Вынуждена признаться, что недавно я посмотрела один из самых странных спектаклей за всю свою обширную театральную историю. Я сейчас говорю про «Парк развлечений им. Фокса Микки», в начале месяца отпремьерившийся в МТЮЗе. Дело в том, что при маркировке 10+ (и я настаиваю: это правильный возрастной ценз, детишкам помладше на спектакле делать нечего) сюжет постановки оставляет в тупике даже самых взрослых и опытных зрителей.
Впрочем… Выходя из театра я видела крайне озадаченных родителей (которые не вникли в происходящее от слова совсем) и счастливых, эмоционально наполненных детишек. Так, может, просто спектакль — не для «больших», он «заточен» под малышей, и ими считывается без проблем? Или всё банальней: дети не погружаются в недра пьесы, а потому они и не задаются теми вопросами, которые встают перед взрослыми?
Как бы там ни было, эту дилемму я не разрешу (ибо мой верный спутник и респондент, собственный ребёнок, был слишком мал для премьеры МТЮЗа и остался дома). Потому просто со своей «взрослой колокольни» немного поразмышляю, что же получилось у творческой команды, и в какой момент нечто пошло не так.
Значит, смотрите: в основе спектакля «Дневник Фокса Микки», написанный Сашей Чёрный в 1924-1927 годах в эмиграции. Я не буду рассуждать о том, что данная повесть — одна из самых известных в творчестве писателя, что она является эдакой пародией на модные тогда дневники, что сам фокс (ну, фокстерьер) Микки — эдакое альтер-эго Чёрного… Нам это неважно.
Главное — осознать, что короткая, искромётная, милая и забавная повесть являет собой почти реальный в своей искренности и глубине измышлений дневник маленькой собачки, на чью долю выпали и радости, и горести (что характерно, не слишком глобальные, но для фокса являющиеся трагедией мирового уровня). И режиссёр Юлия Беляева на основе данного текста решила сделать спектакль — причём, представив, что было бы, если бы Микки не просто фантазировал — мол, школу для псов открою, фильм сниму, собачий парк отдыха Фоксенбад сооружу, — а на самом деле всё это в жизнь воплотил?
И всё было бы здорово, если бы вместо весёлой и лёгкой истории Микки режиссёр не задумала удариться в философию. Мы не просто погружаемся в дневник пса-гения, умеющего не только читать и писать, но и сочинять стихи, но (если я, конечно, верно считала сие иносказание) окунаемся в предсмертные воспоминания старого брошенного всеми фокса, больного собачьей чумой.
И это решение было бы вполне уместным (тем более, десятилетки уже вполне проникнутся таким сюжетом, осознают его и сделают верные выводы). Если бы не случилось то, что печалит меня сильней всего: перехипповали. Перемудрили. Сделали повествование не линейным, а скачущим от одного периода к другому. Смешали реальность с вымыслом. А главное — не продумали, как дать понять зрителям, что здесь происходит на самом деле, а что — всего лишь фантазии Микки.
Вот эти прекрасные друзья-собачки (болонка Кики — Ольга Гапоненко, такса Полли — заслуженная артистка России Арина Нестерова, пудель Альфред — Евгений Кутянин и бульдог Джон-Джон — Дмитрий Агафонов) и красотка-кошка (Алла Онофер) — они в действительности присутствуют в жизни главного героя или же фокс-пенсионер их, в качестве воспоминаний, перенёс из своей молодости? С птичкой-ласточкой (Полина Кугушева) всё ясно — она единственная скрашивает старость Микки, это мы понимаем (ну, хоть что-то понимаем, наконец!..). А остальные — существуют или призраки былого?
А вот «раздвоение» нашего пса — это как трактовать? В один прекрасный миг мы пронзаем, что старый мистер Фокс (Илья Созыкин) и юный Микки (Александр Скрыпников / Леонид Кондрашов) — не две разных собачки, а одна, но в различном возрасте. Хорошо, принято. Но почему тогда в сцене съёмки фильма Микки собирается играть роль мистера Фокса в молодости (он сам это озвучивает — словами через рот)? Впрочем, я знаю ответ. Потому что перехипповали.
И ведь столько всего удачного в спектакле! Хороша сценография — парк развлечений, созданный весьма простыми средствами, впечатляет, а световой дизайн идеальнейшим образом переносит публику из локации в локацию одним поворотом прожекторов (художник — Ольга Кузнецова, художник по свету — Алексей Попов). В спектакле масса отличных песен (и на стихи Саши Чёрного, и на собственные, композитором же стал Николай Бабич) и танцев (хореограф — Евгения Миляева), мы смотрим почти мюзикл, но всё же это спектакль драматический — музыкальные вставки всего лишь поддерживают атмосферу и позволяют малолетней публике передохнуть и расслабиться (а я вам гарантирую: песню, что прозвучит ещё и на поклонах, вы потом долго не сможете выбросить из головы). Главное — в диалогах и монологах.
И режиссёр поработала на ура — те самые сцены с парком развлечений, школой и съёмкой фильма вы запомните навсегда. Это круто, смешно и точно. Да и в целом «Парк развлечений им. Фокса Микки» — это средоточие постановочных находок, каждую из которых хочется вспоминать и смаковать.
В итоге мы имеем невероятный актёрский ансамбль (мои громчайшие аплодисменты каждому), очень красивую картинку, изобретательную режиссуру и… крайне спорную (если не сказать — слабую) пьесу, на которую нанизано всё перечисленное выше великолепие.
Чуть-чуть, ну вот буквально точечно подправить текст, сделать его человекопонятным, расставить смысловые акценты правильно, убрать моменты, не поддающиеся трактовке — и перед нами был бы однозначный шедевр. А пока мы имеем спектакль, смотря который лично я временами стремилась себя ущипнуть, дабы удостовериться, что не сплю и реально вижу вот такую алогичную постановку, место которой в царстве Морфея, но никак не в реальности (и я сейчас не преувеличиваю и не говорю метафорами, чтоб вы понимали).
Но повторюсь: малолетней-то публике было душевно. А что главное в детских спектаклях? Чтобы они нравились малышам, а не их родителям.
Дети, как мне кажется, не вникли в тему смерти — и даже трогательный, суровый финал (я всплакнула — несмотря на то, что не была уверена, что верно поняла происходящее) их не смутил. Ребятам было просто хорошо — от творящейся на сцене феерии, от юмора и музыки, от чудесных, классных персонажей, от шикарного текста (а инсценировка вобрала в себя лучшее из «Дневника Фокса Микки»)… И, как по мне, это — превыше всего.
Потому резюмирую: своих десятилеток (плюс-минус года два) в МТЮЗ ведите. Им точно понравится — к тому же, маленькая публика понимает происходящее душой, а не мозгом, так что, вполне вероятно, ваши дети вынесут из постановки куда больше, нежели вы сами.
А вот пьесы стоит всё же доверять если не писать, то редактировать профессионалам. И тогда для зрителей всех возрастов спектакль станет гораздо более весомой ценностью, нежели сейчас. Ну, или хотя бы логика происходящего выпрямится — уже хлеб. Может, ещё не поздно взяться за сценарные лакуны, а?..