«A Funny Thing Happened on the Way to the Forum» («Забавная история, случившаяся по дороге на форум» или, скажем, «Смешное происшествие по дороге на форум» — смотря кто как перевёл) — штука, как оказалось, совершенно прекрасная.
Здесь вам всё, что нужно для ощущения Древнего Рима: статуи, колонны, тоги, прекрасные куртизанки, центурионы, гладиаторы, жертвоприношения, гонки на колесницах — и, конечно же, хитрые рабы.
Удивительно, но до вчерашнего дня я даже не удосужилась познакомиться с «Форумом» не только в виде фильма, но и даже в форме мюзикла. Несколько попыток прослушать альбом наводили на меня скуку смертную (что странно, ибо я же большой ценитель Стивена нашего Сондхайма), а к Зеро Мостелу я относилась долгое время весьма предвзято. Это легко объяснить: я знала его только по аудиозаписям и фотографиям. А ведь вокалист Мостел тот ещё — голоса у него толком нет. Фотографии же не способны передать всю феерию, которую, оказывается, представляет собой этот гениальный, не побоюсь этого слова, артист. Да, на картинках это всего-то страшненький лысенький толстый еврей — что в нём такого? И тут недавно я посмотрела «Продюсеров» («оригинальный» фильм 1968 года, не мюзикл) — и пропала…
Мостел — он из когорты тех самых, страшных, но необычайно обаятельных. Приплюсуем сюда филигранную технику актёрской игры — ни одного лишнего жеста, ни одной неоправданной мимической реакции… Но за каждым движением следишь, не отрывая глаз. Мостел достоверен, он живёт в роли — будь то проныра-продюсер, молочник Тевье или «самый ленивый раб» Древнего Рима. И вокальные данные уже неважны: пение в этом случае лишь дополняет общую картину.
Собственно, понятно, что, полюбив Мостела, я просто обязана была посмотреть давно дожидавшийся своего часа, но отложенный «на потом» «A Funny Thing Happened on the Way to the Forum».
Фильм этот, как вы уже знаете (или как вы уже поняли) базируется на бродвейском мюзикле 1962 года. Картина же датируется 1966 годом, и в ней снялись два актёра из оригинальной сценической постановке: сам Зеро Мостел в роли Псевдолуса (хитрющего ленивого раба, жаждущего получить свободу) и Джек Гилфорд в роли Гистерия («коллеги» Псевдолуса, служившего тем же хозяевам).
Описывать сюжет я не буду — фильм стоит того, чтобы его посмотреть самостоятельно. Расскажу о «картинке». Она чудесна. Древний Рим воссоздан со всем тщанием — это и улицы города, и пасторальные пейзажи, и гладиаторская арена — и всё остальное. А сколько в кадре всего вкусного… Я смотрела «Форум» два раза подряд (честно — лишь потому, что не нашла версию с субтитрами, а на английском языке я эту вещь поняла плоховато; потому пришлось первый раз мучаться дубляжом — правда, удобоваримым, а повторно уже наслаждаться первоисточником), и во второй раз глядела исключительно на задние планы. Там такое количество интереснейших деталей, что хочется аплодировать стоя. Мой фаворит — вилы, стоящие у ограды во время первой беседы Геро и Филии (уж очень они там неуместны, что и мило).
И несчётное количество самых разнообразных гэгов. Фильм — это какая-то мозаика, сложенная из драгоценных камушков (ну, на мой вкус). Сюжет-то «Форума», скажем прямо, не фонтанирует ни новизной, ни откровениями. Это от него и не требуется изначально — мы смотрим на почти пародийную вещь, сдобренную хохмами разного рода так, что никогда не догадаешься, как именно в следующем кадре тебя будут смешить. Просто праздник для глаз и ума.
Да, и ещё, для любителей: в «Форуме» вы сможете полюбоваться совсем молоденьким Майклом Кроуфордом в роли Геро — сына хозяев Псевдолуса, влюблённого в куртизанку Филию. Я-то к Кроуфорду прохладно отношусь, так уж исторически сложилось, но признаю: здесь он мил (и, согласно сценарию, у него красивые ноги ;) ).
Вообще, весь актёрский состав — прелесть. Особенно хочется отметить Бастера Китона, для которого «Форум» стал последним фильмом. Уже тяжело больной актёр (между прочим, рак, не простуда) стал одним из украшений картины и умер ещё до премьеры — 1 февраля 1966 года (съёмки проводились с сентября по ноябрь 1965-го, а премьера состоялась 10 октября 1966 года).
И вот ещё что интересно: в фильме осталось всего 7 песен (в мюзикле их было 15). Дело в том, что в то время жанр музыкального фильма начал терять свою ещё недавнюю громкую популярность, и было решено пожертвовать вокалом в пользу драматургии. Сложно сейчас сказать, был ли этот ход правильным, но, в любом случае, мы-то с вами уже ничего не изменим и будем смотреть «Форум» в том виде, в каком его презентовали в 1966-м.
Наконец, самое главное. И не говорите, что я не предупреждала. Весь фильм, от начала и до конца, о сексе. Да, именно о нём — в том или ином виде. И при этом «Форум» удивительно целомудренное кино. Вам даже не покажут ни одного хоть сколько-нибудь обнажённого тела — всё будет исключительно прилично, можно устраивать семейные просмотры с престарелыми родственниками и чаем. Правда, детям бы я этот фильм демонстрировать не советовала. Ибо они ничего не поймут, начнут задавать вопросы, а вот вам уже придётся краснеть, ибо ответить на них вы не сможете…
Только что посмотрела этот фильм. Очень понравилось) Идеальная комедия, легкая и увлекательная, с большим количеством того, что хочется добавить в свой цитатник. И открывающий номер, Comedy Tonight, сразу запомнился, напеваю теперь. Кроуфорда совсем не узнала, настолько он там молодой.
Эх, сейчас грядёт летнее театральное затишье, буду опять про мюзикловые фильмы писать. :)
А напишите свои мнения об экранизациях мюзиклов, сильно отличающихся от оригиналов) Например, о «A Chorus Line» или «Cabaret». Особенно второе интересует, ибо, при всем уважении к таланту Боба Фосси, по сравнению с театральным Кабаре меня в этом фильме просто все бесит, и сценарий, и персонажи, и номера, и убитый на корню смысл. Хотелось бы узнать, одна ли я так думаю)
Спасибо за идею. Я, кстати, ещё про Bye Bye Birdie хотела в таком ключе написать.