Театр «Чё» рассуждает о том, что обычно не озвучивается вслух. Свежая премьера «пацанского театра», спектакль «Скажи Мне» (он же — «СкажиМне», он же — #СкажиМне, как вам больше нравится), выдержанный в жанре «откровения в одном действии», на час с небольшим погружает всех собравшихся в крошечном зале-подвальчике в сокровенное — тайное, запретное, неблаговидное, непристойное… Стыдное.
Реальные истории анонимных зрителей театра (впрочем, не только их). Простая по форме, ненавязчивая, оставляющая в фокусе зрительского внимания конкретного героя с его озвучиваемой тайной, а потому максимально точная режиссура актрисы театра Алины Туравининой. Три артиста (сама Алина Туравинина, Александр Туравинин и Мария Кузнецова), перевоплощающиеся в целый фейерверк персонажей. Немного танцев и музыки — в те моменты, когда необходимо или атмосферно выделить, обозначить некую смысловую точку, или, напротив, сбросить напряжение, дать зрителям немного расслабиться и выдохнуть (хореограф — Арина Быстрова).
И вот это — крайне верно психологически. Чтобы пережить непереносимое, чтобы не сойти с ума, чтобы сохранить лицо перед окружающими, нередко мы прячемся за улыбочками и юморком. Так и тут: публику катают на невероятного размаха эмоциональных качелях — от страшного к смешному, от безысходного к дарующему надежду, — поступательно проводя по рассказам, являющим собой своеобразную хронологическую цепь, первыми звеньями которой являются детство и отрочество, а финальными — неизбежная смерть. И когда смотреть на сцену становится совсем тяжело, когда хочется куда-то зарыться, дабы перетерпеть в укромном уголке чувство зубодробящего стыда (а какие-то из историй вас точно триггернут, это я обещаю), начинается эдакая дискотека, несколько возвращающая наши встрёпанные души в состояние равновесия… с тем, чтобы окончательно морально прихлопнуть болезненным и стыдным — а потом, в качестве завершающей точки, показать свет в конце тоннеля и успокоить: «Это нормально».
Нормально сталкиваться в жизни с самым разным. Нормально не находить в себе сил, чтобы справиться с приближением днища. Нормально выйти из патовой ситуации победителем. Нормально хотеть любви и тепла. Нормально плакать от горя — так же, как нормально и смеяться над своими проблемами. Нормально чувствовать. Нормально пытаться вернуть утерянные крылья. Нормально испытывать стыд.
Нормально быть одним из всех — таким же, как прочие, и абсолютно другим. «Ты не один!» — утверждает команда театра «Чё». И, сидя в зрительном зале, ты понимаешь, что это действительно так.
Помогает и капелька интерактива — свечки-огоньки, выданные каждому гостю и помогающие утвердительно или отрицательно ответить на вопросы, встающие по ходу спектакля. Сначала зажигать электронный фитиль сложновато — потому как, сами понимаете, стыдно перед всеми сознаваться даже в том, что не является твоей собственной виной (а остальным, в свою очередь, стыдно рассматривать соседей по креслам, чтобы оценить общую картину). Но постепенно огоньков в зале становится всё больше, и (удивительно!) появляется ощущение некоей сплочённости, общности, а главное — лёгкости.
Я — не одна такая, прошедшая через тот или иной опыт. Меня понимают — так же, как я понимаю других. А главное — я хоть на капельку больше начинаю понимать себя.
Всё это — нормально. Быть собой (пережившим — и это никак не изменишь — какие-то моменты позора) — нормально. И стыд перестаёт тебя грызть и высасывать изнутри. Вот такой спектакль-психотерапия получился у театра «Чё».
Надо признаться, я не люблю вербатим. Но тут я не могла оторваться от сцены, впитывая один рассказ за другим (а в пьесу все эти исповеди утрамбованы с изрядным мастерством, как драматургическим, так и литературно-художественным), веря и сочувствуя каждому персонажу, наивно желая, чтобы действо длилось ещё и ещё.
Никаких «рюшечек» и вспомогательных средств: голые чёрные стены, синтезатор в углу да лаконичные видеопроекции, ещё глубже погружающие в рассказы героев спектакля (художник — Саша Дёма). Прямой диалог артистов со зрителями — без возможности (впрочем, и желания!) спрятаться, глаза в глаза, с полным обнажением души. Мощно — и правильно.
Порой маленькие театры создают большие шедевры. «Скажи Мне» — как раз из таких. И я вам от всего сердца желаю познакомиться с театром «Чё» — начать можно как вот с этой премьеры, так и, например, с «Утиной охоты», которую я искренне считаю лучшим прочтением пьесы Вампилова. Впрочем, подозреваю, тут тот случай, когда можно выбирать любое название из афиши — не прогадаете.
Вот уж чего-чего, а стыдиться за свои постановки театру «Чё» не приходится. И это нормально!