Друзья, у меня проблема: я посмотрела спектакль, который хочется ругать, с артистами, которых привыкла хвалить (благо, есть за что). Я долго терзалась, размышляла, как поступить — ибо писать всю правду страшненько, не хочется никого обидеть (а они прочитают, я ж знаю)… Но ведь отделаться банальной отпиской ещё хуже — кому она, скажите, нужна? Потому я собрала волю в кулак и решила: а выскажу всё, как есть. Честно, максимально объективно и не кривя душой.
Так что, если вы искренне, всем сердцем обожаете рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» питерского театра «Рок-опера» и не видите в ней никаких недостатков, смело уходите с этой страницы. Нервы беречь надо. Я предупредила. Если что — не виноватая я, вы сами сюда пришли.
Ну… погнали!
В первый (и до недавнего времени единственный) раз данную постановку своей любимой рок-оперы я посмотрела почти три года назад. Да, с аудио- и видеоверсиями я познакомилась в незапамятные времена, но личная встреча состоялась только в апреле 2017-го, когда питерский театр «Рок-опера» привёз свою «Суперзвезду» в наш ДК «Подмосковье». В главных ролях тогда было «старшее поколение» артистов театра, а от режиссуры и хореографии я была в таком шоке, что спасалась только воплями о поломке мозга в одном из соцсеточных чатиков (чего не позволяла себе ни до, ни после этого случая).
И вот — момент истины. Снова питерская «Суперзвезда» выдвигается в моём направлении, в ролях — уже не те, кто давненько вырос из возраста своих героев, а молодые и признанные звёзды жанра, и краудфандинг позволил сменить аранжировки, костюмы и световой дизайн (вообще, круто, конечно — такая поддержка масс мало кому снилась).
Да, то, что нужно было обновить (верней, переделать с нуля) — режиссуру с хореографией — не трогали, но мне помыслилось: ну, молодёжь же. Задор же. Харизма! Переборят беспомощность постановки. Надо идти!
…и… я искренне сочувствую всем, кому в личку досталась моя первая рецензия о спектакле, написанная сразу по выходе из зала. Ибо она была коротка, эмоциональна и максимально нецензурна.
Сейчас попробую объяснить. Когда я впервые смотрела сию «Суперзвезду», мне было плохо, жутко, и хотелось убивать. Оказалось, что может быть ещё трешовее. Представьте: Усейн Болт переводит через дорогу черепаху. Церетели подковывает блоху. Мацуеву дали задание сыграть гамму на детской пианинке.
В общем, оказалось, что «старое поколение» артистов ой как отличненько гармонировало с находками режиссёра (оно, скажем так, в одном измерении с постановочными решениями рассыпало песочек по сцене). И это была жесть — но жесть полновесная. А молодёжь вышла на сцену — и туши свет, спасай кошельки.
Ну, вот смотрите. Иисус здесь — эдакая живая икона. Он всю дорогу ходит с одним и тем же выражением лица а-ля: «А я всё знаю, предвижу, провижу, страдаю заранее, я мудр не по летам». Этот персонаж не меняется, не растёт, он просто вот такой существует. Так режиссёр его задумал.
И если Дяденистов меня просто вымораживал, то Казьмина (а именно его я видела в Москве на днях) хотелось взять за руку и увести со сцены. Потому что нельзя с артистом делать такое. Это просто жестоко. Я так-то чуть-чуть знаю, на что способен Саша. И заставлять его ходить в простыне так гримироваться пытаться прожить роль, окрашенную одной скучной краской — это нереальная жестокость.
Да, у Иисуса… ой, Джизуса (ну, о моей любви к питерскому переводу я уже рассказывала) есть «Гефсимания», но в данном спектакле у неё следующая миссия: забудьте всё, что я делал до этого -> тут у меня реально крутая ария, акцентируйтесь -> а дальше тоже не запоминайте, чо делаю, ну его.
