Если когда-то объявят чемпионат на неприятие рэпа, то я в нём стопроцентно одержу уверенную победу. Ибо мы с данным жанром существуем на максимально различных планетах. Так что вполне логично, что, увидев анонс новенького «Преступления и наказания» от некоего «Рэп Театра» (да, я бы здесь использовала дефис, но рыдаю и пишу так, как сами ребята себя обзывают), я в первых рядах поскакала регистрироваться на показ.
Нет, не ёрничаю и не издеваюсь. Я ж обожаю выискивать нечто новое и неизведанное. А здесь ой какие смысловые и творческие недра могли таиться! Потому как в понимании моём, мимокрокодила, рэп — это что? Манифест прежде всего (я про хороший рэп, как я его вижу). А роман моего любимого Фёдора Михайловича просто таки сам напрашивается на рэп-прочтение. Ибо позиция Раскольникова, его статья — это тот самый манифест, который Родион Романыч жаждет донести до общества. (Больше скажу: даже в одноимённом спектакле Театра мюзикла главный герой, разъясняя Порфирию Петровичу свои взгляды, на время «переквалифицируется» в рэпера.)
Я понятия не имела, что именно увижу и услышу. Но надеялась, что это будет, как минимум, неглупо, симпатично и уместно. Плюс в том же КЦ ЗИЛ я прошлым летом смотрела эскиз хип-хоп-оперы «Прощай, оружие», была впечатлена и ожидала, что сейчас получится хотя бы так же интересно.
А нет. Вообще не так. На порядок круче. Поясняю: там были только намётки на цельное полотно, зачатки режиссуры, поиски молодых артистов себя на сцене — ну, и шедевральный оркестр «Новая Москва» под руководством дирижёра Даяны Гофман. (Я молчу, что трудилась над спектаклем в принципе иная команда, совпадает лишь жанровая направленность — да ещё «место действия», зал-конструктор КЦ ЗИЛ. И я упоминаю об этой постановке как раз для того, чтобы читатели чётко разграничивали в своём сознании «Оружие» и «Преступление».) Грешно сравнивать эдакую презентацию и полновесный спектакль, понимаю теперь. Так что скрещу пальчики и загадаю, чтобы «Прощай, оружие» всё же обрело полнокровную жизнь. Но продолжу рассказ о «Преступлении и наказании».
Это — радикально иная история. В труппе — не просто молодые, горящие рэперы, но профессиональные артисты с соответствующим образованием. А потому каждый персонаж (неважно, главный ли или относящийся к эдакому «ансамблю», в который временами вливались почти все актёры) ударно вызывал желание аплодировать стоя и восторженно вопить.
И моя отдельная любовь — режиссура Захара Насакина (плюс, как я понимаю, он же работал с литературным первоисточником). Ребята, это, я вам скажу, бомба. Уж сколько «Преступлений и наказаний» я видела — но резюмировать, что это, мол, чистой воды Достоевский (а не его странная трактовка), смогла лишь пару раз. И вообще неважно, «классическим» ли было прочтение или же «инновационным» — важен дух. «Рэп Театр» демонстрирует нам Фёдора Михайловича во всей красе и величии.
Происходящее на сцене невероятно интересно. С первой до последней минуты оно захватывает — и в принципе не отпускает. Режиссёрская трактовка лаконична, точна и позволяет взглянуть на роман под неким новым углом. Тут снова мой любимый минимализм — и шикарный же. Насакин сотворил маленькое театральное чудо, и все его решения точны и понятны — при их нестандартности и нетривиальности. (Здесь же позвольте похвалить хореографию Елены Братусь — она невероятно гармонична и симпатична. И какие классные костюмы получились! За них отвечала Виктория Макаркина.)
Свежий, современный взгляд на «Преступление и наказание» — и максимальное уважение к роману, сохранившему в спектакле суть и душу. Все сюжетные линии, перенесённые создателями на сцену (а ничего критически важного и не осталось «за кадром»), доведены до логического финала. Каждый герой осмыслен, оправдан и важен для «общего дела». (Казалось бы, странно хвалить просто за качественное переложение книги на театральные рельсы, но здесь я в очередной раз тыкаю палочкой в ПиН Театра мюзикла, половина персонажей которого, по сути, лишена сценической задачи.) И вся эта красота вместилась в полтора часа чистого времени! Ничего лишнего — но и недосказанности отсутствуют, либретто крепкое и цельное. Оказывается, можно и так!
