возвестил!
Ангел Господень возвестил!
Ангел Господень возвестил!

4. Поле битвы

Столетняя война:
Где золотился дрок веселый,
Стою на пепле, чуть жива.
Земля видала много соли,
Земля впитала много крови,
Когда постелью стала вам.
Вам не грозит отныне старость,
А кости прорастут травою.
Ваш флаг слабеющей рукою
Поднимаю.
О, как была я молода в небесах,
Когда у ангелов горели глаза,
И сжалось небо, словно глина в горсти,
И раскололось на одну к десяти!
Я родилась в изломе ангельских крыл,
И мой отец — Денница16 — стал алей зари.
На протяженьи сотен лет
Я — окончательный ответ,
Последний довод королей
И первый выкрик их: «Убей!»
Я — продолжение борьбы,
Я голос утренней трубы,
Я — трепет шелковых знамен,
Я — связь разрушенных времен,
Подвластных зову моему,
Я — оправдание всему!
Цель мародеров и купцов,
Наследство детям от отцов,
Пока вы голодны и злы,
Я разрубаю все узлы!
Железный век, железный смех,
Я — воздаяние для всех!
Меняю нищенскую клеть
На героическую смерть.
Я – разрешение от уз,
Меня не любит только трус,
А любят девы и певцы,
Поэты, воры, простецы17,
Что, омочив усы в вине,
Слагают песни обо мне.
Я — ваша первая струна!
Мое призвание — война!
Хор:
Война, удел мужчины,
Знать не надо ей причины.
Жизни лучшая оправа —
Только слава, только слава!
Бей в живот, не зная страха!
Здесь пройдет кровавый пахарь!
Силы Божьей верный образ —
Только доблесть, только доблесть!
Война:
Придите ко мне, патриоты седые
И уличный сброд, избежавший петли!
В объятьях моих познавали святые
Все пламя Небес, все уродство Земли.
Хор:
Ради чести, правды ради
Не отдать врагу ни пяди!
Въедет в рай дорогой белой
Только смелый, только смелый!
Трусость — вот черта холопья.
Наша вера — наши копья!
Раскаленное горнило
Усмиряет только сила!
Война:
Прекрасна легенда о Деве и битве18,
Что кормит глупцов от Фуа до Кале19.
Прекрасна та плоть, что в огне и молитве
Становится прахом на грешной земле!
Хор:
Только слава, только слава!
Только доблесть, только доблесть!
Только смелость, только смелость!
Только сила, только сила!
Ангел господень возвестил!
Ангел господень возвестил!
Ангел господень возвестил!
Ангел господень возвестил!

5. Дуэт Карла и Изабеллы20.

Карл:
Ни казны, ни короны
От тоски — удавиться.
Для лишенного трона
Ты — не мать, а волчица!
Ты во всем виновата!
Ты во всем виновата!
Ты!!!
Ты поломала мою жизнь!
Ты утопила все во лжи!
Ты государство продала!
Ты с англичанами спала!
Я стал посмешищем для всех!
Я ненавижу этот смех!
Я ненавижу свою мать,
Что трону предпочла кровать!
Изабелла:
Боже, сын мой, вы взволнованы.
Это вредная наследственность21.
Я боюсь, придется снова мне
Взять правленье под ответственность.
Карл:
Скажи мне правду, наконец!
Скажи мне, кто был мой отец!
Король я или не король,
Сказать немедленно изволь!
Ты с англичанами спала!
Ты государство продала!
Изабелла:
Мальчик мой, у вас истерика.
Мне ль учить вас осторожности?
Я уже за оба берега
Просчитала все возможности.
Карл:
Ты заключила договор!
Меня ограбила как вор!
Мою корону продала!
Изабелла:
Да я в Труа тебя спасла!22
Ведь ты совсем беспомощен.
Враг силен, а ты — дитя еще.
Карл:
Ты мне волчица, а не мать!
Ты трону предпочла кровать!
Изабелла:
Мальчик мой, довольно нервничать.
Карл:
Ты поломала мою жизнь!
Изабелла:
Ни к чему со мной соперничать.
Карл:
Я стал посмешищем для всех!
Изабелла:
Если ищешь утешения,
Предоставь мне все решения.

6. Жанна во дворце

Хор:
Двор смеется, чернь молится.
Мол, преданье исполнится.
Мол, страну погубила женщина,
А девица спасет.
Конопатая, рыжая!
Глянь-ка, косы острижены!
А одежа на ней мужицкая!
Видно, честь бережет!
Кошон:
Что это за дурочка стоит перед воротами?
Дюнуа:
Что это за девка хочет видеть короля?
Де Рец:
Что это за нищая блажит пред благородными?
Изабелла:
Выгнать ее прочь!
Карл:
Зовите в зал, скучаю я!
Да, да, да.
Я развлечься желаю.
Хор:
Крестьянка из деревни Домреми
Явилась ко двору с посланьем
Непосредственно от Бога!
Зовется Жанной Д’Арк
И Жаном был ее отец
И были Жанами и дед ее и прадед23.
Какой-то ей архангел рассказал,
Что нужно Францию спасать,
Не кончив даже с сенокосом!
Нужны всего-то навсего войска,
А уж тогда она спасет
Престол, корону и страну,
Престиж державы и казну,
А также солнце и луну,
И посрамим мы сатану,
И все купаться будем в Божьей благодати!
Дюнуа:
Может быть, ты — опоясанный рыцарь,
И род твой древнее, чем Хлодвига24 род?
Де Рец:
Может быть, звать нужно эту девицу
Жанной Де Арк и пойти с ней в поход?
Жанна:
Тот, кто меня опоясал на битву,
Небесное воинство вел.
Кошон:
Девка, должно быть, была маркитанткою25 там.
Дюнуа:
Может быть, твой покровитель небесный
Готов оплатить провиант и фураж?26
Де Рец:
Может быть, ты, полководец прелестный,
Войску кресты вместо копий раздашь?
Жанна:
Тот, кто меня опоясал на битву,
Поможет тому, кто идет.
Трио:
Только — увы! — англичане не знают о том.
Дюнуа:
Может быть, ты нам покажешь знаменье?
Я тогда первый пойду за тобой!
Де Рец:
Может быть, ты принесешь избавленье
Франции? Франция! Вот твой герой!
Жанна:
Тот, кто меня опоясал на битву,
Дал мне лишь веру, поверьте и вы…
Трио:
Дай мне знаменье, тогда я пойду за тобой!
Дай мне знаменье, тогда я пойду за тобой!
Дай мне знаменье — тогда я пойду за тобой!
Хор:
Дай нам знамение….
Дай нам знамение…
Дай нам знамение….
Дай нам знамение…
Карл:
Дай — мне — зна-ме-ни-е…27

7. Заседание инквизиционной комиссии

Первый кардинал:
Вот так или примерно так их состоялось рандеву.
Явило Карлу некий знак дитя, рожденное в хлеву.
Второй кардинал:
За ней поднялся весь народ!
Первый:
Не от великого ума.
Третий кардинал:
И что? Ужель тебя гнетет сословных предрассудков тьма?
Первый:
Она явила Карлу знак. И тайною сей знак покрыт.
Случилось чудо. Слабый злак пробился к свету сквозь гранит.
Ее признал и двор, и трон. Но почему? Открыт вопрос.
Второй:
Возможно, с неба грянул гром? Расцвел венок железных роз
На крышке гроба Сен-Дени, ожил мертвец, запел осел?
Третий:
Растаял снег среди зимы… Вы оба – клоуны, и все.
Первый:
Ночь. Замок. Моросящий дождь. Младенец. Кровное родство.
Второй:
Внебрачная, от блуда, дочь самой старушки Изабо?
А значит, Карл – сводный брат? Крест Меровингов на груди?
Ты в двух шагах от адских врат. Иди, помешанный, иди.
Третий:
Она вошла. Глаза в глаза – простолюдинка и король.
Молчание. Холодный зал. Придворных онемевший рой.
Что понял Карл? Почему, едва она с колен встает,
По августейшему челу струится пот?
Второй:
Как мило – пот.
А почему не кровь?
Третий:
Момент.
Король меняется в лице.
И это видит высший свет, и даже слуги на крыльце.
Король сражен. И в тот же час, не отобедав, не вздремнув,
Король велит зачесть указ. Велит опустошить казну,
Трубить в трубу, звонить в набат, и лучших рыцарей созвать.
Гремит парадная пальба, доспехи начищает знать,
И девушку, чья речь груба, что и Псалтири не прочла,
Уж носит на руках толпа, и в честь ее колокола
Трезвонят в малых и больших церквях. И знамя Валуа —
В руках соплячки из глуши!
Второй и Первый:
Она идет на Орлеан!!!

