Екатерина Михайловна Образцова, режиссёр, заслуженная артистка РФ, внучка С. В. Образцова и президент Фонда сохранения его наследия, будучи школьницей, мечтала стать… археологом. Даже на раскопки в Среднюю Азию ездила, настолько серьёзны были планы девушки. Впрочем, юношеское увлечение прошло, и Образцова ступила на театральную стезю, на которой и преуспела.
А сейчас, отмечая свой юбилей, Екатерина Михайловна словно позволяет собственным грёзам сбыться, презентуя на суд почтеннейшей публики спектакль «Троя. Впечатление» в Театре кукол имени С.В. Образцова.
Сплетение миров: человеческого и кукольного, древнегреческого и сравнительно недавнего, драматического и музыкального, реального и воображаемого… А в целом — история об археологе Генрихе Шлимане, всю жизнь шедшему к своей цели: найти ту самую мифическую Трою. И совершенно не важно, насколько биографична постановка Театра кукол Образцова, сколько в ней правды о Шлимане, а сколько — вымысла. Главное, что хочет донести до своего зрителя постановщик (она же, между прочим, автор пьесы). А это — мысль о вере в свою мечту, о следовании за ней несмотря ни на что. И если ты веришь — однажды найдёшь свою Трою! Совсем как Генрих Шлиман.
Спектакль невероятно красив, почти кинематографичен (художник-постановщик — София Егорова, художник по свету — Елена Прохорова, видеохудожник — Илья Старилов, художники-технологи — Елена Гречишникова-Зарина и Станислав Хубецов, хореограф-постановщик — Сергей Землянский). За «настоящее» (точней, конечно, за XIX век, именно тогда жил Шлиман) отвечает живой план — артисты под предводительством Александра Городиского (ему доверена главная роль). Мифологическая же сторона спектакля (лично Гомер и его персонажи) воплощена в куклах.
И это решение позволило «оживить» древнюю Трою — с её колоннами и кораблями, воинами и младенцами, сражениями и любовью… Парис и Елена Прекрасная, Гектор и Андромаха, Ахиллес и Фетида, Приам и Кассандра сойдут со страниц Гомера, а в финале исход войны решит тот самый троянский конь…
Правда, стоит учесть, что и 40 лет насыщенной жизни Генриха Шлимана, и греческие мифы «утрамбованы» менее чем в полтора часа сценического времени, потому смысловая составляющая гомеровского сюжета сильно пострадала (впрочем, спектакль называется не «Троя. Пересказ», а «Троя. Впечатление», и потому именно ощущения Екатерины Образцовой до нас и доносит). То бишь, если вы вдруг подзабыли, о чём говорится в «Иллиаде» с «Одиссеей», разобраться во всех этих кукольных персонажах и их страстях будет весьма проблематично. Что ж, тогда просто погружайтесь в греческие сцены, как в красивое действо, и впитывайте жизнеописание Шлимана — вот тут всё доходчиво и понятно.
А если этого вам мало — ну, тогда оцените музыкальный компонент премьеры. Композитор Павел Акимкин создал рок-полотно, исполненное шикарным бэндом с вокалом Ильи Обухова. Песни на стихи Е. Баратынского, С. Есенина, Д. Мережковского, А. Пушкина и С. Соловьева (а так же доля уместного Высоцкого) согрели мою душеньку донельзя.
Единственное, хорошо подумайте, вести ли на спектакль подростков. Ибо, хоть на сайте и указано 12+, без погружения в мир греческих мифов ваш наследник точно не разберётся, кто там в древности на ком стоит и почему. Кроме того, постановка может причинить боль тому, кто хорошо знаком с биографией Шлимана и считает его не столько учёным, сколько талантливым авантюристом.
Ну, а если вы такие же, как я (некогда любили греческие мифы и зачитывались ими, о Шлимане знаете исключительно ключевые факты, неровно дышите в сторону рок-музыки и жить не можете без хороших, красивых спектаклей), то «Троя. Впечатление» с нетерпением ждёт вас!