Нет задачи сложней, чем написать данный отзыв. Ну, просто слишком сильно я люблю Театр мюзикла с его феерической труппой, и чересчур неоднозначные впечатления оставило в моей душе обновлённое ревю «Жизнь прекрасна». Может, стоило вообще скромно промолчать, но меня обступили со всех сторон и требуют (всю плешь проели, ей-ей). Так что давайте ни вашим, ни нашим: попробуем остаться в рамках строгой объективности, не углубляясь в детали.
1. Что значит «обновлённое»? А вот то и значит: ушли в прошлое декорации спектакля «Времена не выбирают», в которых существовало ревю прежде, поменялись костюмы и, конечно же, песни, звучащие со сцены. А главное — изменилось настроение шоу. Создатели не скрывали, что ратовали за глобальность и зрелищность (ибо зал «России» располагает), тогда как старая «Жизнь» была более домашней и уютной. Честно — мне в прошлой версии «Жизни» было комфортней. Нас как бы погружали в воспоминания Швыдкого, окутывали его ностальгией и подавали виртуальную чашку горячего чая и не менее виртуальный, но вполне ощущаемый мягкий пледик. Теперь нам дарят просто концерт «про былое», пусть и объединённый общей мыслью — а, точнее, речью ведущего, самого Михаила Ефимовича (впрочем, в этом качестве уже успел предстать и Ефим Шифрин, правда, я в тот день в театре отсутствовала).
2. То ли мне показалось, то ли так и есть, но раньше Швыдкого было больше (или песен меньше, что, впрочем, тоже неоспоримый факт, если почитать программку). И это было круче — его монологи создавали то самое необходимое настроение. Хотя, что уж тут душой кривить, Михаил Ефимович в красных кедах или кудрявом парике создаёт фурор среди зрителей.
3. «Жизнь прекрасна» в новой версии ещё меньше спектакль и ещё больше концерт, чем ранее. Я однозначно заявляю, что всё это, безусловно, имеет право на существование — но насколько оправдано ревю в афише театра, сервируемое весомыми блоками, а не единичными показами, большой вопрос. Конечно, концерты — это прекрасно, но к театру как к жанру они имеют весьма опосредованное отношение — да и интерес публики попробуй подогрей. Конечно, я не владею инсайдами касаемо продажи билетов и заполняемости зала. Коли публика валит валом — я только порадуюсь. Понятно, что и в качестве одноразовых «хэппенингов» (приуроченных к тем или иным праздникам — ну, или просто появившихся однажды в афише, как бенефис Шифрина и Колгана) организовывать показ данного ревю — с его массовостью, костюмированностью и и прочими устремлениями в глобальное — нецелесообразно. Но бесконечно больно, когда замораживается прекрасный спектакль «Всё о Золушке», а его место занимает концерт (презентуемый при этом куда как более длительными блоками). Ведь активы-то у театра — и человеческие, и творческие, и музыкальные, и какие угодно — ого-го. И видится мне некоторое забивание гвоздей микроскопом… Хотя, повторюсь: если люди идут, если отзывы положительные, если касса полна, то кто я, чтобы судить да рядить?
4. Я ж не просто так говорила, что праздничные дни крайне увеличивают радость от просмотра ревю. В частности, прошлая версия почему мне так по нраву пришлась? Не, не только из-за любимых артистов и симпатичного исполнения знакомых песен. Просто предновогодье было. Лично вы в этот период насколько экзальтированы и готовы к радости и счастью? Вооот! А новый вариант «Жизни» я смотрела дважды: в день премьеры, 20 сентября, и в день закрытия первого блока, 14 октября. Знаете, когда максимально понравилось? Во второй раз, когда я явилась в театр в полном душевном раздрае (да, и такое бывает, что вы смотрите на меня удивлённо). Запишите: ревю «Жизнь прекрасна» — идеальный вариант в период конкретного депрессняка. Тогда прям хо-ро-шо. Рекомендую.