8. Признание

Дюнуа:
Как я посмел не поверить в тебя?
Мне прощения нет, но прошу — не казни меня!
Солнце к зениту восходит, слепя,
Но, глаза обжигая, смотрю в небо синее…
Как я посмел не поверить в тебя?
Я твой вассал, я умру с твоим именем,
Жанна! Ты стала моей мечтой!
Жанна! Дыханье весны!
Жанна! Белый цветок Сeн-Дени!28
Де Рец:
Соль серебра дробя,
Я создавал тебя.
Дом, где Всевышний спит,
Лик твой мальчишеский
Осветил.
Юный герольд
Знает пароль,
Чтоб войти в двери крепости.
Шлейф за тобой нести
Мне позволь!
Пред тобой пепла ниже я:
От небес отстою на шаг!
Плод чернокнижия —
Дева и юноша —
Мне судья.
Сын мне и дочь,
Ад мой отсрочь!
Разверни стигмы знамени,
Чтоб стала пламенем
Моя ночь.
Жанна! — падшие ангелы
Жанна! — с небес не видны.
Жанна! — Алая Дея29 Войны!
Кошон:
Неровен час — свершится все, о чем я Господа просил.
Но в этот миг пред королем стоит посланец Божьих сил.
Судачит знать — ее знаменье удивительней креста,
Она честна, она проста — и коли так, она свята!
Но этот век жесток и дик, в нем даже вера — от ума,
В нем не родится Бенедикт, или Франциск, или Фома30.
В монастырях сидят святые, там их лучше слышит Бог!
Они худы, или толсты, им не дается стройных ног!
Зачем святому красота? Я словно нищий перед ней!
Так не бывало отродясь. Я — церкви князь, и мне видней!
Жанна! Пред римскою церковью
Жанна! Склонись до земли!
Жанна! Черная дочерь Лилит!31
Дюнуа:
Жанна! Позволь мне служить тебе!
Де Рец:
Жанна! Ты будешь моей!
Кошон:
Жанна! Зачем искушаешь меня?
Дюнуа:
Жанна! Белый цветок Сен-Дени!
Де Рец:
Жанна! Алая Дея войны!
Кошон:
Жанна! Черная дочерь Лилит!

9. Англичане

Маршал:32
У парня с наших берегов…
Хор:
Эй, Джонни, не зевай!
Маршал:
Есть фляга с пивом до краев.
Хор:
Эй, Джонни, не зевай!
Маршал:
Но флягой не напоить друзей,
Десяток жадных ртов!
Хор:
Бочонок полный нам налей
У этих берегов!
Маршал:
У парня с наших берегов…
Хор:
Эй, Джонни, не зевай!
Маршал:
Есть девка, тощая с боков.
Хор:
Эй, Джонни, не зевай!
Маршал:
Сколь тащишь в дом – все мало ей,
У Мэри нрав суров!
Хор:
Найди красотку попышней
У этих берегов!
Маршал:
У парня с наших берегов…
Хор:
Эй, Джонни, не зевай!
Маршал:
Есть дом, где прохудился кров.
Хор:
Эй, Джонни, не зевай!
Маршал:
Оставь свой дом – ему конец,
Он был и так не нов!
Хор:
Возьми себе любой дворец
У этих берегов!
Маршал:
Ребятам с наших берегов…
Хор:
Руби, коли, хватай!
Маршал:
Не хватит наших островов!
Хор:
Руби, коли, хватай!
Маршал:
Уэльс унылый им не мил,
Им больше подавай!
Хор:
Нам нынче нужен целый мир…
Маршал:
Эй, Джонни, не зевай!
Хор:
Эй, Джонни, не зевай!
Руби, коли, хватай!!
Руби, коли, хватай!!
Руби, коли, хватай!!

10. Орлеан

Жанна:
Бог помогает тому,
Кто хочет помочь себе сам.
Война — дорога во тьму
И путь к небесам!
Французы:
И путь к небесам!
И путь к небесам!
Сто лет побед не видела Франция!
Англичане:
Сто лет побед не увидит и впредь!
Французы:
Пора — гремят алебарды и панцири!
Англичане:
Пора — трубит наступление медь!
Эй, храбрецы — Айзенкур33 не забыли ли?
Французы:
Нынче за это ответите вы!
Пора — взывают французские лилии.
Англичане:
Пора — взывают британские львы.
Жанна:
Кончилось время позора и бедствия!
С нами Господь! Уповай на него!
Англия, нынче познаешь ты бегство!
Я знаю!
Я верю!
С нами Господь!!!
Французы:
На Орлеан!
Жанна:
С нами Господь!
Французы:
На Орлеан!
На Орлеан, с нами Дева и Франция!
На Орлеан, с нами Дева и Франция!
На Орлеан, с нами Дева и Франция!
На Орлеан, с нами Дева и Франция!
Французы и англичане:
В этой битве, в этой сече,
В горне гнева раскаленном
Завещают богу свечи,
Рвут камизы34 на знамена.
Сколько сильных, сколько смелых,
Сколько храбрых, сколько юных
Жаждут славы хоть посмертной,
Жаждут славы хоть минутной.
Французы:
Только слава, только слава!
Англичане:
Только доблесть, только доблесть!
Французы:
Только смелость, только смелость!
Англичане:
Только сила, только сила!
Французы:
С нами Дева, с нами Дева!
Англичане:
С ними Дьявол, с ними Дьявол!
Французы:
С нами Дева, с нами Дева!
Англичане:
С ними Дьявол, с ними Дьявол!
Жанна:
Славьте не меня! Славьте Господа!

11. Предназначение

Жанна:
Вот и свершилось пророчество-
Но почему холодно в мире?
Мой удел – одиночество,
Тень моя – спутник, суженый милый.
Вот и выбиты зубы льва – они
Прорастут на поле.
Алой станет трава и зимние сны
Ко мне не вернутся боле.
Вот и взят Орлеан – и где моя радость?
Душа омертвела…
Жанна! Куда пойдешь, когда выполнишь все,
Что Небо хотело?
Вот
Я за доской, но кто фигуры ставил?
Кровью
Горчит победное вино.
Я
Вошла в игру, ее не зная правил,
Бросив прялку и веретено…
Разве по силам женщине остановить
Колесницу смуты?
Узел веками вязали – и вот он свит.
Бедные люди!
Скоры на суд, насмешку, измену, лесть –
И на веру скоры…
Ну так неси им, Жанна, благую весть,
Оставаясь в скорби!
Жиль де Рец:
Глория деи,
Эт фили, эт спиритус санктис,
Секуля, секулерум!
Бросив в Луару мечи, разбежались британцы
По темным норам.
Но от острого глаза Рубаки Жиля
Попробуй скройся!
Ну-ка, гляди, он хотел мне выпустить жилы
Вот этим устройством!
Жанна, он твой!
Ты знаешь, что делать с ним, лучше,
С плодом незрелым…
Он – я клянусь головой – даже не лучник!
Наверное, герцог целый!
Жанна:
Глория деи,
Эт фили, эт спиритус санктис,
Секуля, секулерум!
Кто этот юноша – он на посту остался
И схвачен дозором?
Кто этот вражеский воин – он не похож
На сына Уэльса?
Встань! Подойди! Я только в битве свирепа,
Но гнев мой наелся крови.
Ты без меча – а значит, пленник,
Но судя по платью – знатный.
Я не хочу ни жизни твоей, ни денег –
Возвращайся обратно
В Англию – и расскажи лордам и йоменам35
Об Орлеанской сече.
Здесь и сегодня когти львиные сломаны…
Михаил:
Да, человече.
Сломаны – но отрастут, если Жанна устанет
И опустит знамя.
Сломаны – но отрастут, если Жанна забудет,
Кто стоит за нами.
Жанна:
Глория деи, эт фили…
Я забываю
Слова канона…
Я так ждала тебя, что, увидев, оглохла
От колокольного звона
В сердце. Я так ждала тебя, что, увидев,
Ослабла плотью.
Словно мой конь вышиб меня из седла
На крутом повороте…
Ты,
Ты просто будь – незримо или зримо –
Рядом – и я без воинства, одна,
Землю
От Вокулера36 до святого Рима
Брошу, как трофей,
На стремена.
Михаил:
Ты,
Ты не одна, теперь нас всюду трое:
Ты, я и Тот, кто видит нас.
Он
Благословит тебя своим покоем
Не сейчас. Не сейчас.
Ты,
Его любя, свое исполнишь бремя.
Жанна:
Вот я,
Но как темны твои слова!
Михаил:
Время! Ты слышишь звон – твое уходит время.
Жанна:
Tantum dic verbo et sanabitur anima mea37.

