Как говорит шеф Ивлев в своём телешоу, «если вкусно — то вкусно». Вот и я после просмотра рок-мюзикла «Фома» Новосибирского музыкального театра (заглянувшего в Москву в рамках фестиваля «Видеть музыку») могу сказать только одно: если клёво — то клёво!
Самое интересное, что буквально тремя днями раньше я смотрела другой рок-мюзикл (оставивший весьма, как бы это сказать, неоднозначное впечатление). И вот — иногородний гость, про которого мне давно рассказывали и советовали посмотреть в обязательном порядке, коли возможность появится. И та же самая музыкальная стилистика — хоть и с совершенно иным наполнением.
В общем, если кто не знает, золотомасочный «Фома» (включая победу в номинации «Лучший спектакль в оперетте/мюзикле») — это джукбокс-мюзикл. И хоть я исторически это дело не шибко люблю, но тут не могла не заинтересоваться — ведь музыка в спектакле не абы кого, а самого Юрия Шевчука.
Хоть группа ДДТ мне не очень близка (да, вот такие у меня вкусы; я иных представителей советских рок-клубов предпочитаю), но, конечно, я её уважаю, а какие-то песни кучу лет назад прописались в моём сердечке и плей-листе. И вы подумайте: мюзикл по ДДТ — каково?!
Рассказываю: в основе спектакля — история некоего рок-музыканта с «периферии» (хоть один из персонажей обиженно и отмечает, что город, де, большой, почти столица) по имени Фома Вот так — просто Фома (пусть в итоге его фамилия и прозвучит, но она, право, не имеет значения). Начинается всё в 80-х, затем наступают «весёлые 90-е», сменяется век — и финальная часть растворяется в промежутке, охватывающем два последних десятилетия.
Конечно, чем-то фабула напоминает таковую в мюзиклах «Стиляги» и «Винил»: точно так же молодёжь противостоит суровой системе, играет запрещённую (или, как минимум, сильно не одобряемую) музыку, проникается «чуждой» культурой… Почему бы нет — всё это, действительно, было в нашей стране, авторы отлично знают, о чём говорят (сюжеты мюзиклов они, если позволите так выразиться, испытали на собственной шкуре), и что они хотят донести до зрителя… И, как ни крути, спектакли эти совершенно разные.
«Фома» жёстче, бескомпромисснее, громче — как и положено мюзиклу, пропитанному роком. Он демонстрирует не только перемены в душах и существовании героев, но и трансформацию одной страны в абсолютно другую, слом жизненного строя и идеалов — а потом надежду лучшее.
Присутствуют, кстати, и аллюзии на мюзикл «Волосы» (в частности — на их душещипательный финал). Как ни странно, это дело не выглядит вторичным (как минимум — в моих глазах; возможно, потому, что в реальности подобное действительно происходило нередко в те дни). А само погружение в тему «советских хиппанов» — стопроцентно оправдано. Именно с ними тусовался Шевчук в молодости.
Кстати о Юрии Юлиановиче. Да, он стал прообразом главного героя. И, вместе с тем, Фома является отчасти неким собирательным образом рок-музыканта, начавшего свой путь в 80-е, добившегося популярности и успеха в 90-е и, как его ни ломали, не предавшего свои идеалы в наши дни (звучит пафосно, но показано на сцене правильно).
Может показаться, что вся история — надумана и утрирована. Однако жизнеописание Фомы, вехи его жизни «списаны» с Шевчуковских. И финальное горе — не ради дополнительных зрительских эмоций, а случилось в реальности.
Конечно, «московский период» несколько гротесков. Но те, кто пережил 90-е, прекрасно помнят, что все эти «братки в малиновых пиджаках» на самом деле были ребятами весьма карикатурными (особенно, если смотреть с высоты дня сегодняшнего), а то, что творилось в стране, сейчас может показаться сюжетами страшных сказок. Так что, если почесать память, то можно прийти к выводу, что и подобная хтонь могла быть в реальности, и не преувеличено ничего даже. (Вот вы можете представить картину: выходите вы с мамой из театра, восторженно делитесь впечатлениями… И вдруг из-за угла выбегают три каких-то мужика бандитского вида, обгоняют вас, а за ними несутся милиционеры, дружно стреляя вслед преследуемым, забив на то, что впереди, так-то, ещё и женщина с двумя детьми — то есть, мы — идёт?.. Вряд ли. Бред какой-то. А я это помню. Ибо — 90-е. «Время чудес», когда возможно было практически всё.)
И сцена в ночном клубе не является средоточием дурновкусия — она его высмеивает. И, что поразительно, всё получилось! Задумка создателей отлично считывается и не кажется гипертрофированной — хотя, по сути, таковой является.
Вся история — это последовательность ретроспективных сцен из жизни Фомы. Связываются они неким интервью, во время которого главный герой «на волнах своей памяти» отправляется в собственное прошлое. Ход, прямо скажем, не самый оригинальный, но, как и практически всё в спектакле, правильный.
В общем, резюме такое: создавай «Фому» более бесталанные и менее влюблённые в своё дело и материал люди, наверняка получилось бы странное. Но у новосибирцев как-то всё сложилось и заиграло настолько мощно, что хоть на их спектакль разных там авторов мюзиклов води и заставляй конспектировать, как это делать надо.
