Мама начала регулярно водить меня в театр, когда я была ещё совсем крошкой. Даже несмотря на тяготы и безденежье 90-х, она умудрялась покупать билеты и приобщать нас с сестрой к миру прекрасного (а результаты вы сегодня и наблюдаете). Увы, парочку малолетних театралок было не так уж просто вывозить на другой конец Москвы, и потому любимый многими Детский музыкальный театр имени Наталии Сац до недавнего времени оставался для меня совершенно неизвестным местом (как бы стыдно мне ни было это писать).
Но во всём нужно находить позитив! Во-первых, теперь-то передо мной все двери открыты, и я могу наконец познакомиться с Театром Сац во всём его великолепии. А во-вторых, сейчас это мне особенно актуально, ведь мой личный младенец совсем скоро достигнет того возраста, когда его уже можно будет ответственно водить на спектакли, и я точно знаю, какой театр станет для него одним из первых.
И, конечно же, я покажу ему «Зверооперу»!
Представьте: 23 марта, 12 часов утра. В зале — аншлаг. Зрители — большие и, особенно, маленькие, ждут премьеры «Зверооперы», спектакля по басням Крылова, посвящённого 250-летию со дня рождения баснописца. Совершенно невероятные ощущения, когда осознаёшь, что все дети, окружающие тебя, даже если им всего-то года 3-4, являются завсегдатаями Театра Сац. Бесконечные беседы о спектаклях, которые смотрели раньше, рассуждения о том, что же покажут сегодня, вдумчивое изучение программки…
Право, Театр имени Наталии Сац поистине уникален! И не только потому, что здесь создаются оперы и балеты специально для детей! Этот театр воспитывает! Приобщённая к высокому искусству юная публика настолько вовлечена в происходящее и столь заинтересованно внимает артистам, что хочется сюда водить на экскурсии тех безответственных родителей, чьи дети в театрах стоят на ушах и буквально бегают по потолку.
И это при том, что создатели практически не делают скидок на возраст «целевой аудитории». Да, «Звероопера» — это настоящий праздник для взора и слуха. Общая картинка ярка и по-хорошему мультяшна, костюмы персонажей радуют разноцветьем… (Не могу отдельно не отметить работу художника по костюмам Софии Зограбян — всё очень стильно и сказочно, а уж как меня поразили в самое сердце напоминающие о венецианском карнавале одеяния Кукушки и Петуха — словами не передать.)
Но под этой яркой, «детской» оболочкой сокрыта абсолютно серьёзная, полноценная и полновесная опера по басням Крылова. Композитор Игорь Холопов, смешивая оперные жанры и стили, написал музыку, которую не только интересно, но и сложно исполнять как вокалистам, так и оркестру театра (об этом сам композитор рассказывал по каналу «Культура», и эти же слова я нечаянно подслушала в антракте, когда дышала воздухом на улице рядом с отдыхающими музыкантами). А это говорит об огромном уважении и любви к своему делу, к маленьким зрителям и, конечно же, к коллегам, работающим на сцене и в оркестровой яме.
Трудно ли детям воспринимать «Зверооперу»? Конечно, оперная музыка и вокал вызывают у неподготовленного слушателя определённый дискомфорт. Но создатели спектакля сделали очень правильный ход: в первый блок, «Квартет», они добавили толику интерактива. Дети общались с персонажами, отвечали на их вопросы (в частности, рассуждали, сколько именно музыкантов составят тот самый квартет), спели гамму — и оказались полностью вовлечены в происходящее.
Безусловно, можно придраться к либретто Роксаны Сац (кстати, лично предварившей спектакль размышлениями о том, могут ли звери петь в опере). Все пять басен Крылова, лежащие в основе спектакля (уже упомянутый мной «Квартет», «Ворона и лисица», «Две собаки», «Кукушка и петух» и «Волк и ягнёнок»), сшиты между собой практически на живую нитку, связующим сюжет персонажем является, пожалуй, только некто Сочинитель басен (и мы понимаем, кого авторы имели в виду), которому доверены морали, да звери из «Квартета», начинающие оперу и завершающие её.
Но вот какая штука: по сути, блоки могли бы быть и совершенно самостоятельными, только воспринимался бы спектакль гораздо тяжелее. И те лёгкие мостики, которые авторы перекинули от басни к басне, являются для ребятишек отличным подспорьем, позволяющим сохранять внимание и окунающим в сказку.
А в финале — правильная мораль: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье!» И — гимн Музыке.
Резюмирую: «Звероопера» — отличный выбор для знакомства с жанром. Милейшие персонажи, пришедшие из басен Крылова (всем артистам — низкий поклон за искреннее удовольствие и самую настоящую детскую радость от спектакля), помогут понять, что опера — это не только не страшно и не скучно (куда ж деться от стереотипов?), но и, напротив, здорово и интересно.
Кстати, и взрослым, которые привыкли считать, что «опера — это не моё», поход в Театр Сац будет полезен. Уверяю, уже во время первой сцены вы посмотрите на сей высокий жанр по-новому.
…на выходе из театра подслушала диалог родителей с малышкой лет трёх-четырёх.
— Ну что, тебе понравилось?
— Конечно, это же ОПЕРА!!!
И правда. Это — опера!