И самое главное: Раскольников, Разумихин, Порфирий Петрович, Свидригайлов, Мармеладов и Пульхерия Александровна… читают рэп! (Дуня и Сонечка — пока? — за микрофон не берутся, одна «раскрывает душу» при помощи пластики, вторая — посредством актёрской глубины. И, кстати, это решение тоже можно объяснить для себя во время просмотра спектакля.) Вот уж удивила, фыркнете вы. Так я о чём сказать хочу: такие тексты, если написаны правильным автором, вынуждают вслушиваться в каждое слово, ибо наполнены смыслом под завязку (это вам не банальная куплето-припевная форма).
Рэп-тексты принадлежат перу Льва Киселёва (он же — RE-pac, и знатоки жанра, полагаю, сейчас понимающе покивали; он же — исполнитель роли Порфирия Петровича, между прочим). И это — великолепное переложение классического тéкста в текстá. Опять восхищусь глубиной проработки романа Достоевского — все треки (а их, если не ошибаюсь, 18) как будто надиктованы Фёдором Михалычем, проникшимся рэпом и решившим сменить «Преступлению и наказанию» стилистику.
Монологи персонажей, зачитываемые под бит (к слову, весьма и весьма качающий), можно безо всякого смущения издавать в отдельном стихотворном сборнике. Добавлю, что общаются герои друг с другом прямыми цитатами из книги (да, в спектакле присутствуют и диалоговые, «разговорные» сцены, и они доставляют отдельную радость — спасибо артистам и режиссёру). Так вот, строки Достоевского и стихи Киселёва составляют вкупе настолько органичное новое произведение, что можно подумать, будто бы соавторы реально сочиняли всё это дело вместе, за одним столом.
Отличное решение — выдать актёрам ручные микрофоны. Во-первых, зрителям важно понимать каждое слово (мы же говорим о рэпе, напоминаю), а именно эти устройства позволят добиться должного качества звучания (арендованные дешёвые — да, впрочем, и большинство дорогих — головные микрофоны превратят звук в кашу). А во-вторых, «ручник» — это привычный инструмент любого уважающего себя рэпера. И ребята управляются с ним настолько мастерски, что микрофон кажется частью образа, а не вспомогательным предметом.
Между прочим, я бы порекомендовала посетить это «Преступление и наказание» всем авторам, берущимся за глобальное литературное произведение, но в итоге запутывающимся в хитросплетениях сюжета и не умеющим отличить важное от излишнего (внимательный читатель уже понял, что я неодобрительно смотрю сейчас в сторону «Последнего испытания»). Ибо постановка «Рэп Театра» — идеальный пример стройной сценарной логики и понимания, что такое законы драматургии. А это — основа любого спектакля, без которой ничего дельного сотворить не получится (посмотрите, скажем, на недавнюю премьеру моего любимого Театра им. Моссовета, демонстрирующую, что превращать художественную литературу в пьесу дано не каждому).
Одна тонкость: понять сюжетную линию с лошадьми получится только у тех, кто хоть капелюшечку помнит роман. Но даже если у вас резко развился склероз, не переживайте: эти животные в данном прочтении «Преступления и наказания» — прекрасны, и вы просто будете восхищённо любоваться ими (а на улицу выйдете их ярыми фанатами). А какая у «Рэп Театра» сцена убийства лошади!.. Чистый восторг! (Кто б мне сказал, что я буду такой жестью восхищаться, а? Но я ж — в театральном плане!)
И немного об артистах. Составы будут меняться, а я расскажу о премьерном.
Илья Додылин — Раскольников
Лев Киселёв — Порфирий Петрович
Алеся Глебко — Соня Мармеладова
Андрей Исаенков — Свидригайлов
Виолетта Манукян — Пульхерия Александровна
Мария Москвина — Дуня
Богдан Осокин — Разумихин, Миколка
Давид Саакян — Мармеладов, Зосимов
Здесь невероятно крутой Родион Романович — и, что характерно, не «зависший» в глубине своих переживаний (почему-то часто этого героя как-то так показывают), а совершенно настоящий, живой и наполненный эмоциями. Бомбезный Свидригайлов (просто всячески рекомендую), очень точные в своих образах Богдан Осокин и Давид Саакян. Трогательная Соня, неожиданно трактованная Дуня и феерическая Пульхерия Романовна — мать Раскольникова (её финальная ария буквально взорвала сердечко).
Отмечу и прикольный ход, в рамках которого Порфирий Петрович предстаёт эдаким нарратором, погружающим зрителей в происходящее и как бы смотрящим на всё действо свысока и немного со стороны (при этом рулящим событиями по своему усмотрению — как ни крути, серый кардинал местного разлива).
Вывод простой: приходите, приобщайтесь, получайте удовольствие! Тут тот случай, когда сложились все детали, и получился ни на что не похожий (ну, как минимум, в наших краях подобного ещё не делали) профессионально сработанный спектакль, который тронет вас, даже если вы рэп не слушаете принципиально.
В общем, грант Мэра Москвы пошёл на благое дело. Всегда бы так!