Простые ходы, складывающиеся в сложную общую картину. Логичные и интересные решения, которые заставляют мозг включаться и считывать, что же вкладывается в ту или иную сцену (будь то рыбы, поднятые над головами толпы, или шар-баба для сноса зданий). Прелестные декорации и бутафория (которая заставляет радостно улыбнуться всех тех, кто смотрел «Рождество О. Генри» в Театре Пушкина, — но даже это кажется не прямым заимствованием, а аллюзивным вдохновением). Шикарный световой дизайн. В принципе замечательная «картинка», заставляющая смотреть на сцену неотрывно…
Слушайте, я даже не знаю, за что новосибирцев в данном разрезе и критиковать! Мне зашло целиком и полностью.
Теперь — о музыкальной составляющей. Как я уже сказала, в спектакле звучат песни ДДТ (как общепризнанные хиты, так и вещи, знакомые далеко не каждому, если он не фанат группы, но отлично иллюстрирующие соответствующие сцены). И моя отдельная радость: в песнях не изменено ни одного слова!
Да, иногда та или иная строчка кажется неуместной в рамках спектакля, но мы же понимаем: все эти песни были некогда написаны Фомой после конкретной жизненной встряски. И мы слышим именно их в его воспоминаниях. И всё снова складывается воедино.
Оценила, что песня «Что такое осень» использована в качестве иллюстрации к сцене, в которой Фома достигает внезапной популярности (и как это сделано). А что, у Шевчука так и было.
А ещё, оказывается, если в песне есть внутренний посыл, энергетика, суть и смысл… её можно актёрски прожить — ещё и подостоверней, чем некоторую стандартную мюзикловую арию. Ибо есть, что донести до зрителя. И КАК это сделать.
Оркестр… Божечки, он великолепен!.. Да, львиная доля звучания лежит на плечах кавер-группы «Красный берет» и мультиинструменталистки Галины Беляевой (они сидят прямо на сцене, что, как бы, о многом говорит).
Аранжировки — не переосмысленные творения создателей мюзикла. Они привычны всем тем, кто хоть раз слушал ДДТ… И здесь это исключительно верно.
И в это великолепие вплетается огромный оркестр (настолько массовый, что его пришлось посадить перед сценой и потому передвинуть зрителей на шесть рядов назад; так я вместо второго оказалась на седьмом — но, по факту, он был вторым; мне не врали, это к лучшему — на декорации и свет спектакля нужно смотреть не из-под сцены, а разместиться несколько дальше).
Моё ж любимое — пялиться на музыкантов оркестра! В «Фоме» мне этого отсыпали полной ложкой. Было сложно метаться взглядом из одного угла в другой — я ж не виновата, что так рассадили моих любимых контрабасиста и перкусионный дуэт — да ещё и успевать любоваться на дирижёра… Не забывая смотреть на сцену — это первоочередная задача!
А дирижёр… Небеса, он богичен! Высокий харизматичный товарищ (и пусть он перекрывал мне весь центр сцены — ему можно!) в косухе, джинсах и футболке ДДТ. Александр Новиков — запомните это имя!
Не скрою, частенько музыка заглушала вокал. (Ура! Нашёлся минус у спектакля! Хоть какой-то! А то скукотища прям…) Но в такие моменты я просто наслаждалась работой оркестра и ощущала себя на рок-концерте. (Напомню, что театр был на гастролях, потому не могу судить, какой звук в родных стенах.)
И артисты… Не знала вообще никого — тем интересней было знакомиться. А труппа ведь милейшая! И профессиональная — как один (ну, практически… но о печальном исключении тут говорить не буду — кто слышал, тот знает).
Театр репертуарный, с многочисленной труппой, потому стандартная мюзикловая схема «один человек играет сто ролей» не используется. Даже крошечный персонаж отдан на откуп конкретному человеку. Этот момент не оцениваю (ибо зачем), просто упоминаю.
Замечательные герои — живые, многомерные, интересные. Их много, за ними прикольно следить, и в них не путаешься.
Наконец, конечно же, ОН: Александр Крюков в роли Фомы! Я прекрасно понимаю, за что он получил Золотую маску. Харизматично, органично, проникновенно. И — ЭТО РОК! Если я скажу, что весь зал вышел на улицу, искренне фанатея от Александра, то ни разу не преувеличу. Глубокая, искренняя работа.
Так что «Фома» меня просто вынес — в наилучшем смысле этих слов. В финале первого акта (ох уж этот «Майский дождь»…) у меня затряслись коленки. Половину акта второго я прорыдала (а кто бы удержался). На финальной песне («Это всё», конечно же) я даже не смогла поднять над головой телефон с включённым фонариком (хотя весь зал осветился огоньками) — сил не хватило. Хотелось просто сидеть — и впитывать последние моменты спектакля, пока есть возможность.
Ожидала хорошего (ибо наслышана отзывов). Но чтоб настолько…
Да, меня зацепило сильно, ибо я:
- люблю русский рок родом из СССР (и пусть, как я честно призналась, группа ДДТ — не в числе основных фаворитов, но дух-то и наполнение никуда не девается);
- помню и 80-е (пусть не столь хорошо и глубоко, как те, кто в этот период уже вышел из детства), и 90-е. И обожаю спектакли про эти периоды (хорошие спектакли — это немаловажно);
- не приемлю истории «про любовь чисто ради любви и страдашек», но таю, когда это дело грамотно встроено в общее повествование;
- взлетаю в небо, когда слышу обалденный оркестр.
А тут ещё — крепкий сценарий, отменная сценография и шикарная труппа. Плюс — явная любовь всех причастных к своему детищу. И что ещё мне нужно для полного счастья?..
Так что спасибо небесам за то, что я посмотрела «Фому». И от всего сердца рекомендую: если сможете, обязательно идите на этот спектакль! Неважно, в Новосибирске или другом городе.
Будет хо-ро-шо!