12. Народная слава

Хор:
Она прекрасна, как май, она чиста, как родник.
Она несет избавление!
Она не знает преград, она идет напрямик,
Оставив страх и сомнения.
Жанна!
Среди кровавых боев, среди железных мужей
Она как белая лилия.
Она бессмертна, как жизнь. Я слышал, будто пред ней
Смерть отступает в бессилии!
Жанна!
Ее глаза, как гроза, ее десница как сталь,
Ее одежда — броня, ее дыханье — мистраль,38
Она пойдет на Париж! Она взяла Орлеан!
Одно лишь имя ее кидает в дрожь англичан!
Жанна!
Ее скакун как огонь, под ним трясется земля,
Копыта словно ристалища!
А генералы ее хоть поважней короля,
Но всем солдатам товарищи!
Жанна!
Все англичане бегут, завидев знамя ее,
Сто сорок пять городов она взяла на копье!
Она пойдет на Париж! Она взяла Орлеан!
Одно лишь имя ее кидает в дрожь англичан!
Жанна! Небесное воинство
Жанна! Идет за тобой!..
Жанна! Тебе покорится любой!

ДЕЙСТВИЕ 2

13. Сон Дюнуа

Дюнуа:
Ночь безветренна. Тих и ясен ночной дозор.
Сон таинственный, сон желанный туманит взор.
В тишине наклонились к омуту листья верб.
Память прежняя перечеркнута словно герб39.
Ангел утренний, опустись со своих высот!
Сердце верное все претерпит и все снесет!
Жизнь моя, что была пресна, как вчерашний хлеб
Перечеркнута, перечеркнута словно герб!
С этих пор я тебе одной посвящаю дни –
Белой лилии, белой лилии Сен-Дени!
Жанна, Жанна, перед алтарем будь со мною вместе!
Жанна, Жанна, в белом одеянии моей невесты!
Де Рец:
Все мосты разведены,
Распростерт на тверди я.
Глаз твоих отметины
На броне предсердия.
Пробудись! Под покровом стены
Никто не увидит нас!
Пробудись! Насмешкою будет
Пламенный твой отказ!
Жанна, Жанна, к телу своему отнеслась ты строго.
Жанна, Жанна, женщиною став, ты забудешь Бога.
Кошон:
Ты на грани прегрешения,
Мне известно утешение:
Опасайся совращения,
Совращение приводит в ад!
Жанна, Жанна, вечная причина порочной страсти!
Жанна, Жанна, в браке со Христом познается счастье!
Дюнуа:
Почему ты молчишь и не поднимаешь век?
Полководец мой, ты не ангел, ты – человек.
Неужели тебя не тронет моя любовь?
Я не верю, что ты действительно любишь кровь!
Я не верю, что ты ликуешь, врагов рубя,
Я не верю, и я хочу защитить тебя!
Жанна, Жанна, чистая любовь недостойна кары!
Жанна, едем в тихий уголок к берегам Луары!
Англичанин:
Теперь за всех британских дам
Я даже шиллинга не дам:
Ты покорила Глостер, Ноттингам и Бристоль.
Лежит земля меж двух морей,
Где руки жадные парней
Тебе готовы оказать гостеприимство.
Жанна, Жанна, почему француженки так несносны?
Жанна, Жанна, ждет тебя в томлении целый остров.
Карл:
Мир жестокий полон ложью:
Чем дальше, тем горше мне.
Ты одна во мне, ничтожном,
Увидела большее!
Жанна, Жанна, здесь, среди мужланов, тебе не место!
Жанна, Жанна, подари наследника королевству!
Квинтет вместе:
Жанна, Жанна, милая, проснись – ты всего добилась!
Жанна, Жанна, кто же твой избранник, скажи на милость!

14. Заседание инквизиционной комиссии

Третий:
У нашей подопечной все
Идет на лад. Ликует люд.
Судьбы грохочет колесо,
В церквах осанну ей поют.
И грязный кнехт, и гордый граф
Мечтают породниться с ней…
Сюжет как в сказке. Я не прав?
Первый:
Ага. Чем дальше, тем страшней.
Мы знаем сказки той финал,
И оттого – вопросов тьма.
Где был король несчастный, Карл,
Где были Рец и Дюнуа,
Когда в Компьени враг не спал,
Вязал силки и сети плел?
Второй:
Металл куют, пока металл
Горяч. Пока в упряжке вол
Не утомился и не пал,
Землицу надобно пахать!
Ну ладно, двор, ну ладно, Карл,
Но где же королева-мать
Была? Посредь большой войны,
Когда победа – далека,
И рати вражие – сильны,
А королевские войска
Идут в огонь, как в первый раз,
Не веря сами, что идут –
Она бросает карты – пас! –
И, словно спьяну иль в бреду,
Сдает ферзя?
Первый:
Сдает ферзя.
Ей эта партия на кой?
Ей позавидовать нельзя –
Старушка за другой доской.
Сын вещью был – и стал дерзить.
Был связан – ныне стал крылат.
Третий:
Догнать! Связать! Остановить!
Второй:
О, матери! Вот детский сад!

15. Реймс40

Жанна:
Мой государь, нас убьет промедление.
Изабо:
Сын мой, к чему вам теперь рисковать?
Жанна:
Мой государь, позабудьте сомнения!
Изабо:
Сын мой, послушайте мудрую мать!
Сын мой, я знаю, что вам теперь надобно.
Жанна:
Мой государь, нужно страх побороть.
Изабо:
Сын мой, она же посланница адова!
Жанна:
Мой государь, с нами будет Господь!
Изабо:
Сын мой, вам с войной не справиться.
Карл:
Мне не справиться, мне не справиться…
Изабо:
Вам же грязь и кровь не нравится.
Карл:
Мне не нравится грязь и кровь…
Жанна:
Государь, зовет вас Франция!
Карл:
К королю взывает Франция!
Жанна:
Ждет, как чуда, коронации!
Карл:
Коронации, как чуда ждет!
Изабо:
Сын мой, этот путь убийственнен.
Карл:
Путь губителен, путь губителен…
Жанна:
Сбросьте страх и станьте истинным,
Станьте истинным, истинным королем!
Жанна, Карл:
Реймс! Туда ведет надежда,
Реймс! Сквозь белые одежды
Облаков сияет нам звезда.
Карл:
Звезда великой славы,
Мощь и власть моей державы,
Франции победная звезда!
Жанна:
Звезда любви небесной,
Путь прямой и неизвестный,
Там, в конце пути — моя звезда!
Карл:
Моя звезда…
Жанна:
Моя звезда…
Карл:
Моя звезда…
Вместе:
Моя звезда!

16. Коронация

Хор:
Славься, славься, славься, славься!
Да здравствует король!
Славься! Пробил час величья!
Славься! В царственном обличье
На престол восходит государь,
Увенчан блеском славы,
Он надежда всей державы,
Францию спасет наш государь!
Наш государь!
Наш государь!
Наш государь!
Наш государь!
Славься, славься, славься, славься!
Да здравствует король!
Жанна:
Примите, мой король, венец своей страны.
Сияет он, как нимб, но тяжек, словно крест.
Поверьте, мой король, мы продолжать должны поход…
Карл:
Опомнись, Жанна, что ты говоришь?
Жанна:
Мой государь, идемте на Париж!
Я вижу в том Господень перст!
Карл:
Но всякий нимб тяжел, как крест!
Опомнись, Жанна!
Жанна:
Идемте на Париж!
Карл:
Опомнись, Жанна!
Жанна:
Идемте на Париж!
Карл:
Опомнись, Жанна!
Хор:
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя!
Жанна:
Главная победа впереди, мой государь,
Не бросайте все на полпути!
Карл:
Но, Жанна!
Этот праздник мой, зачем спешить, куда идти?
Слышишь, как чудесно хор поет осанну?
Хор:
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя!
Карл:
Пей за мой триумф и веселись — я так велю.
Жанна:
Время утекает, как песок меж пальцев.
Дайте мне войска, о государь — я вас молю!
Я должна идти!
Хор:
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя!
Карл:
Ты нужна мне здесь!
Жанна:
Я слышу шелест белых крыл.
Карл:
Мне венца не снесть!
Жанна:
Конец дороги близок.
Карл:
Тут корысть и лесть, мне без тебя не хватит сил!
Жанна:
Каждый на свой путь, как на иглу, нанизан.
Кто пойдет со мною на Париж?
Хор:
Она сошла с ума — перечить государю!
Жанна:
Кто пойдет со мною на Париж
Трио:
Жанна, Жанна, что ты делаешь?
Жанна, Жанна, что ты делаешь?
Там, куда ты собралась, не ходят строем —
Так иди одна!
Иди одна!
Иди одна!
Иди одна!
Хор:
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя!
Жанна:
Кто пойдет со мною на Париж?
Карл:
Не оставляй меня!
Жанна:
Государь, ну что же ты молчишь?
Карл:
Не оставляй меня!
Послушай, Жанна, подожди…
Жанна:
Но ждать нельзя ни дня!
Хор:
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя!
Славься, славься, аллилуйя!
Жанна:
Кто пойдет со мною на Париж?
Кто пойдет со мною на Париж?
Кто пойдет со мною на Париж?
Кто пойдет со мной?..

