В Театре Стаса Намина новый мюзикл, созданный по схеме DIY. Здесь всё с любовью «сделано своими руками»: и либретто, и музыка, и тексты песен, и постановка… Единственное, литературная основа «чужая» — классическая. Но вот в спектакль повесть Александра Сергеевича Пушкина превращали с нуля в стенах театра — с любовью, осторожно, стремясь сберечь малейшие детали, суть и дух текста — и, конечно же, ещё и трансформировать всем известную «Пиковую даму» даже не в мюзикл — в полновесную рок-оперу.

Режиссёром премьеры стала артистка Театра Стаса Намина Вера Зудина, она же написала и либретто своей «Пиковой дамы». Полностью сохранив все сюжетные линии, сплетающие главных героев (и, замечу, донеся до публики при этом тончайшие нюансы, нередко упускаемые даже в подробнейших драматических постановках), Зудина расширила намеченную в провести буквально пунктиром историю Томского и княжны Полины, добавила любовный мотив Елецкого, делающий всё происходящее чуть более пронзительным и человечным, ввела в действие загадочного и явно потустороннего персонажа — то ли демона, то ли голос подсознания Германна (в программке этот герой обозначен как Чаплицкий, что, впрочем, зрителю-новичку ничего не объяснит), — сущность которого раскроется лишь в самом финале… (К слову, фамилии героев, не предусмотренных Пушкиным, взяты из текста повести. Чаплицкий, скажем, у Александра Сергеевича был игроком, которому старая графиня из жалости некогда открыла секрет трёх карт. И очень интересные вырисовываются дополнительные подтексты, когда сей факт вспоминается.)

Мои же личные аплодисменты — за любовную линию старой графини и Сен-Жермена. Признаю, что подобное «нововведение» отнюдь не является изобретением Веры Зудиной со товарищи — выносить на сцену эдакую былую интрижку между бабушкой Томского и таинственным графом стало уже в самых разнообразных театрах доброй традицией. Но именно в Театре Стаса Намина получилось полностью избежать дурновкусия и совершенно достоверно рассказать, что же было (или есть?) между графиней и её загадочным возлюбленным. Мистический мотив, пронизывающий весь сюжет, шикарно дополняет тайну трёх чудесных карт, а смерть старой графини здесь — не просто роковая случайность, но отсутствие возможности жить дальше, когда утерян смысл существования…

И вот эту сбалансированную, умную (что, признаюсь, нечасто встречается в мюзикловом мире при переносе классических сочинений на рельсы жанра), захватывающую историю Вера Зудина (уже выступая в качестве постановщика) презентует в максимально выгодном свете. Сцена Театра Стаса Намина довольно камерная, и Зудина заполняет всё её пространство, создавая эдакую ярусность (посредством «подручных средств» — стульев, столов, лестницы, — на которых можно разместить артистов) и воздушность «картинки», а ещё — заботясь о том, чтобы происходящее на подмостках могли рассмотреть зрители, сидящие даже на самых неудобных местах зала. (Но вот единственную претензию — единственную в принципе, больше у меня к постановке вопросов нет, — всё же выскажу. «Загадочный ящичек» графини, который она принесла на аукцион, открывается, стоя на зеркале сцены. И… как минимум четверть публики не успевает и вообще не имеет возможности рассмотреть его содержимое, ибо ящик сокрыт головами впередисидящих. Надо б как-то эту шкатулку приподнять, а то интрига ни во что, в итоге, не вытекает из-за особенностей зрительного зала.)

Художник-постановщик Александр Кривошапкин изрядно поработал над пространством: помпезные люстры и белоснежные колонны соседствуют с дискотечными лампочками, а комнаты Германна и Лизы вынесены на авансцену, где кирпич стен театрального зала автоматически становится невероятно уместной «декорацией». В подобном же ключе решены Кривошапкиным и костюмы: сочетание исторических элементов с ультрасовременными, струящаяся ткань и кожаные акценты, с одной стороны, напоминают нам об эпохе Пушкина, а с другой — буквально заставляют выкинуть в воздух «козу» и заорать: «Это — рок!»

Эффект усиливает световой дизайн Александра Пейкова, то переносящий нас в Петербург двухвековой давности, то «материализующий» на фестивале с рычащими гитарами и гремящим барабаном. Вся вот такая стилистическая эклектика как нельзя лучше подходит спектаклю, изначально, по задумке создателей, балансирующему где-то на стыке времён и периодов, которые не только не спорят друг с другом, но, будто бы, сливаются воедино и не позволяют забыть о том, что меняется ситуация вокруг нас, но сами люди какими были, такими и остаются.

И, конечно же, в «Пиковой даме» много, очень много музыки. Рустим Бахтияров (композитор, автор текста песен, аранжировщик и музыкальный руководитель спектакля) приобщился к сотворению стилистического многообразия постановки, написав номера, относящиеся к самым внезапным жанрам — от «классической оперы» до разудалого рэпа. Но главную же скрипку здесь играет рок — отменный, настоящий, качающий, при этом не оглушающий (низкий поклон звукорежиссёру, в принципе сделавшему звуковую ткань действа если не идеальной, то близкой к таковой), а ласкающий слух.