5. Костюмы, постановка — это, по большей части, вкусовщина, умолчим об этих сторонах шоу (вот даже и не стойте над душой, я ж вижу, что некоторые уже когти точат и бунт организовывают, ибо именно этого пункта в моём скромном исполнении ждали). А занавеси-декорации, простите, я даже под дулом пистолета в отзыве не миную. Потому что…. ну… Да ёлкин корень, нам так долго рассказывали, что будет круто, технологично и красиво, что жаждалось нечто. Ну… Да, всё работает, трансформируется и видоизменяется. И я б решила, что это конкретно у меня глаза пошлые, если б мои соседи по залу не ржали дружно всю дорогу, глядя на имеющееся оформление. Сорри, без подробностей: кто был, тот не забудет, а кто не был — ну, может, вы ничего криминального в занавесях и не рассмотрите. Но, право, нельзя ж так…
6. Материал ревю скомпонован в блоки. К лирике и даже дискотеке, по сути, нет претензий, а вот в «советско-патриотической» части повествования жуть как не хватает здоровой иронии. Сидишь и думаешь — а они вот это щас серьёзно? Да? А добавь в картинку щепотку «перца» — и заиграло б. 21-й век на дворе, всё же. Хотя ностальгирующая часть публики меня не поймёт. Но самая главная боль — это, знаете ли, блок иностранных мюзикловых хитов. Если знаешь, КАК это было некогда, то периодически становится даже неудобно смотреть на сцену. А главная боль — это Belle (снова повторюсь: видевшие да подтвердят). Впрочем, после того, как партию Фролло стал исполнять Евгений Вальц (слава ему!), эта ария даже удовольствие стала доставлять (да и можно теперь смотреть только на Евгения, а не на костюм Квазимодо и Феба). А! Шикарный Sunrise, Sunset из «Скрипача на крыше» воспою. Люблю этот мюзикл всегда. И в данной версии тоже (ох, Моисеева, ах, Колган, ух, Шифрин — последние два взаимозаменяемы в зависимости от состава в конкретный день).
7. А вот ради чего мне, грешной, стоило оба раза приходить в Театр мюзикла — это хотя бы ради арии Раскольникова в исполнении Дениса Котельникова (ну, мне так-то вообще покажи намёк на «Преступление и наказание» — растаю). Не представляю, из каких внутренних ресурсов черпает эмоции и энергию Денис, чтобы данная ария прозвучала мощно в формате концерта, но я чуть ручки кресла оба раза не оторвала от нахлынувших чувств.
8. Пожалуйста, во втором акте присмотритесь к продавщице мороженого в исполнении божественной Елены Моисеевой. Это молчаливый эпизодический шедевр.
9. Так скажу: мощная труппа — это львиная доля успеха. А в Театре мюзикла что ни артист, то крем-брюле… Ладно, ладно, за исключением… вы-сами-знаете-кого — и пишу я это для тех ретивых друзьищ, которые меня хорошо знают и в данную фразу носом ткнут с задорным хохотом. Но мои тараканы читателям данного отзыва неинтересны — да и работают в ревю «Жизнь прекрасна» все одинаково прекрасно, ибо в формате концерта косячить проблематично, зато для прекрасного актёрского шедевра в миниатюре нужен талант — а он тут есть у прекрасного большинства.
10. Финиширую. Да я уверена, что все в театре прекрасно осведомлены о минусах ревю. Но публика в большинстве своём (у меня ж есть уши, я слышу) орёт: «Браво!» — и аплодирует стоя. И я искренне надеюсь, что желающие погрузиться в прошлое делают кассу, а не массово покупают билеты в СОБЕСе за 200 рублей (ну, как это обычно у них там происходит). Множество моих знакомых, мнению которых я обычно доверяю, в восторге от ревю. Ибо весело, живо, драйвово и ярко. А я… я продолжу сомневаться, что стоит так яро заполнять прекрасной «Жизнью» даты в афише. Ведь есть же такие шикарные постановки в Театре мюзикла, аналогов которых в нашей стране просто нет («Преступление и наказание» и «Всё о Золушке» я уже упоминала, а вот трюково-цирковую «Принцессу цирка» пока нет).
В общем, дай небеса Театру мюзикла аншлагов и громких зрительских восторгов. И пусть я буду трижды неправа, а сборы с билетов превысят ВВП, скажем, Грузии. Я ж только за. Но мне б спектаклей… Таких, в которых Театр мюзикла собаку съел, мощных и уникальных. Согласитесь, хорошо, что не вся публика столь сурова, как я?..
PS. А всё равно, 14 октября мне было кайфово… Потому что хотелось забыть про то, что судьба — злодейка и сволочь. А тут — такой праздник жизни. Прекрасной. Труппа Театра мюзикла, вы — первоклассный антидепрессант! Вас доктора прописывать должны! Один минус: вызываете привыкание. Но лично я не против.
20.09.2018 (премьера) и 14.10.2018 (закрытие блока)