Вот и состоялся долгожданный показ на публику камерного мюзикла «24 часа из жизни женщины». И мне, с одной стороны, хочется рассказывать о нём долго, восторженно и подробно. А с другой — я бы вообще промолчала, ибо страшно разрушить хрустальность, искренность и глубину (при кажущейся простоте) спектакля. Попробую побалансировать на грани.

Итак, литературная основа — одноимённая новелла Стефана Цвейга. Музыка Сергея Дрезнина. Русский текст Максима Сапрыкина. На сцене — музыканты Анна Петухова (рояль), Андрей Березин (виолончель) и Сергей Сухобрусов (скрипка), а также трое артистов — Лада Марис (Миссис К), Денис Сорокотягин (Юноша) и Евгений Вальц (Ведущий). Место действия — Театр Камбуровой.

В принципе, уже здесь можно поставить точку, ибо всё вышеперечисленное автоматически размещает на спектакле знак качества высотой с телебашню. Но вы же мне так просто на слово не поверите, потому начинаю объясняться.

Новелла «24 часа из жизни женщины» в наши дни читается сложновато: слишком много слов, непривычно длинны и витиеваты самокопания и размышления главной героини, и во всём этом текстовом кружеве очень легко запутаться и захотеть отложить книгу в дальний ящик. Музыкальная фантазия Сергей Дрезнина идеально передаёт атмосферу и настроение новеллы. Автор делает центром повествования не событийный ряд (тем более, что он довольно прост и линеен — несмотря на определённый «сюжетный твист» в финале), но душу главной героини.

В далёкой юности одна моя подруга, выслушав очередные излияния по поводу несчастной любви, раскрывала объятия и восклицала: «Господи, какие же всё-таки мы, бабы, дуры!..» Примерно эти мысли крутились у меня в голове на всём протяжении спектакля (это недолго — час). Тут стоит понимать, что дурость эта — в той глубинной мудрости, которая позволяет женщине безусловно верить и поддерживать, буквально растворяться в любимом человеке. Награда обычно достаётся стандартная — неблагодарность и отбрасывание в сторону за ненужностью в тот же момент, как закончится чёрная полоса.

Впрочем, это всё азбучные истины и чуть-чуть — уход в сторону дамских романов (сама удивляюсь предыдущему абзацу, ибо совершенно не мой стиль и смысл). Но без этого, не впадая в спойлеры, не получится рассказать, о чём же, собственно, «24 часа из жизни женщины».

И действительно поражает, как авторы-мужчины (что Цвейг, что Дрезнин) столь точно поняли женскую суть (и вообще неважно, придерживаетесь ли вы мнения о том, что всем дамам подобное даровано природой, или же уверены, что в действие вступает женская гендерная социализация… погуглите, если впервые встречаете этот термин). Я совершенно не утверждаю, что поступить и прочувствовать в точности так же, как главная героиня повествования, смогла бы любая женщина, но НАМ это близко и понятно.

И пусть персонаж-Ведущий в открывающей арии намекает: «У всех своя игра». Мол, для «Юноши» — это игра в рулетку. А для «Миссис К» — в любовь. Но тут тот случай, когда «Что наша жизнь? Игра!» Игра — не развлечение. Но Игра — в глобальном смысле этого слова. С мирозданием, если позволите. Это риск, когда ты ставишь на поле всё, всю свою жизнь. А кто победил — и победил ли вообще кто-нибудь — судить зрителям.

Только ли для женщин эта история? Отнюдь! Ой, как будто мужики не любят… И совершают они те же поступки, и страдают, и жертвуют собой… Впрочем, нередко оказываются и на другой чаше весов — той, на которой разместился Юноша из спектакля «24 часа из жизни женщины». А потому, как ни крути, тема внегендерная.

Музыка… Тут, наверное, то, что «массовая публика» привыкла характеризовать одним словом: «Сложнооо!..» (Не из головы придумала, несколько человек мне пожаловалось, что попроще бы, поближе к людям, хоп-хей-лалалей, вот это вот всё б…) Да, есть несколько арий, которые — хоть сейчас в широкую ротацию. Но в целом «24 часа из жизни женщины» — это полотно, которое даёт актёрам возможность продемонстрировать максимум своего таланта (как вокального, так и артистического), но требует от зрителей определённого «слушательского навыка».