Может быть, в рэп-текстах Томского слишком много сленговых оборотов — но это, всё же, вкусовщина, а стилистически подобное вполне уместно. Музыкальным же материалом я прониклась донельзя (что самое удивительное, в мою рокерскую душу сильней всего запала электронная мелодия, под которую танцевали гости на балу, и которая повторилась на поклонах). И теперь робко надеюсь, что в один прекрасный день Театр Стаса Намина выпустит аудиоверсию «Пиковой дамы». Она определённо стоит того!

И ведь исполняется вся музыка (кроме предзаписанных семплов, конечно) вживую: на втором ярусе сцены разместились музыканты (тоже из числа артистов театра: Михаил Кузнецов / Ефим Колитиновгитара, Иван Гуськовбас-гитара, Степан Емельяновсаксофон, Олег Лицкевичударные), на протяжении всех двух с половиной часов (минус антракт) впечатляющие почтеннейшую публику своим талантом. Энергетика, я вам скажу, сметает всё на своём пути!

И, конечно же, самое главное —  артисты, воплощающие в жизнь все задумки создателей. Те, кто с одинаковым успехом поёт, исполняет затейливые танцы (кстати, хореограф-постановщик — Катя Горячева) и проживает персонажей драматически. «Пиковая дама» — спектакль, удивительно многонаселённый — особенно при учёте скромных размеров сцены (ещё раз отмечу талант режиссёра, скомпоновавшей все элементы постановки — включая актёров — так, что пространство выглядит гармонично заполненным, но не захламлённым).

Здесь есть небольшой ансамбль — женское трио (в котором могут работать Ильина Шмакова, Татьяна Куликова, Юлия Пак, Надежда Бодрова, Ольга Терехун, Олеся Левина, Александра Головина или Карина Колитинова), перевоплощающееся то в девушек-служанок графини, то в утончённых светских дам. В качестве мужского ансамбля (правда, с несколько более расширенными «полномочиями», нежели обычные «ансамблевые») выступает тройка игроков, Елецкий (Александр Богданов / Артем Гниденко), Нарумов (Константин Муранов / Иван Можейко) и Сурин (Эмиль Киракосян / Иннокентий Исаев), возглавляемая Томским (Рустим Бахтияров), на которого в данном мюзикле, помимо всего прочего, возложена ещё и логичная роль нарратора.

Второстепенных ролей немного: мистический Чаплицкий (Валерий Задонский), знаменитый игрок Чекалинский (Иван Можейко / Илья Креймер / Алексей Алексеев), красотка Полина (Анастасия Негинская / Ольга Пономарёва) да гость из прошлого Сен-Жермен (Владимир Филиппов / Илья Креймер). Каждого исключительно рекомендую!

И, наконец, они: феерическая старая (а временами — не очень) графиня (Ольга Терехун, за работами которой я с интересом слежу уже давно, в моём составе, в другом же — Надежда Бодрова), поразительно яркая и выпуклая для подобного рода героинь Лиза (у меня — поражающая глубоким, необычным тембром Олеся Левина, с ней в составе — Ильина Шмакова), а также действительно чем-то напоминающий (как и сказано у Пушкина) Наполеона обаятельный и харизматичный Иван Фёдоров в роли Германна.

Превосходный каст — причём, насколько я могу судить (исходя из опыта знакомства с Театром Стаса Намина), вне зависимости от выпавшего вам состава. Приплюсуйте к нему уже упомянутые мной красоту «картинки», изобретательную режиссуру, весьма крепкое либретто (удивительное явление в мире мюзикла!), отменную музыкальную составляющую — да и все прочие компоненты, как один радующие зрительскую душу, и вы не сможете не согласиться со мной: «Пиковая дама» определённо стоит просмотра.

Ну очень интересный и сильный спектакль получился — весьма «пушкинский» (а Александр Сергеевич, как известно, и сам не чурался экспериментов, так что всякие «новаторства» его произведениям к лицу — ну, конечно, если воплощают их в жизнь профессионалы), современный, эмоционально насыщенный… Единственное, обратите внимание на возрастное ограничение 16+ и не приводите на «Пиковую даму» детей. Нет, ничего некорректного и, тем более, пошлого вам не покажут, но пара «горячих» сцен (и тоже, между прочим, ой каких красивых) запланирована.

Очень удачная премьера получилась у Театра Стаса Намина. А вы, если надумали таки с ней лично познакомиться, не откладывайте покупку билетов в долгий ящик: декабрьские показы уже аншлаговые, да и на январь лучшие места выкупаются почти со скоростью света. И вот такой зрительский интерес — лучшее доказательство успешности спектакля!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.