17. Совещание

Изабелла:
Может быть, ты и родился мужчиной —
Я затрудняюсь что-либо сказать.
Может быть, ты назовешь мне причины
Хоть для проформы тебя уважать?
Карл:
Жанна берет города без сражений и скоро до моря дойдет!
Изабелла:
На! Вышивай же ей юбку и верь в чудеса!
Можешь ли ты хоть на что-то решиться?
Ну же, мой мальчик, сыграй эту роль.
Ты понимаешь, что можешь лишиться
Франции? Франция! Вот твой король!
Карл:
Жанна — мой пес, и покуда мне служит, моя не померкнет звезда!
Изабелла:
Порван ошейник. Твой пес неподвластен тебе!
Ты коронован. Теперь в твоей власти
Строить империи, рушить дворцы.
Не навлекай на корону напасти!
С Жанной остались одни лишь глупцы!
Карл:
С ними она, а со мной? Кто со мною? Кто же остался со мной?
Изабелла:
Жанне нужна только слава. Ты ей ни к чему.
Мой сын, избавься от нее!
Меч развернется острием!
Ее звезда затмит твою!
Ее дела тебя убьют!
Ты стал посмешищем для всех!
Железом выжги этот смех!
Король ты или не король,
Сказать немедленно изволь!
Карл:
Я король, но не напрасно ли
Ты учила осторожности?
Или ты себя мнишь пастырем,
Чтоб просчитывать возможности?
Изабелла:
Послушай, сын, родную мать!
Настало время выбирать!
Возьми правленье в свой кулак!
Карл:
Но Жанна мне явила знак!!
Но Жанна — как безумная…
Изабелла:
Сын мой!
Карл:
Хватит! Я подумаю!
Изабелла:
Пойми, она обречена!
Ее пожрет сама Война!
Карл:
Я знаю, что я делаю!
Изабелла:
Как вы мудры, мой государь!
Карл:
Правлю я рукою смелою…
Изабелла:
Вы, сын мой, истинный король!
Карл:
Я король! Долой сомнения!
Предоставь мне все решения!

18. Отречение

Карл:
Ах, какой тяжелый груз
Политический союз.
Отвратительная роль —
Даму бьет король.
Как все быстро совершилось —
Почти за мгновение!
Ты мне лучше всех служила,
Но мать ждет решения!
Как бы было хорошо,
Кабы был вопрос решен,
Сам себя похороня
Тихо, без меня.
Я один стою над бездной
Во власти обмана!
Отчего же бесполезной
Ты сделалась, Жанна?
Нет, не быть мне Карлом Смелым,
Ни Людовиком Святым.
В сонмах прошлых поколений
Буду лишь Седьмым…
Где теперь твои знамения,
Где птицы по осени?
Я искал в тебе спасенья,
А ты меня бросила!
Ты прошла сквозь эти двери
Божественным пламенем…
Я почти тебе поверил,
А ты предала меня!
Жанна! Падшие ангелы
Жанна! С небес не видны.
Жанна! Боюсь, твои дни сочтены.
Жанна! Так нужно для Франции.
Жанна! Всему есть цена.
Жанна! Теперь ты осталась одна.

19. Маленькое предательство

Англичанин:
Доброго дня вам, джентельмены!
Мир по весне ждут перемены.
Майский пейзаж возле Компьена
Радует глаз и слух!
Кошон:
Но не для тех, кто из гордыни
Против основ действует ныне,
Кто посягнуть смел на святыни,
Кто был к советам глух!
Вместе:
Это война.
Одно предательство – отнюдь не цена,
Одно предательство – отнюдь не цена,
Одно предательство – отнюдь не цена
За мир.
Меньшее зло!
Одно предательство ахейцев спасло,
Одно предательство ахейцев спасло,
Пора и нам сходить троянским конем,
Мессир!
Кошон:
Как Альбион?
Англичанин:
Те же туманы! Как ваш приход?
Кошон:
Старая рана!
Впрочем, у нас нынче в Шампани
Чудно цветет лоза.
Англичанин:
Будет зима теплой и сытой,
Все к Рождеству будет забыто.
Вместе:
Я и тогда так же открыто
Вам посмотрю в глаза!
Верный подход —
Одно предательство, конечно, не в счет,
Одно предательство, конечно, не в счет,
Одно предательство для знатных господ не грех!
Трубы – отбой!
Одно предательство – и долгий покой,
Одно предательство – и долгий покой,
Одно предательство – и долгий покой
Для всех!
Кошон:
Смутная мысль мною владеет,
Словно другой ту же идею
Осуществил…
Англичанин:
Где?
Кошон:
В Иудее,
В месяц и век иной!
Англичанин:
Те, кто надел плащ дипломата,
В этой игре тоже солдаты!
Пешка ведет партию к пату?
Вместе:
Пешку с доски долой!
Тридцать монет –
Для дипломатии священного нет,
Для дипломатии священного нет,
Одно предательство не более чем пустяк!
Разве не так?
Одно предательство – осознанный шаг,
Одно предательство – осознанный шаг,
Одно предательство – осознанный нами шаг!

20. Заседание инквизиционной комиссии

Первый:
Брат из Тосканы прислал извещение –
Матушка чем-то серьезно больна.
Второй:
Мне непонятно двора промедление –
Мы не на сцене. Бушует война,
Да и солдаты не прочь порезвиться –
К черту интриги, седлайте коней!
Третий:
Годы идут, и мне уже тридцать,
Я – эмигрант без страны и корней.
Второй:
Дело могло бы решиться без крови:
Женщине меч – как корове седло!
Двор платит выкуп, с Жанны оковы
Сняли – и все! И обратно в село,
Голой, униженной, неумытой,
В тот же коровник, где родилась.
В те же покосы, в то же корыто,
В ту же, родную, эльзасскую грязь!
Мол, это шутка такая, французы,
Мы ведь веселый народ, вуаля?
Первый:
Брат Доменико из Вера-Круса
Стал террористом. Такие дела.
Рясу крест-накрест он подпоясал
Лентой патронной – и церковь взорвал.
Третий:
Кто мы для церкви? Поющее мясо!
Кто мы для мира? Прогнивший штурвал!
Кто мы для Господа?
Второй:
Все же, коллеги,
Дело не кончено, хватит болтать!
Третий:
Мы – как ломимые ветром побеги
В мокром асфальте. Опять и опять
Бьемся о панцирь, падаем в битве,
Были зерном – стали прахом земли.
Снова зерном прорастаем в молитве,
Хоть сорняки плодовиты и злы,
Нас разбросает сеятель снова.
Жатва за жатвой – а где же плоды?
Второй:
Брат мой! По делу скажите хоть слово!
Где он там? Что с ним?
Первый:
Постой. Не ходи.

21. Тюрьма

Жанна:
Где золотое пламя,
Бьющее сквозь облака?
Я — словно это знамя,
Сорванное с древка.
Все, кто мне верил, ныне
Стали ко мне спиной.
Здесь, посреди пустыни
Мне умирать одной.
Знаю, никто не может
Сделать добро из зла.
Есть ли та сила, Боже,
Чтобы меня спасла?
Ангел мой в белой стали,
Сердце мое молчит.
Чем твое слово стало,
Чем обратился щит?
Михаил:
Кратки часы победы.
Ныне горят мосты.
Кто бы тебя не предал —
Что предавала ты?
Жанна:
Воду, ветра и сушу,
Даже саму себя
Я предала бы лучше,
Но не тебя, не тебя!
Михаил:
Пуст виноградник, Жанна,
Сердце едва стучит.
Голос мой, голос, Жанна,
Больше не прозвучит.
Жанна:
День тишиной охвачен,
Раны небес горят.
Среди всего, что утрачу,
Ты — большая из утрат.
Что ж, видно так того желал Господь!
Что ж, видно так того желал Господь!
Михаил:
Пуст виноградник, Жанна,
Тьма застилает дверь.
Жанна:
Среди всего, что теряю,
Ты — большая из потерь.
Михаил:
Слушай меня: в сраженьях
Ты шла впереди мужчин.
Тот, кто искал служенья,
Должен идти один.
Жанна:
Что ж, видно так того желал Господь!
Михаил:
Должен идти один!
Жанна:
Что ж, видно так того желал Господь!
Михаил:
Должен идти один!
Жанна:
Если бы предложили —
Все приняла бы вновь.
Среди всего, что любила,
Ты лишь и есть — любовь.