Получается роль одной песни. Ну, и фанаточки в финале рыдают, сама видела. Не подумайте — не принижаю их чувства. Просто понимаю, что они видят на сцене нечто, недоступное мне. Вот и завидую. (Кстати, почти не издеваюсь над чувствами зрителей — тоже хотела б так безоглядно втянуться в сию «Суперзвезду», ибо каст же клёвый.)
Чуть больше повезло Иуде (в моём случае — Ярославу Баярунасу). Ему дозволили и пометаться, и пострадать. Лишили финальной арии (что суть невообразимое браконьерство). Но дали право быть живым. Ну, кто-то ж должен…
И вот как вышла молодёжь на сцену — капец, ребята. Вот есть режиссура — а есть они. И эти величины ни хрена не пересекаются. И прям одно желание возникает — вернуть Дяденистова. Чтобы хотя б душа кровью не истекла от дисгармонии. (Вот никаких претензий к Дяденистову, как к артисту — не имею права их выдвигать, только в ИХС его видела. Про него и рассуждаю.)
Ибо раньше этой был кривой, косой, плохой, но спектакль. (Я вот его без единственной декорации даже смотрела, наклонной площадочки, на голой сцене — и ничего, не облезла.) А теперь — простите, корявенькая концертная версия. Приправленная неуместными и очень странными танцами в положении лёжа.
На артистов никаких батонов не крошу — они искренне старались, а их любви к спектаклю можно только позавидовать. Вселенское зло у нас он — режиссёр-постановщик. А он, как я понимаю, искренне уверен, что его замысел правилен и глубок. И это — боль.
Моя вторая печалька — обмен персонажами почём зря. Ну, ребят, я всегда наивно полагала, что вживание в роль, прочувствование, проникновение — процесс тяжёлый и глубокий. А тут нам — нннаааа! Сегодня Баярунас — Иисус, Казьмин — Иуда. Завтра же — наоборот. (Впрочем, там все ролями махаются, как оглашённые.)
Блин, это вот реально театральным детсадом выглядит. Роли же — тяжелейшие. И внутренне нужно соответствовать либо одному, либо другому персонажу, уж настолько они разнятся. А тут мы, такие молодцы, всех по очереди сыграем.
Знаете, о чём всё это говорит? Ну, или нам достались артисты-гении, работающие напропалую, невзирая на амплуа и рамки. Или же ребята играются в спектакль, думая, что делают всё круто, но, по факту, погружаясь в роль на полпальчика.
Здесь я ставлю знак «Стоп». Ибо видела всего-то один показ 26 января. Судить — свидетелям, ходившим на данную «Суперзвезду», как на работу. Может, реально впервые в истории рок-оперы попался каст, который всех играет с одинаковой достоверностью и проникновением. А я — ну, да, не смогла сдержаться, высказала опасения. Как думаете, права?
Впрочем, были и мне две радости: Вячеслав Штыпс и Алексей Толстокоров в ролях Пилата и Кайафы. Тут тот случай, когда артисты могли бы просто ходить по сцене и красиво петь бархатными голосами, мне б хватило… Oh wait! Они ж именно этим и занимались…
Ну что же, пусть теперь падут кары поклонничьи на мою повинную голову — не впервой. Но знали б вы, насколько мне самой в данном случае грустно и обидно, что приходится высказывать всё, только что вами прочитанное.
Но будем объективны: что я ни напиши, ничего не поменяется. Будут аншлаги, стоячие овации, девичьи слёзы, горы букетов… Но это всё только благодаря артистам, занятым в спектакле. А ещё точней — благодаря их гремящей, просто невообразимой, феноменальной популярности на сегодняшний день.
Читерство какое-то получается, нет?..
Вообще наверное Питер — худший мюзикловый поставщик в России. Неумело натырили с разных постановок (МиМ), наприглашали известных артистов и гребут лопатой деньги (БВ и ИХС. БВ из Питера я с недавнего времени характеризую как «завтра точно закрываемся!!! Хотя погодите…»)
Хотя вру — есть же ещё Оренбург с Джейн Эйр, Дубровским и т.д.
