Сразу признаюсь: обожаю чёрные комедии. Нежно их люблю. И премьеры Театра Маяковского, «Виндзорские насмешницы» по Шекспиру, заявленной именно в этом жанре, я ждала особенно. Как же я предвкушала спектакль! Какой феерии чаяла!.. И как в итоге была жёстко разочарована…
Да, я знаю, что впервые эскиз постановки был показан в рамках Лаборатории игрового театра сезона 2022/2023. И, полагаю, небольшой кусочек действа, презентованный там, действительно смотрелся необычно и ярко. А вот потом «Виндзорские насмешницы» было решено доделать до конца и включить в репертуар «Маяковки». И обнаружилось, что в глобальном масштабе задумка режиссёра Владимира Даная… не работает.
Значит, смотрите: постановщик перенёс действие примерно в наше время. Но поместил его в какие-то околомафиозные реалии — с пистолетами и автоматами, с хлещущей кровищей и драками, с «шестёрками» и боссами… И всё это, откровенно говоря, отлично функционирует: сюжет Шекспира не ломается от подобных вольностей и не вызывает идиосинкразии от временного несоответствия. Нет, действительно: «Виндзорские насмешницы» идеально вписываются в мафиозную историю, и все персонажи в новом их прочтении выполняют именно те функции, которые задумал автор. Но почему же уже после трети первого акта так хочется уйти домой и забыться?..
И ведь артисты какие! Здесь — и звёзды Театра Маяковского, и молодёжь. Вячеслав Ковалёв (Джон Фальстаф), Максим Разумец (Роберт Неглубокий, судья), Иван Сапфиров (Абрахам Стройный, племянник судьи), Юрий Коренев (Фрэнк Брод), Константин Константинов (Джордж Страница), Андрей Гусев (Хью Эванс, пастор), Виталий Ленский (Каюс, врач, француз), Ярослав Леонов (Игрок, Незамысловатый), Зоя Кайдановская (Элис Брод), Наталья Коренная (Мэгги Страница), Арина Назарова (Анна Страница), Иван Ковалюнас (Фентон, Пистолет) и Татьяна Рогозина (моя любимая Шустрая) прелестны донельзя. (Знатоки Уильяма нашего Шекспира могли отметить, что в данной постановке фамилии персонажей переведены на русский язык — скажем, Педжи стали Страницами. Первые пять минут это забавляет, потом — нервирует.) И вся эта честная компания выкладывается по полной и стремится выдать публике максимум эмоций. И получилось бы — если б не режиссёр…
Да, «Виндзорские насмешницы» — это, как ни крути, режиссёрский провал (коли вас коробит столь громкое слово — пусть будет просчёт). Казалось бы, такая интересная задумка: перед нами — будто бы клеточки комикса, в которых «нарисовываются» персонажи, не общающиеся друг с другом напрямую, но вещающие «через» зрителей (сценография и костюмы — Ольга Кузнецова, свет — Георгий Новиков). Действие — вертикальное, по сцене здесь никто не ходит (ну, разве что разок по горизонтали продефилирует Незамысловатый), все появляются в той или иной ячейке — и вещают (от меня — низкий поклон службам, меняющим реквизит и декорации в клеточках невероятно быстро и бесшумно).
Звучит вкусно! Многообещающе! Необычно! И, повторюсь, в рамках Лаборатории, стопроцентно, всё это выглядело шикарно. А спектакль — сдулся…
И мне сложно объяснить, почему. Не с той стороны подошёл режиссёр к постановке. Не так сложил он кубики своих идей. И получилось скучно, затянуто, неинтересно — а, главное, вообще не смешно. Да, чернушно (и то — местами). Но комедия-то где? Why so serious?
Невероятная тяжеловесность результата лишает зрителей возможности нестись на крыльях пьесы Шекспира (и так перенасыщенной сюжетными линиями, все из которых вошли в спектакль Даная), заставляя зевать и страдать (я, даже после бессонной ночи, обычно в театрах обретаю второе дыхание — а тут, вынуждена признаться, во втором действии не уснула только потому, что боялась уронить фотоаппарат; а если уж лояльная я на спектакле придрёмываю, то это страшнейший признак).
Плюс развития нет — всё, что было заявлено в начале, ни на капельку не изменяясь, существует до поклонов. И пусть постановка довольно коротка (два часа с хвостиком, включая антракт), субъективно она кажется бесконечной.
Так что картинка, конечно, красивая. Артисты — божественные. И если вы любите их, то, пожалуй, сходите на «Виндзорских насмешниц» — впрочем, вы и без моего совета это сделаете. Все остальные — выбирайте другие спектакли. Благо, столичная афиша на них богата.
Ну, бывает так, что постановка не складывается. Театр — на то и искусство, чтобы пробовать и изучать результат. Здесь — промах. Поначалу — многообещающий, но, в итоге, промах. Бывает. Лишь бы неудача стала ступенькой к прогрессу, а не поводом посетовать, что критики, де, не поняли и не приняли. Но в Театр Маяковского я верю — а вы разве нет?
PS. Шутки уровня пятиклассников необходимо искоренять на этапе их возникновения в голове («хер Сью» вместо сэра Хью, «опездал», «вы любите хер… хер… херес» и прочее). Это же просто… стыдно. И не стоит в зал выкрикивать: «Смешно, суки?!» Вы ж сами планировали зал развеселить (не важно даже, получилось или нет). Но довольно обидно выслушивать подобное в свой адрес — при учёте того, что до этого вопля души публика никак не привлекалась к действу и не может считаться виноватой в произошедшем. Не тот повод, чтобы рушить четвёртую стену, право…
PPS. Про финал не спрашивайте: тут тот самый случай, когда я не поняла, зачем ружьё, повешенное на сцене в первом акте, выстрелило в финале — и вот прямо именно так, как решил Владимир Данай. К режиссёру подойдите — и уточните. А неясный финал — самый большой просчёт любого спектакля.