22. Месса

Кошон:
Следует ли женщине как мужу одеваться?
Следует ли женщине тратить в битвах дни?
Следует ли женщине девицей оставаться?
Следует ли женщине жить средь солдатни?
Все:
Нет, нет, нет — такова наша вера!
Карл:
Следует ли женщине путаться у трона?
Изабелла:
Следует ли женщине осквернять корону?
Кошон:
Следует ли женщине так менять личину?
Следует ли женщине унижать мужчину?
Все:
Нет, нет, нет — такова наша вера!
Де Рец:
Следует ли женщине нежной быть в постели?
Дюнуа:
Следует ли женщине рваться под венец?
Кошон:
Следует ли женщине петь у колыбели?
Изабелла:
Следует ли женщине стать мадам де Рец?
Все:
Да, да, да — такова наша вера!
Кошон:
Может, к этой женщине просто стать суровей?
Может, этой женщине чувства не даны?
Может, эта женщина просто жаждет крови?
Может, эта женщина — семя Сатаны?
Все:
Да, да, да — такова наша вера!
Господи, смиренно молим
В этот час:
Не покинь в земной юдоли
Грешных нас.
Силы божьей верный образ покажи
И отступников сурово накажи!
Чтоб взошло обильно просо и пшено,
Чтоб у нашего соседа не взошло.
Женщины:
Чтобы муж обогатился на войне,
Чтобы разорился наш сосед вдвойне.
Мужчины:
Чтоб жена не изменяла с четверга,
Чтобы у соседа отросли рога.
Все:
Чтобы спасшиеся души вознеслись,
Чтобы нашему соседу не спастись.
Чтобы праведным и смелым,
Не скорбя,
Въехал в рай дорогой белой
Только я.
Голос Жанны:
Агнус деи, мизерере мей,
Агнус дей, мизерере мей,
Квитоллис пеката мунди,
Дона нобис пацем дей41.
Все:
Агнец Божий, помилуй нас,
Агнец Божий, помилуй нас.
Агнец, взявший грехи мира,
Одари своим миром нас.
Война:
Агнец Божий, спаси ее!
Агнец Божий, спаси ее!
Я жива ее трудами –
В ней спасение мое.
Михаил:
Агнец Божий прими ее,
Агнец Божий прими ее,
Среди всех, кто шел сквозь пламя,
Только Жанна – дитя твое!
Вместе:
На руинах моих надежд,
В мире мытарей и невежд,
Средь молящих и зовущих
Лишь она перешла рубеж.
Дюнуа:
Боже праведный, Боже сил!
Я же звал, я тебя просил!..
Почему у тех, кто верит,
Ни на что не хватает сил!
Без нее мир похож на склеп.
Что мне кровь твоя, что твой хлеб?..
Отчего же, Боже правый,
Ты так мстителен и так слеп??
Де Рец:
Лживый бог человечьих стад!
Сам твой вид источает яд.
Будь она хоть трижды ведьма –
Вместе с ней я сошел бы в ад.
Ты же иначе рассудил:
Взял ее, а меня простил.
Я отныне – твой противник,
Если только достанет сил.
Карл:
Боже мой, как ее спасти?
Сердце бьется птенцом в горсти.
Почему у тех, кто верит,
Так извилисты пути?
Кошон:
Боже мой, я схожу с ума!
От сомнений душа пьяна.
Почему у тех, кто верит,
В сердце идет война?
Война:
Ты, стоящий у врат молитв!
Заперт слух, а ковчег открыт.
Ты забыл, что во вселенной
Битва духа – есть битва битв.
Кошон:
Что вам надобно от меня,
Голоса темноты и дня?
Голос церкви – глас народа.
Выбор мой – не вина моя!
Михаил:
Человечья душа черна,
Никому не дойти до дна.
Между ней и Божим Градом –
Нескончаемая война.
Война:
Сердце слабо, а плоть сильна.
Выбор твой – вот твоя цена.
Между истиной и правдой –
Нескончаемая война.
Кошон:
Всемогущий, предвечный Бог!
Голос твой я понять не смог.
В судный день мой, в день печали,
Дай мне силы исполнить долг.
Все:
Агнец Божий, принявший мир!
Сохрани короля и клир.
Помолись о нас, заблудших,
Пощади и даруй нам мир!
Голос Жанны:
Agnus Dei, miserere mei,
Agnus Dei, miserere mei,
Qui tollis
Peccata mundi,
Dona nobis pacem Dei.

23. Процесс

Хор:
Ветвь бесплодная
Вон исторгнута –
Это господа Христа слова.
Правду высветит
Суд епископа –
Вера праведная такова.
Кошон:
А коли так, а коли так, что наша вера такова,
Я вижу знак, что Жанна Д’Арк — всего лишь сорная трава.
Сорняк теряет по зиме свой привлекательный наряд,
Она — сухой чертополох, что источает только яд!
А этот век жесток и дик, здесь даже вера — от ума,
В нем не родятся Бенедикт, или Франциск, или Фома,
Святым пристала благодать, а не распутство и тюрьма,
А коли так, то все обман, а коли так, то все обман,
Жанна:
Я не обманывала вас вчера, сегодня, и всегда.
Что говорила одному – скажу и в зале для суда.
Хор:
Какие гордые слова, и какова же их цена?
Ответа просим у суда, у справедливого суда!
Кошон:
Во имя троицы святой и всех апостолов святых
Девица Жанна, встань и стой, и не веди речей пустых.
Лишь на вопросы отвечать. Не лгать. Смотреть всегда в глаза.
Наш долг – свидетельства сличать, без коих осудить нельзя.
Ты ведьма?
Жанна:
Нет.
Кошон:
Запишем – да. Прислужник верный Сатаны
Обучен лгать везде, всегда, и тут нам факты не нужны.
Жанна:
Со мною был защитник мой, меня от гибели храня.
А вы – вы предали меня, зачем вы предали меня?
Хор:
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?
Где тот герой, что спасет тебя, Франция?
Де Рец:
Юный герольд
Знает пароль.
Разве то, что в ней вижу я,
Плод чернокнижия?..
Ты Орлеанский видел бой? Ты видел крепости в огне?
Там каждый камень повторял: иди за ней! Иди за ней!
Кошон:
Вы обманулись, шевалье. И вы, и войско, и народ.
Вас вел не долг, вас вел не Бог, — вас вел обычный приворот!
Хор:
Да, нами вертят, как хотят, поборы, голод и родство.
А нынче это – колдовство, а нынче это – колдовство!
Хор и Кошон:
А нынче это – приворот, обычный ведьмин приворот!
И обездоленный народ – расправы требует народ!
Дюнуа:
Я спасу тебя, Жанна – я и моя любовь!
Я не верю, что ты действительно любишь кровь!
Я же знаю – ночами ты не смыкала век!
Я же видел – твоя молитва чиста как снег!
Кошон:
Если бесам себя ты, Жанна, не отдала,
Прочитай нам молитву прямо здесь!
Дюнуа:
Смелее, Жанна!
Жанна:
Я прочла.
Кошон:
Коль ты невинна – вслух молись. Но ты молчишь!
Дюнуа:
Она молчит!
Кошон:
Ты – ведьма!
Хор:
Ведьма! Ведьма! Ведьма! Ведьма!! Ведьма!!!
Кем ты была околдована, Франция?
Кем ты была околдована, Франция?
Кошон:
Встать! Августейшая чета! Король и матерь короля!
Прошу занять свои места по эту строну стола.
Вам слово, сир.
Карл:
Там, во дворце… ее прямой и дерзкий взгляд…
И все тогда ослепли, все! Ее устами блеял ад!
Я потерял и речь, и слух, я – кролик бедный в пасти льва!
Она меня, и знать, и слуг, и армию околдова…
Кошон:
Околдовала? Или нет? Ну! Договаривайте, сир!
От изреченный вами слов зависит наш непрочный мир.
Околдовала?
Изабелла:
Ну же, сын! Хоть раз явите нрав мужской!
Он так и в прошлый раз застыл – всю жизнь с протянутой рукой…
Кошон:
Сомнений нет! Король сражен
Мечом любовной ворожбы.
Де Рец:
Не только Карл. И ты, Кошон.
Кошон:
Не только я. И вы. Все вы.
Девица Жанна! Жизнь твоя
В твоих руках, и с нею – смерть.
Ответь, проклятая змея,
Твое свободно сердце?
Жанна:
Нет.
Хор:
В чем твоя вера, несчастная Франция?
В чем твоя вера, несчастная Франция?
Кто же твой пастырь, несчастная Франция?
Кто же твой пастырь, несчастная Франция?
Кошон:
А коли так, то ты грешна и всю страну ввела в соблазн,
А это страшная вина, ее искупит только казнь!
Ужасный век, ужасный год, глухой к спасенью и мольбе!
Я проклинаю тот народ, что соблазнился о тебе!
Пред славой бренной и пустой никто не в силах устоять,
Мы под овечьей белизной не разглядели волчью стать.
Во испытание тебя послал не Бог, а Сатана,
Но наша бедная страна волкам не будет отдана!
Церковный суд – не балаган, его за горло не возьмешь!
А ты – виновна и умрешь!
Все:
А ты виновна – и умрешь!

