30 августа состоялся сборы труппы Детского музыкального театра имени Н. И. Сац – первого в нашей стране театра, который стал профессионально создавать оперные и балетные постановки для маленьких зрителей. Театр вступает в свой 54-й сезон, который по традиции откроет своей «визитной карточкой» – 14 сентября на сцене снова появится балет «Синяя птица» на музыку Ильи Саца.
А что ждёт зрителей и коллектив театра в наступающем сезоне, на сборе труппы рассказал художественный руководитель, заслуженный деятель искусств России, лауреат государственных премий России и лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Георгий Исаакян.
В самом начале вечера Исаакян напомнил о значимой для театра дате – 27 августа, дне появления на свет основательницы театра Натальи Ильиничны Сац. В этом году исполнилось 115 лет со дня её рождения.
В честь памяти Сац сбор труппы из года в год проводится 27 августа, но на этот раз его пришлось перенести из-за того, что часть балетного коллектива находилась на гастролях в городе Канны. «Официально: с началом нового сезона, с выходом из отпуска и всех благ в наступающем театральном сезоне!» — поздравил коллег Исаакян, после чего поблагодарил артистов, музыкантов и работников всех цехов театра за работу в прошлом сезоне.
Были отмечены недавние премьеры, в частности мини-опера «Мойдодыр» для самых маленьких зрителей. «Спектакль получился, и я видел, с каким удовольствием годовалые малыши смотрят оперу. Мне кажется, это правильно, что ещё не умеющих говорить и толком ходить детей мы уже приобщаем к высокому искусству музыкального театра» — поделился Исаакян.
Оперу «Ночь перед Рождеством» композитора Н. А. Римского-Корсакова художественный руководитель по праву назвал средством знакомства с русской классикой – как литературной, так и музыкальной, что является одной из главных миссий театра. Подтверждением успеха постановки стали 12 аншлаговых спектаклей, сыгранных в декабре и январе.
На малой сцене театра вышло сразу три необычных оперных спектакля молодых режиссёров – «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей» Владимира Кобекина, «Лес, ведьма и горящий шкаф» по опере Э. Хумпердинка «Гензель и Гретель» и «Тайна семьи Уингрейв» Бенджамина Бриттена. Эти спектакли открыли имена ещё не известных широкой публике постановщиков, по-новому взглянувших на жанр, и позволили показать юной публике оперу 21 века.
«Поздравляю оперную труппу и коллектив хора, потому что пять премьер в сезоне – это сильно! Вы – большие молодцы!» — резюмировал Исаакян.
Балетная труппа также выпустила две премьеры – «Аэлиту» на музыку Рейнгольда Глиэра и «Путешествия Гулливера» Алексея Ларина. Это очень разные спектакли, но, по мнению художественного руководителя, одинаково точно попадающие в репертуарное многообразие театра.
Вспомнив гастрольные выступления внутри страны и за рубежом, а также участие в музыкальных фестивалях прошлого сезона и организацию некоторых из них, Исаакян пригласил к микрофону большого друга театра, звезду мирового балета, хореографа и режиссёра Андриса Лиепу.
«Восхищаюсь работоспособностью вашей труппы, – начал Лиепа. – Благодарю за «Русские сезоны», наша любовь к этому проекту всем известна. Очень во многих странах и городах я поставил этот проект: и в Риме, и в Марселе, и во Флоренции, и в Петербурге в Мариинке, и в «Кремлёвском балете»… Мы всем давно говорим, что «Русские сезоны» – это вы! Я всегда счастлив видеть лица родителей и детей, которые приходят на наши спектакли. Я просто понимаю, что этим спектаклям больше ста лет – в следующем году мы справляем 110-летие «Русских сезонов»! Представьте себе, как работали тогда творческие силы, что сделали спектакли, которые идут с теми же декорациями, в той же хореографии, с той же самой музыкой через сто лет! Вот так мы должны работать!»
Затем слово взял представитель Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества, начальник отдела театрального искусства Ярослав Седов: «Прежде всего, обязанность моя – это передать поздравления с началом нового сезона и с началом работы от имени нашего руководителя Владимира Ростиславовича Мединского и от имени моего непосредственного начальника Андрея Владимировича Малышева. Это очень приятная миссия, они в этом театре часто бывают. И от всего нашего коллектива я вас тоже искренне поздравляю, потому что мы все сюда ходим. Очень приятно, что театр, обращённый к детям, показывает всё разнообразие театральных направлений».
После вручения грамот от министерства культуры, выступления главы управы Гагаринского района Москвы Евгения Вишнякова и поздравления юбиляров художественный руководитель приступил к рассказу о завтрашнем дне театра.
В первую очередь были представлены принятые в труппу новички: артисты балета и хора, работники гримёрного и монтировочного цехов, помощник режиссёра и руководитель детской творческой студии Наталия Ефимова, в прошлом году поставившая на сцене театра «Сказку про славного царя Гороха».
Что же касается планов на сезон, то названия премьер, которые будут играться на камерной сцене, будут определены позднее. А на большой сцене появятся четыре новых спектакля четырёх разных направлений.
Классика – балет П. И. Чайковского «Спящая красавица», представленный при помощи приёма «театр в театре»: прямо на сцене маленькие зрители увидят старинный барочный театр, узнают, как создаётся спектакль, и погрузятся в историю балета.
Второй важной премьерой станет опера «Орфей» Клаудио Монтеверди, старинное сочинение, увидевшее свет в 1607 году. Это будет своеобразный поклон Н. И. Сац, разместившей скульптуру Орфея, первого, пусть и мифологического музыканта в истории человечества, в фойе театра. Кроме того, 10 лет назад Георгий Исаакян ставил «Орфея» в Перми, и спектакль создал настоящий фурор. Грядущая постановка приурочена в том числе к юбилею художественного руководителя: в ноябре ему исполнится 50 лет.
Во второй половине сезона на суд публики предстанет современное произведение: «Звероопера», а затем – авангардный проект, балет, сочетающий в себе «Свадебку» И. Ф. Стравинского и «Сказку про шута, семерых шутов перешутившего» С. С. Прокофьева.
«Я уже предвижу разговоры по поводу традиций нашего театра в связи с объявленными названиями, — заметил Исаакян. – Мне кажется, что традиция – это, прежде всего, развитие. Наталья Ильинична Сац была революционером. Всё, что она создавала в своей жизни, не имело никакой традиции. Она создавала то, чего не было, и то, что только будет. Мне кажется, что всё, что мы можем делать в продолжение её творчества и заложенных ей традиций, это продолжать прорываться в будущее и в то, чего ещё никто не делал».
Театр имени Сац примет участие в поздравительных мероприятиях в честь Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, который в наступающем сезоне будет отмечать столетний юбилей. «Это событие истории мировой культуры! – уверен Исаакян. – Если бы не было этого театра, не было бы всей традиции русского репертуарного оперного театра».
Не станут более редкими фестивальные выступления, ожидается и активная гастрольная деятельность: театр отправится как по городам России, так и за рубеж (в частности, уже в ноябре балетная труппа ожидается в Сан-Ремо).
Поздравляем Театр имени Н. И. Сац с началом 54-го сезона и приглашаем всех уже 14 сентября на легендарную «Синюю птицу»! Дарите своим детям истинное искусство!