Ну, что вам сказать… Сходила я тут на «мюзикл для всей семьи» (а что я поделаю, если так в афише написано) под названием «Красная шапочка», который воскресным утром привёз в наш многострадальный городок Театр Алексея Рыбникова.
И теряюсь теперь, как вам про это зрелище поведать. Ибо участвуют в постановке замечательные артисты, которых ну вообще не хочется задеть и обидеть. А с другой стороны, уж они-то сами всё прекрасно знают и понимают о своей «Шапочке», так что никаких америк я для них не открою.
Проблема в том, что спектаклем увиденное называть в приличном обществе воспитанный человек не будет даже под угрозой повторного просмотра. И меня пугает, что композитор, создавший прекрасную музыку к странному, но милому фильму «Про Красную шапочку», способен видеть своё детище вот в эдаком вот ракурсе.
Детская постановка может быть примитивной, считают некоторые творцы. А я так скажу: маленькие зрители — вовсе не дураки, и они замечательно отличают хороший спектакль от пусть яркой, но подделки. И беда совершенно не в отсутствии декораций — скажем, моя любимая «Волшебная красота Оливии» от Театра ЖИВ тоже образец минимализма в детском театре, но как её воспринимает подрастающая публика!..
Нет истории. Нет сказки. Есть лишь набор музыкальных номеров из фильма, в произвольном порядке выданных случайным персонажам. Всё это дело перемежается необъяснимыми диалогами, не имеющими никакого отношения к телесюжету (а мы же ожидаем наивно посмотреть знакомую с детства историю на сцене, правильно?).
И моя вечная боль: аранжировки в стиле «дыц-дыц». За это дело я ругала даже прелестнейшую «Леди совершенство» от МОГТЮЗа, но «Красная шапочка» и здесь одержала верх. Понимаете, спектакль был поставлен, страшно сказать, 10 лет назад. Сегодня он морально устарел, и ползала, к примеру, минут пять вспоминало, что такое «гриндерсы», услышав упоминание обуви одной из героинь. Вот аранжировки — они тоже из тех лет. Именно тогда появилась дурацкая мода переосмысливать старые мелодии, наигрывать их одним пальцем на синтезаторе, приправлять рэпом — в общем, всячески «осовременнивать».
Да, пытались поиграть со стилями и жанрами, но в итоге мне пришлась по нраву только «испанская» версия песни, которая в фильме называлась «Самостоятельный ребёнок». (К слову, вы её вообще помните, или только про горы, реки и крокодилов-бегемотов из Африки напоёте? Зря, хорошая песня!) И то я чуть не подавилась, когда любящие мамы, разыскивающие Красную шапочку, пропели: «Где же девчонка, где же девчонка, где же девчонка? Взять ее живой!» Как говорится, ой.
Лучшим подтверждением качества мюзикла, конечно же, была реакция детей. Безусловно, они активно радовались забойным мелодиям (хотя я сомневаюсь, что опознавали их в эдаком ракурсе), но и практически отсутствующие аплодисменты в финале, и разговоры на выходе о чём угодно, кроме просмотренного спектакля, скажут больше, чем самая многословная рецензия. Да даже в финале, когда на сцене под «Песню о звёздах» зажглись фонарики, в зале сиё действо было поддержано единицами. Хотя так-то эта штука заразная — поднять смартфон со включённым экраном и покачивать его в такт.
Не знаю, почему, но артисты не вышли на поклон. Увы, зрители их как-то и не ждали, и не вызывали аплодисментами. Не буду комментировать…
Актёры — молодцы, это безусловно. Во-первых, это ж геройство — в 12 часов утра такие танцы вдарять, я бы не смогла. Во-вторых, они работали на тот максимум, который позволяла постановка. А я понятия не имею, как можно существовать в спектакле ни о чём.
Вообще же, лучшей иллюстрацией происходящего стал волк, выехавший на сцену на лыжах. Ну прямо иллюстрация вечного про «стою на асфальте я, в лыжи обутый…» Так что на волне этого широко известного двустишия я позадаю тут вопросы без ответов.
- Почему в фильме была одна Красная шапочка и три волка, а в мюзикле — один волк и, по сути, три Красных шапочки? Ну, то есть, сама Шапка и две её подруги, никому не нужные?
- Зачем мамы и дочки были одеты в костюмы разных стилей, если это толком не обыгрывалось?
- Почему прозвище Красной шапочки дали из-за шапки, её подруге Булке — из-за того, видимо, что она постоянно жуёт сдобу, а второй приятельнице Варежке — потому что она Варя?
- Зачем Варя-Варежка — то ли гот, то ли рокер?
- С какого перепугу волк наряжался в беленькую одежду в цветочек и шапочку с помпоном?
- На хрена в спектакле был звездочёт?
- Какого лешего волк должен был съесть Шапку, хотя вообще этого не хотел? Да, он что-то там нёс со сцены, но это ж ни сердцу, ни уму.
- Почему охотник рассекал в военной форме?
- Почему, наконец, шапочка была розовой, а не красной?!
Если бы в спектакле была хоть капля логики, то всё выше перечисленное прекрасно работало бы на общую пользу и не вызывало оторопи. Но как раз она, логика, в «Красной шапочке» и не ночевала.
В общем, что-то я разошлась, а бедный мюзикл совершенно не заслуживает подобного разноса. Его б лучше закрыть тихонечко и что-то адекватное на ту же музыку сотворить.
А уж если так хочется познакомиться с Театром Рыбникова, то вот «Юнону и Авось» я рекомендую. Она хорошая. Правда-правда.
PS. В качестве вишенки на торте — строки из пресс-релиза спектакля: «Сквозь черты смешной сказки проступает грустная история женского мира, в котором нет настоящих, сильных и смелых мужчин, готовых и способных встать на защиту, помочь. Самым мужественным выглядит Волк, но и он оказывается побежденным… Красной Шапочкой». Опять же no comment…
PPS. А лучший момент вечера, конечно, не выключенный вовремя микрофон и весьма эмоциональные сетования, что за сценой, де, ничего не видно… Ну, то есть абсолютно.