Комиссия:
Зато у нас назрел вопрос: участье в деле высших сил.
Ведь ей являлись голоса и сам Архангел Михаил.
Кошон:
Известно: дьявол отродясь рядился в ангельский наряд.
Покажет крылья дураку, и тот, дурак, до смерти рад.
Комиссия:
Она прочла благую весть не в книге, а на облаках!
Кошон:
И я читал благую весть. Я инквизитор. Я – монах.
Комиссия:
Ты так спешишь ее убить… Ты не боишься адских врат?
Кошон:
Я не свободен в жизни сей. Я исполнитель. Я – солдат.
Де Рец:
Твоя судьба предрешена. У них вопросов больше нет.
Карл:
Сломались чаши на весах, тебе навеки – двадцать лет.
Дюнуа:
Полуребенок, полусон — тебя запомнят на костре.
Тебя не станет на заре. И нас не станет на заре.
Комиссия:
Тебя не станет на заре. Истлеет плоть, как старый лист,
А ваших запоздалых слез не зафиксирует хронист.
Четыре старца в свой черед сойдут во тьму, и с ними боль.
Епископ, рыцарь, чародей – и твой король, и твой король.
У ног твоих — огня букет. Вступи, вступи в блаженный хор!
Тебе навеки – двадцать лет.
Кошон:
Виновна. Зажигай костер.

 


1 — т.н. Столетняя война длилась в общей сложности 116 лет с перерывами (1337—1453). Этим термином обобщаются четыре длительных конфликта между Англией и Францией. Причиной их являлось желание Англии вернуть ряд континентальных территорий, некогда бывших владениями английских королей. Кроме того, поскольку английские монархи были родственниками французских, они притязали на французский престол, что тоже стало одной из причин конфликтов. Результатом войны стало поражение Англии (несмотря на первоначальные успехи этой страны). Перелом наступил после того, как французское войско возглавила Жанна д’Арк и взяла Орлеан (1429 год). Мы понимаем, что эти факты должны быть известны ещё со школы, но всё же освежаем память таким двоечникам, как мы сами.

2 — Луара — самая длинная река во Франции. Город Орлеан стоит как раз на ней.

3 — Лилия — к концу средних веков её стилизованное изображение стало гербом французских королей (т.н. «Флёр-де-Лис»> — дословно «цветок лилии» или королевская лилия).

4 — Лев, а точнее, леопард появился на гербе Англии ещё в 12 веке. Три леопарда на красном поле стали изображаться на гербе во времена правления Ричарде I Львиное Сердце (официально они назывались «идущие львы настороже»). В 1340 году (т.е. во время Столетней войны, изветсной также как война леопарда против лилии) английский король Эдуард III в знак своих претензий на престол Франции рассёк гербовое поле на четыре части, оставив во второй и третьей четвертях традиционных леопардов, а в первой и четвёртой поместил лазоревое поле, усыпанное золотыми лилиями — эмблему Франции (мать Эдуарда — Изабелла Французская — была дочерью французского короля Филиппа IV; следуя геральдическому правилу, Эдуард III изобразил в первой и четвёртой четвертях герб отца, а во второй и третьей — герб матери).

5 — Жанна д’Арк (совр. фр. Jeanne d’Arc; сама Жанна, будучи неграмотной, писала своё имя как Jehanne), национальная героиня Франции, святая католической церкви. Традиционно считается, что Жанна родилась в 1412 году в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии (кстати, у Жанны был ярко выраженный немецкий акцент). Но декретом папы Пия X от 6 января 1904 г., принятым вслед за торжественным заседанием, на котором было рассмотрено дело о причислении Девы к лику святых, названа дата 6 января 1409/1408 года. По мнению некоторых историков, родителями Жанны были зажиточные крестьяне, другие считают, что обедневшие дворяне, третьи вообще сообщают, что Жанна — незаконорожденная дочь французских особ королевской крови. Ещё бы — ведь крестьяне не могут иметь приставку «д» к своей фамилии, а современники отмечали редкую образованность Девы, странную для крестьянки (и всё же факт того, что Жанна не знала ни чтения, ни письма, официально подтверждён).
На процессе Дева неохотно признала, что её родителями являются Жак Дарк (один из главных людей в деревне; фамилии в те времена писались без апострофа, а потомки семьи Дарк и впоследствии не употребляли его) и Изабелла Роме Вутон (или Изабелла Роме — «Римлянка», произвище это она получила якобы благодаря своему паломничеству в Рим). Жанна сообщала, что в детстве — на родине — её звани Жаннеттой, кроме того, у неё были старшие братья Жакемин, Жан, Пьер и сестра Катерина.
При жизни сама Жанна ни разу не назвалась фамилией д’Арк — она подписывалась только как Жанна Девственница; отмечала и то, что у неё на родине девушки обычно носят фамилию матери. Сторонники теории о королевском происхождении Девы видят в этом ещё один плюс их точке зрения. Фамилия д’Арк не употребляется и современниками Жанны, впервые она упоминается в 1445 году в материалах процесса по реабилитации Девы.
Жанна росла обычной деревенской девочкой, мало чем отличавшейся от своих сверстников. Единственное, что её отличало — особенная набожность, любовь к церковным службам и благоговение перед колокольным звоном. В 13 лет Жанна впервые услышала голоса архангела Михаила, святой Екатерины Александрийской и, как считается, Маргариты Антиохийской, которые иногда являлись ей и в видимом облике.
Спустя некоторое время они открыли Жанне, что именно ей, следуя легенде о том, что развратная женщина погубила Францию, а невинная дева спасёт, суждено снять осаду с Орлеана, возвести дофина на трон и изгнать захватчиков из королевства (кстати, когда Жанна впервые услышала голоса, она им «дала обет сохранить девственность, пока Богу угодно»). 4 марта 1429 года Жанна прибыла в Шинон, в резиденцию дофина Карла, где уверила его в своей избранности и в необходимости получения войска под своё командование. Дофин, поколебавшись, приказал, чтобы матроны подтвердили девственность Жанны, затем отправил её в Пуатье, где она должна была подвергнуться допросу богословов, а также отправил гонцов на её родину. После того, как не было найдено ничего, что могло бы бросить тень на репутацию девушки, Карл решился передать в её руки командование войсками и назначил её главнокомандующим.
Важную роль в таком смелом решении сыграл тот факт, что Жанна именем Бога подтвердила Карлу его законнорожденность и права на престол. Не будем останавливаться на битвах, отметим лишь, что после взятия Орлеана Жанну стали называть Орлеанской Девой (более правильный перевод — «Орлеанская Девственница»). Именно Жанна убедила дофина отправиться на коронацию в Реймс. После коронации Жанна убеждала Карла начать наступление на Париж, но тот колебался, и Жанне начинают «вставлять палки в колёса».
В мае 1430 года Жанна отправляется на помощь осаждённому бургандцами Компьеню, и 23-го числа Дева оказывается в плену (в результате предательства поднят мост в город, что отрезало путь для отхода). Король Карл ничем не помог пленнице, забыв всё, что она сделала для него. За 10000 золотых ливров Жанну продают англичанам и в ноябре-декабре 1430 года перевозят в Руан. Процесс над Жанной начался 21 февраля 1431 года. Опять же, не будем описывать ни ужасы заключения, ни хитрости, на которые пускались тюремщики, в том числе Кошон. Скажем лишь, что процесс скорей всего был сфабрикован, а судейщики не скрывали своей лояльности к англичанам.
Трибунал приговорил Жанну к смерти, и 30 мая 1431 года она была сожжена живьём на площади Старого рынка в Руане. Мы могли бы написать ещё многое об Орлеанской Девственнице, но думаем, что этот исторический персонаж является наиболее известным даже тем, кто не знает ничего о событиях Столетней войны, поэтому пока остановимся…

Изображение, которое нередко выдаётся за «единственный прижизненный портрет Жанны», и, судя по всему, действительно единственный такой портрет.

