Театр-студия Всеволода Шиловского представляет спектакль для маленьких зрителей: ту самую «Золушку» по киносценарию Евгения Шварца. А поскольку я — давняя и верная поклонница этого гениального (на мой скромный взгляд) писателя, пропустить премьеру, конечно же, не могла.
Камерное пространство, в котором должны уместиться (и умещаются!) и дом Лесничего, и замок Короля и дом Лесничего, и замок Короля. Максимально тесный контакт со зрителями, прямой диалог с ребятами — глаза в глаза. Профессиональное баловство и умение создать сказку буквально «из подручных средств». Вот что такое «Золушка» Театра В. Шиловского (между прочим, первый репертуарный спектакль для детей в этом доме муз).
Режиссёр Юлия Латышева пошла по «классическому пути», представив на суд публики совершенно традиционную и узнаваемую в каждой детали «Золушку». Но что главное, если мы говорим о сценариях и пьесах Шварца? Их неповторимая лёгкость, хулиганство и философичность в одном флаконе, удивительное смешение реальности и сказочности… И всего этого в постановке Латышевой — сколько угодно. А это значит, что спектакль не просто сложился, но и получился поистине «шварцевским».
Малолетнюю публику мало интересуют постановочные эксперименты: дети пока ещё только учатся быть зрителями, им важно увидеть на сцене нечто знакомое, понятное, близкое, интересное, драйвовое, наконец. А уж если во всём этом великолепии имеется некое «образовательное зерно» — вообще великолепно. И Юлия Латышева грамотно распорядилась текстом Шварца, адаптировав его под возможности сцены театра-студии и сохранив все смысловые (а главное — нравственные) акценты, расставленные автором.
Но режиссёр ещё и очень здорово ориентируется в детской психологии, делая в ткани повествования эдакие «паузы-переменки», позволяющие ребятам расслабиться и отдохнуть — причём, именно тогда, когда когда это необходимо. Немного мыльных пузырей, чуть-чуть интерактива (здесь он вполне привычный — Фея и Золушка перебрасываются с публикой мячами), капелька «волшебства» (летящая светящаяся птица впечатлила даже родителей), правильная порция танцев (хореограф — Екатерина Васильева) и песен (вы бы видели, какой восторг вызвал у детей читающий рэп Король!)… И даже самые маленькие зрители (хотя я всё же рекомендую ориентироваться на ограничение 6+) без проблем и с видимым удовольствием погружаются в повествование, не порываясь покинуть зрительный зал.
Сказка радует и «картинкой». Художественным оформлением «Золушки» занимались выпускники МХПИ во главе с ректором Алексеем Егоровым, и несколько плоскостных ширм-декораций (включая те самые часы, отсчитывающие время для Золушки) вкупе с задником, где изображены прекрасный замок Короля и уютный домик Лесничего, в данном случае смотрятся, как ожившие иллюстрации из книги со сказками.
Чудесны костюмы Сергея Никулина: они подчёркивают характеры персонажей и делают атмосферу ещё более сказочной. И пусть мой собственный ребёнок по ходу действия разгадал, как произошло превращение бедного платья Золушки в бальное («уликой» стала коричневая подкладка нарядной юбки), но в момент этой волшебной трансформации не смог сдержать искренних восторгов — впрочем, как и весь зал.
Очень хорош актёрский состав: Арина Коренец (Золушка), Никита Шилкин (Король), Глеб Гузей (Главный королевский привратник), Сергей Лаврентьев (Лесничий), Татьяна Дербенева / Виктория Пархоменко (Мачеха), Евгения Ядрец (Сестра Анна), Мадина Дасаева (Сестра Марианна), Анна Чепенко / Юлия Латышева (Фея), Елисей Смолин (Принц) и Константин Лаврентьев (Паж — любимец зрительного зала, ибо детей всегда восхищает, когда на сцене выступает такой же ребёнок, как они сами, а взрослые просто умиляются).
И самое главное — что актёрские работы ничем, ни малейшей капелькой не повторяют персонажей из фильма 1947 года. Как каждый хороший спектакль, «Золушка» Театра-студии В. Шиловского — крепкая, самоценная вещь, созданная мастерами и с любовью.
Конечно, сказка рассчитана в первую очередь на маленькую публику — родители могут вообще не покупать себе билет и подождать наследников в фойе на мягкой банкетке (главное, чтобы чадо было морально к такому готово). И дети наслаждаются, смеются, грустят, переживают за героев и лучатся счастьем в финале — а потом со всех ног бегут фотографироваться с полюбившимися персонажами.
Это мы, взрослые, можем попенять: мол, не дело, что на королевский бал приходит только семья Лесничего, а королевский Привратник почему-то оказывается одновременно и маркизом Падетруа, и капралом-гонцом (к слову, режиссёр очень удачно возложила на Привратника функции иных персонажей). У детей никаких ощущений нелогичности не возникает — во-первых, в сказке возможно всё, а во-вторых, театральная условность отменным образом работает — она понятна малолетним зрителям, пожалуй, даже лучше, чем их родителям.
Евгений Львович писал свой киносценарий в 1945 году — во времена, когда доза чистой радости и позитива была совершенно необходима людям. «Золушка» Театра-студии В. Шиловского обладает всё тем же оптимистичным характером. И, мне кажется, Шварц бы этот милейший спектакль одобрил.
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.