Jesus Christ Superstar я не смотрел ни разу, и наверное только после этого смогу здраво оценить этот отзыв. А пока — такая лабуда :)
Ну, будем честны, в Питере не только «Мейкерс Лаб» сотоварищи существует. За один «Карамболь» этому городу многое простить можно (по крайней мере, за «Иосифа» им — ой какой низкий поклон… пусть и не всё там гладко, но материал же, материал).
Насчёт Иосифа и Карамболя — полностью согласен. За это ему действительно можно простить многое.
Про лихой обмен персонажами — очень точное замечание. Только они, скорее, не в спектакль играют, а больше билетов таким образом продать пытаются. Просто будь я поклонницей кого-то из них, я бы обязательно сходила заценить своего любимчика в обеих ролях. Но я, к счастью, не люблю ни Казьмина, ни Баярунаса. Но мне интересно: там правда аншлаги? Я 24 января смотрела наличие билетов на 25 января — более половины зала не продано было, даже скрины в переписке сохранились.
26-го вечером было в зале красиво. Вроде, и в остальные дни (сужу по рассказам) свободных мест особо не наблюдалось. Но тут я не очевидец, увы.
Мальчики и правда гении. Толстокорову идет фиолетовый — ух ты. Штыпс на всех фото просится на мем. Но я не придумала, на какой.
И да, я тебя обожаю.
Вот это я щас внезапненько нарвалась на комплимент… 😂
Интересно — а собираетесь ли Вы лицезреть ИХС театра Намина? Вдруг он окажется на уровне моссоветовского?
Кстати, да. По мне, так наминский вариант очень хорош. Особенно если Иудой Евгений Егоров.
Вы, наверное, единственный блогер, который совершенно справедливо ругает этот спектакль. Обновленную версию видеть не довелось, но старую видел пару раз, и впечатления были очень схожи с вашими.
Эх, и мне откровенно сложно: не хочется обидеть артистов, играющих в рок-опере, но и хвалить саму постановку (или даже умолчать о её сути) не могу. Боль…
Ух, вот это междусобойчик у вас тут! С трогательным единодушием. :) И что, никому в голову не пришло, что версия не плохая, не бесталанная, а просто, очевидно, не ваша? Одни любят натурализм, другие импрессионизм, третьи, не знаю, символизм — и среди любой могучей кучки единомышленников всегда найдутся экземпляры, несущие миру свою гордую категоричность суждений.
ОК, а я никогда не могла смотреть Моссоветовскую версию — даже тот золотой состав с бесконечно любимым мною Матвейчуком, что уж про прочие говорить — потому что, как для меня (подчеркну, для меня), это громоздкий перестроечный китч, потому что вот именно их перевод, в 90-е звучавший из каждого утюга, вызывал непримиримое отторжение… А потом я увидела версию «Рок-Оперы» — чистую, ясную, минималистичную, филигранную — и шибануло меня так, что я еще месяц ходила сквозь стены, не замечая препятствий. :) Возможно, даже летала, плохо помню. :) При этом о существовании театра и спектакля я заранее не знала, так что под категорию прослезившихся фанаток вот никак подходить не могла. Обожала первоисточник — но некоторое время после «Рок-оперы» не могла вернуться даже к нему. И страдала безумно, потому что Эпилог, вот этот Реквием финальный — у меня без него ломка была, а инструментальный казался жалкой подделкой после ИХ вокальной версии…
Так что, миль пардон, никакого читерства. А огромная благодарность людям, что воскресили ТОТ гениальный спектакль, что он не умер, что вернулся, что стал еще прекраснее, что все так же прошивает насквозь восторгом и ощущением полета. Не вас — но меня и многих других. Относитесь к этому с уважением. Если бы не было именно этой версии, некоторые люди, определенно, были бы несчастнее. И до сих пор считали бы, что достойной русской постановки ИХС в России, к сожалению, нет. ИМХО. :)