6 — Давид — известный библейский герой, победивший великана Голиафа, это все знают. Роланд — знаменитейший из героев французских эпических сказаний, рыцарь и лучший витязь короля Карла Великого (судя по преданиям, жил в 8 веке). Герой поэмы «Песнь о Роланде» и ещё нескольких.

7 — Жиль де Рец — или Жиль де Рэ (фр. Gilles de Rays), или Жиль де Ре, или Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриеннь (фр. Gilles de Montmorency-Laval, baron de Rais, comte de Brienne) — французский барон, маршал и алхимик, чья жизнь овеяна легендами и мифами, и неизвестно теперь, что из них — правда, а что — ложь.
Годы жизни: осень 1404 — 26 октября 1440. В мировой истории известен под именем Синяя Борода (и запомнился частыми смертями своих жён, о чём потом сложили немало страшных сказок; кстати, в те времена «синебородыми» называли гладко, до синевы выбритых людей, хотя есть сведения, что у де Рэ была совершенно необычная борода — при определённом освещении она принимала синеватый оттенок). Ветеран Столетней войны, сторонник Жанны д’Арк.
Во время коронации Карла II в 1429 году становится маршалом Франции, но с 1432 года постепенно покидает свет и запирается в своём поместье. После доноса привлекается к суду инквизиции и подвергается казни через повешение, после чего его тело предаётся сожжению. Де Рэ инкриминировали занятия алхимией, общение с демонами, колдовство, серийные убийства, гомосексуальные извращения, педофилию и пр. Разные источники приписывают ему убийство от 200 до 800 детей, а также нескольких жён. Часть преступлений совершались не столько из садистских побуждений, сколько носили ритуальный характер и требовались для алхимических изысканий де Рэ. После его смерти в подвалах замка было найдено огромное количество детских скелетов (отметим, что преступления совершались только против красивых мальчиков, т.е. де Рэ был гомосексуалистом-педофилом).
Вообще же, есть свидетельства, говорящие о том, что де Рэ получал истинное наслаждение от мучений и убийств; ряд психиатров считают его душевнобольным — что неудивительно. И только в 1992 году состоялся судебный процесс, который полностью реабилиторовал де Рэ. Вывод был ошеломляющим: процесс 1440-го года был сфабрикован (что не отменяет точно известных фактов о вышеописанных наклонностях де Рэ, тем более, что он полностью признал свою вину — хотя мы знаем о средневековых методах вытягивания показаний).
Вот такой милый друг (а они действительно были друзьями) был у Жанны д’Арк — верный сторонник и руководитель её ополчения. Что характерно, хоть сама Жанна и знала о «странностях» своего товарища по оружию, но совершенно не препятствовала им и вообще обращала на них мало внимания. А де Рэ был единственным человеком, который попытался спасти Жанну и даже отправился выручать её с отрядом — но не успел… Через два года по его прикажу была написана «Орлеанская мистерия», посвящённая Жанне, и де Рэ оплачивал её постановку целых 10 лет (вследствие чего, говорят, почти разорился). Кто знает, была ли там искренняя привязанность и дружба или же любовь… И кто расскажет теперь, был ли де Рэ кровавым маньяком или же пострадавшим за свои убеждения глубоко верующим человеком, который и мухи в жизни не обидел?..

8 — Жан де Дюнуа, он же Жан, Бастард Орлеанский, он же просто Дюнуа (фр. Jean de Dunois; родился 23 ноября 1402 года в Париже, умер 24 ноября 1468 года в замке Ле) — граф де Дюнуа и де Лонгвиль, прославленный французский военачальник времён Столетней войны, соратник Жанны д’Арк. Гораздо менее колоритная личность, чем де Рэ — по крайней мере, о нём не осталось столь жутких легенд.
Дюнуа был внебрачным сыном Людовика I, герцога Орлеанского (родной дядя Карла VII), и Мариетты д’Энгиен, дочери Жака д’Энгиен, сеньора д’Авре и Жаклины де Сент-Обер (собственно, поэтому и звался бастардом — незаконнорожденным ребёнком, так как его отец был особой королевской крови, титул «бастард» становился почётным). До шести лет Жан рос в семье отца, но после смерти мачехи — Валентины Висконти (а сам Людовик I умер годом раньше) — его отдали воспитываться вместе с кузеном — Карлом VII. Не желая вступить на церковную стезю, для которой его предназначали учителя, в 16 лет Дюнуа сбегает и поступает на службу к дофину Шарлю, тем самым начиная военную карьеру, в которой позже зарекомендует себя как храбрый, непреклонный и безжалостный воин. На два года попадает в плен к бургундцам, уже в 21 год (некоторые источники свидетельствуют, что даже в 19 лет) посвящается в рыцари (что даёт ему право командовать отрядом, сидеть за столом короля и носить меч на перевязи и доспехи, украшенные собственным гербом), после чего сражается на стороне дофина Карла, который высоко ценит его военные таланты и человеческие качества (тем более, мы помним, что эти два человека с самого детства росли бок о бок).
Жана именовали «Красавчиком Дюнуа» (несмотря на то, что внешне он был совсем некрасив, но столь уверен в себе и, как это сейчас говорят, «харизматичен», что мог пленить любую женщину), а также признавали галантным кавалером. Отмечают ораторский дар Дюнуа — особенно часто этот факт упоминают в связи с процессом по признанию Жанны невиновной, на котором Жан произнёс речь, полную восхищения Девой и её подвигами.
Король часто поручал Дюнуа вести переговоры с англичанами. В 1403 году Карл назначает Бастарда Великим камергером Франции (первым должностным лицом королевской палаты). Нас же интересует, что Жан стал верным соратником Жанны д’Арк — даже несмотря на их первоначальные разногласия. Дюнуа возглавлял оборону осаждённого Орлеана — как раз того города, который освободила Жанна. Он считал Деву посланницей Божьей и был одним из немногих дворян, принявших сторону Жанны д’Арк.

9 — Пьер Кошон (предполагаемая дата рождения — 1371 год, вероятно, это произошло в Руане; дата и место смерти — 18 декабря 1442 года, Руан). Блестяще образованный, с 1403 года был ректором Парижского университета, в 1407 году назначен посланником, дабы положить конец Великому расколу (благодаря своим юридическим познаниям и ораторским талантам), затем он стал каноником в Реймсе и Бове, хотя не должен был бы совмещать два поста. С 1409-го года епископ Бовэзский. Был советником английского короля Генриха VI. В общем, личность от природы одарённая. Ярый приверженец английских интересов во Франции, один из главных инициаторов и руководителей суда над Жанной д’Арк. Во время оправдательного процесса над Жанной (1456 г.) был уже мёртв, поэтому родственники, не желая попасть в опалу, всячески открещивались от Кошона.

Пьер Кошон на суде над Жанной

10 — Карл VII Победоносный (фр. Charles VII le Victorieux; дата рождения: 22 февраля 1403 г., дата смерти: 22 июля 1461 г.). Король Франции (провозглашён в 1422 году, коронован в 1429 году) из династии Валуа. Сын Карла VI Безумного и Изабеллы Баварской. Когда в апреле 1417 года умер последний из старших братьев Карла — 11-го ребёнка в семье и 4-го по старшинству сына, он стал дофином (престолонаследником). Будучи лишённым права на трон, короновался в Пуатье (а не в Реймсе), но был признан только на юге и юго-западе страны (т.е. к югу от Луары).
Уверенность в себе ему вселила Жанна д’Арк, которая в 1429 году устроила коронацию Карла в Реймсе. Враги пытались представить Карла незаконнорожденным сыном королевы Изабо (так «ласково» называли его мать), Жанна же уверила дофина в законности его притязаний на престол, и после коронации он был признан «королем Франции Божьей милостью». Тем не менее, несмотря на одержанную победу в Столетней войне, Карл известен как безынициативный и нерешительный правитель, хоть и был он образованнейшим и умнешим человеком. Сама Жанна сказала во время обвинительного процесса: «Не говорите дурно о моём короле, он добрый христианин». Нельзя не признать того факта, что реформы Карла оставили страну в таком состоянии, в каком она не пребывала со «времён короля Хлодвига, первого христианина» (и это — после 116-ти лет войны!). Ещё Карл вошёл в историю как французский правитель, чья любовница — знаменитая Агнес Сорель — была первой официальной фавориткой.