Вот, кстати, в контексте Театра Камбуровой спектакль «24 часа из жизни женщины» существует идеально. Потому что звание «театр музыки и поэзии» изначально намекает, что тут если не говорят высоким штилем, то оным мыслят. И когда со сцены звучит Музыка, которая подразумевает не пассивное слушание, но активное восприятие, думание и проникновение в каждый звук, признаёшь: да, в стенах данного театра жаждешь именно такого.

Не стоит обвинять меня в снобизме, я вовсе не имею в виду, что не принявшая музыку Дрезнина публика чем-то нехороша. Во-первых, каждому своё. А во-вторых, я и сама буквально недавно научилась всей душой любить подобное. В общем, всем, кто утверждает, что мюзикл, де, жанр сугубо развлекательный, дорога сюда. И да расширятся их границы восприятия! :)

Есть ещё одна тонкость: немаловажно (а, может, и основополагающе), кто именно представляет зрителям «24 часа из жизни женщины». И если мужские роли позволяют вообразить на сцене неких иных артистов, то я плохо представляю, кто бы смог столь огранично и правдиво прожить персонажа Миссис К.

Я уже упоминала актёров, впечатлявших нас, сделаю это чуть подробнее. (Божечки, да кто ж мне такое комбо-то сложил?! Да за что ж мне такое счастье?! Закончили истерику, продолжили конструктив.)

Евгению Вальцу досталась роль Ведущего (плюс он являл собой, если позволите так выразиться, ансамбль). Понятно, что в спектакле на троих каждый герой весом, но именно Ведущий, персонаж-функция, «просто» двигает историю вперёд, никак в ней не участвуя. Очень печально, что автор не позволил Ведущему раскрыться посильнее, но артист, вступив в борьбу с творцом, вышел победителем и сделал свою партию не менее яркой, чем две остальные.

Денис Сорокотягин продолжает расширять рамки возможного, демонстрируя роли, в которых публика видеть его совершенно не привыкла. И плюс, наконец, баритональная партия. Рекомендую услышать. Юноша — молодой герой, требующий максимально взрослого и глубокого подхода к роли. И особенно сложная задача — заставить публику то любить, то ненавидеть персонажа. Всем сердцем и горячо. В общем, поклонники, такого Дениса вы ещё не видели.

И, наконец, Миссис К — Лада Марис… Сколько же потеряла сцена за те годы, когда Лада не выходила на подмостки… Право, я не знаю второй такой артистки! Она колдует, она сплетает нити и окутывает получившимся полотном зал, она зачаровывает и лишает дара речи… И всё это — с такой лёгкостью, как будто Марис не играет роль, а просто существует, живёт перед нашими взорами. Пафосные и странные фразы героини (скажем, про руки Юноши) в устах Лады звучат настолько просто и органично, что ты веришь каждому слову — веришь и понимаешь Миссис К. Её боль пронзает тебя, её счастье заставляет ликовать каждую молекулу своего тела. Это что-то превыше обычной актёрской игры. Это над-актёрство. (Тут отмечу скромно, что описываю именно своё восприятие и ни капельки не кривлю душой.)

И просто шедевральный вокал. Сольный, в дуэтах, в трио… Истинное наслаждение.

Я искренне надеюсь, что спектакль будет существовать. Да, пока это «полуконцертная» версия. Впрочем, даже если никакой режиссёр не приложит руку к действу, лично мне большего и не потребуется.

Я вижу и понимаю, какие сцены просто вопиют о работе над собой, но спектакль уже сложился, и безо всяких корректив он самоценен и полновесен в том виде, в котором нам его презентовали.

«24 часа из жизни женщины» — это пример того, каким должен быть музыкальный театр. Без раздутых бюджетов, без масштабных декораций и оригинальных костюмов. Только Музыка и Артисты. А что ещё надо для счастья?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.