11 — в 1920 году специальная комиссия рассматривала материалы, затрагивающие жизнь Жанны д’Арк, на основании чего 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её. Тексты инквизиционной комиссии комментироваться не будут, ибо неясные там места, как правило, отношения к истории Жанны не имеют.

12 — Gloria Dei, et Fili, et Spiritus Sancti secula seculorum (лат. «Слава Господу, и Сыну, и Святому Духу на веки вечные»).

13 — Архангел Михаил — главный архангел, старший посланник Всевышнего. По легенде, именно святой Михаил поручил Жанне осуществить её миссию — короновать Карла VII в Реймсе. При освобождении Орлеана от англичан святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе и сражался на стороне французов.

14 — горний — возвышенный. Горний мир — небесный рай.

15 — орифламма (от лат. aurea flamma; aurum — золото, flamma — пламя) — в средневековой Франции флаг короля, который выбрасывался на копьё в критический момент боя.

Орифламма Жанны

16 — несмотря на то, что в славянской мифологии Денницей зовут богиню зари, в христианстве это одно из имён Люцифера (падшего ангела, Сатаны).

17 — простец — простолюдин, человек низкого сословия.

18 — мы уже упоминали легенду о том, что Францию погубила развратная женщина (с которой ассоциировали королеву Изабеллу Баварскую, мать Карла VII), а спасёт невинная девушка. Жанна просто «примерила» на себя роль спасительницы и действовала в соответствии с легендой.

19 — Фуа и Кале — города во Франции. По окончанию Столетней войны Кале окажется последней неотвоёванной территорией Англии.

20 — Изабелла (или Елизавета) Баварская, она же Изабо (фр. Isabeau), годы жизни 1370—1435 гг. В 1385 была помолвлена с семнадцатилетним королём Франции Карлом VI (её родственники подстроили их встречу на богомолье). В августе 1389 года коронована в Париже. Когда же её жених впал в безумие (после 1392 года), Изабелла стала вести распутный образ жизни. С 1402 г., опираясь на своего любовника герцога Людовика Орлеанского (правда, некоторые историки считают, что никакой связи между королевой и герцогом не было — она была выдумана англичанами, дабы тем самым доказать незаконнорожденность Карла), и брата, Людовика Баварского, она стала принимать участие в политических интригах.
В апреле 1403 года выхлопотала у короля предписание, по которому его должен был заменить государственный совет во главе с королевой. Ненавидела своего сына, желая возвести на престол Франции английского короля. И это всё — несмотря на то, что французский язык она так толком не выучила до конца жизни, а современники признают её женщиной недалёкого ума. Любовь к еде весьма однозначно отразилась на фигуре Изабеллы, а ведь она и в молодости не отличалась особенной привлекательностью. Последние годы жизни растолстевшая, уже не способная передвигаться без посторонней помощи, королева провела в одиночестве в Париже.
Именно Изабелле приписывают материнство Жанны сторонники теории о королевском происхождении Девы (а если учесть, что и ей, и Карлу в отцы записывают того же самого Людовика Орлеанского — ведь считается, что к 1407 году Изабелла перестала вести интимную жизнь с мужем, — то получается, что Карл VII и Жанна д’Арк — родные брат и сестра… в чём лично мы, конечно, сомневаемся).

21 — Изабелла намекает на Карла VI — впавшего в безумие отца дофина.

22 — именно в Труа (городе на севере Франции) в 1420 году Изабеллой был подписан договор, согласно которому дофин Карл объявлялся лишённым прав на корону. Королём после смерти Карла VI должен был стать Генрих V Английский, обручённый с французской принцессой Екатериной, а за ним — его сын, рождённый от этого брака. Это был смертный приговор независимости Франции.

23 — здесь или ошибка авторов, или же толпе специально даны слова, несоответствующие истине. Мы выше уже упоминали имена родственников Жанны.

24 — Хлодвиг I или Клодвиг I (фр. Clovis, лат. Chlodovechus, Chlodoveus, древнегерм. Chlodowech, Chlodwig; около 466 — 27 ноября 511, Париж) — король франков с 481 по 511 гг. Считается основателем Франкского королевства и первым официальным королём французской монархии.

25 — маркитант — мелкий торговец съестными припасами и напитками, сопровождавший армию в походе.

26 — фураж — корм для животных; здесь, видимо, для лошадей.

27 — известно, что Жанна дала Карлу некое знамение, которое прервало его сомнения относительно её предназначения. История точно не знает, что именно продемонстрировала Жанна (на судебном процессе она отказалась дать ответ на этот вопрос). Известно, что до своего приезда Дева прислала дофину письмо, в котором говорилось, что она узнает его среди любой топлы (до сего момента Жанна ни разу не видела Карла). На трон посадили стороннего человека, дофин затерялся среди придворных, но Жанна сразу же определила, кто он. Но немногие относят этот факт к знамению — так, эпизод. Некоторые считают знамением рассказ Жанны о законности притязания Карла на престол, но опять же не все называют эту беседу знамением. Большинство сходятся на том, что нет сведений, что именно за знамение это было.

28 — Сен-Дени (фр. Saint-Denis) — коммуна во Франции в 9 км от центра Парижа.

29 — Дея (лат. Dea) — богиня.

30 — Бенедикт, Франциск, Фома — католические святые.

31 — Лилит — первая жена Адама в еврейской мифологии. Она не хотела подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам. Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев.

32 — Джон Taлбот граф Шрусбери (англ. John Talbot, 1st Earl of Shrewsbury), один из крупнейших английских военачальников. Король Англии пожаловал ему титул «кузена». Талбот родился в 1373 году в Блечморе, погиб на поле боя в 80 лет (1453 г.) — от того, что, будучи отпущенным из плена, обещал французскому королю никогда больше не надевать лат. Из-за этого и прозван Ахиллом — этот древнегреческий герой тоже пал в битве. Был наместником английского короля в Ирландии. Талбота уважали не только англичане, но и французы «за то, что он достойно вел войну». Имя Талбота постоянно упоминается во время осады Орлеана.

33 — 25 октября 1415 года произошла знаменитая битва при Азенкуре (т.к. транскрипция «Азенкур» правильнее, чем «Айзенкур») между французами и англичанами (фр. Bataille d’Azincourt, англ. Battle of Agincourt). Особенность этого сражения заключается в том, что имевшая существенное численное превосходство французская армия потерпела поражение, понеся существенные потери. Причиной таких огромных потерь со стороны французов и всего около несколько сотен солдат со стороны англичан было грамотное использование английских лучников, вооружённых длинными английскими луками. В результате этого поражения французы были вынуждены подписать в 1420 году тот самый договор в Труа.

34 — камиза — в средневековье нижняя рубаха, как мужская, так и женская.

35 — йомен — английский землевладелец.

36 — Вокулёр — (англ. Vaucouleurs, на языке средневековой латыни Vallicolor) — город в департаменте Мёз округа Коммерси (Commercy), на левом берегу реки Мёз. Здесь в 1421 г. Жанна д’Арк начала свою деятельность, убедив начальника местных войск Бодрикура (хоть и не с первого раза) проводить её к дофину Карлу в Шинон.

37 — Tantum dic verbo et sanabitur anima mea — «Скажи только слово, и исцелится душа моя». В последнее время эта фраза в рок-опере произносится по-русски.

38 — мистраль — сильный и холодный северо-западный ветер, дующий с Севенн на Средиземноморское побережье Франции в весенние месяцы и являющийся настоящим бичом сельского хозяйства долины Роны и всего Прованса. Часто ветер настолько силен, что вырывает с корнем деревья. В любом случае, его постоянное влияние заметно и на одиноко растущих деревьях, которые зачастую наклонены к югу. То есть, хотели спеть, что дыхание Жанны свежее, а получилось, что она как дунет — домики поросят сносит, что твой волк.

39 — поскольку Дюнуа был бастардом, его герб, как и было положено по законам геральдики, представлял собой герб отца, перечёркнутый из угла в угол.

40 — Реймс (Reims, Rheims) — город на северо-востоке Франции. В Реймсе по традиции происходила церемония коронации — миропомазания королей Франции.

41 — Agnus Dei, miserere mei, Agnus Dei, miserere mei, qui tollis peccata mundi, dona nobis pacem Dei — «Агнец Божий, помилуй меня, Агнец Божий, помилуй меня, берущий на Себя грехи мира, — даруй нам мир, Господи». В принципе, перевод этой фразы как раз в следующей строфе, мы просто взяли на себя смелость перевести дословно. Агнцем Божьим именуют Иисуса Христа.