В год своего столетия РАМТ дарит новую жизнь давно забытым пьесам (и вот ведь радость для меня — оказывается, «Петя, Волк и Володя-музыкант», о котором я уже вещала, не остался разовым юбилейным явлением и присутствует в ноябрьской афише). Сегодня о ещё одной из них мы и поговорим.
«Блоха» Замятина — крайне редкая гостья на подмостках. После московской премьеры, которая состоялась в 1925 году, а также после питерской постановки, случившейся годом позднее, этот материал практически не использовался режиссёрами. И сейчас мы имеем возможность оценить современное прочтение этой пьесы.
Почему именно «Блоха»? Давайте ненадолго окунёмся в историю. Представьте себе: только недавно произошла революция. В стране началась совсем иная жизнь. И, конечно же, театры не могли остаться в стороне. Алексей Дикий, режиссёр театра под забытым многими названием МХАТ 2-й, решает создать спектакль, соответствующий новым веяниям. Он очень любит Лескова, считает, что его «Левша» станет идеальной основой для постановки, а потому заказывает написание пьесы А.Н. Толстому. Тот отказывается — будучи прекрасным писателем, он не знаком с «народной» стороной литературы и не может в должной мере стилизовать текст.
Тогда Дикий обращается к Евгению Замятину — и тот филигранно справляется с задачей. Из-под его пера изливается не просто инсценировка повести Лескова (которая, кстати, в свою очередь была основана на народных сказах о мастерах, «аглицкую блоху подковавших»), а совершенно самоценное произведение, так сказать, «по мотивам». История вышла из народа — и, если позволите, в него же вернулась.
Дикий жаждал совместить «психологический театр» Станиславского с «условным театром» Мейерхольда — и «Блоха» виделась ему идеальным средством достижения цели. Да ещё и с Михаилом Чеховым (который, кстати, возглавлял МХАТ 2-й) можно было скрестить «театральные копья»: тот-то недавно поставил «Гамлета», а это же, сами согласитесь, что-то из прошлого, из «старого мира», который необходимо было отбросить и забыть. А у Дикого — современнейшая вещица, высмеивавшая «прежний строй» (и правда — что царь, что его окружение были фигурами донельзя комичными — в отличие, кстати, от аналогичных персонажей Лесковского «Левши»), затрагивающая геополитическую обстановку и воспевающую ум и удаль русского народа.
И была скоморошина, и был раёк, и были восторги зрителей… Потом Замятин перепишет свою пьесу, сделает её ещё более точной и лаконичной, и в таком виде она войдёт в собрания сочинений. Собственно, этот, финальный вариант представлен и в РАМТе.
А почему в РАМТе? Да потому, что в 1936 году этот театр занял бывшее здание МХАТа 2-го и может с полным правом считать себя его преемником. И подарить новую жизнь «Блохе» — самое оно!
И вот теперь перенесёмся в день сегодняшний. Постановщик Александр Пономарёв абсолютно не ставил перед собой задачи воссоздать тот, изначальный спектакль. Он стремился сохранить дух пьесы, вложенный в неё Замятиным, но при этом создать театральное произведение, соответствующую дню сегодняшнему.
Жанр спектакля — «Игра в двух действиях» (у Замятина было — в четырёх, но нынче логичней делить по актам, а не по событиям) — идеально описывает то, что вы увидите. Да, это именно игра. «Удивительные Люди Халдеи» (а халдей, если что, это тот же скоморох) покажут вам чудесное представление, где нет ни одного всамделишного героя — всех их изображают те самые халдеи (и это сегодня смотрится интересней, чем у Замятина, который вывел на сцену всего троих халдеев, а прочим персонажам позволил действительно существовать в театральной реальности).
Действо начнётся ещё до того, как вас впустят в зрительный зал — скоморохи появятся в холле и позабавят почтеннейшую публику сценками, вообще не связанными с предстоящим спектаклем, но отличнейше создающими нужную атмосферу и настраивающими на необходимый лад.
А вот потом, когда зрители займут все немногочисленные места в маленьком зале РАМТА, и начнётся основное волшебство.
Сегодня модно перекраивать пьесы на собственный лад — так, как это выгодно режиссёру. А вот Пономарёв не таков — чудесный текст Замятина он оставил практически в неизменном виде (ну, разве что, часть «английских» сцен чуток трансформировал — но там понятно, оно сегодня и неактуально, и неосуществимо в рамках маленького зала).
Изящные строки Замятина стопроцентно театральны (потому просто читать «Блоху» не советую — её надо смотреть): драматург играет с формами и смыслами, состыковывает несочетаемое и отлично знает, как рассмешить зрителей при помощи единственного оружия — слова. Диалоги только кажутся «народной речью» — они отнюдь не таковы. Стилизация Замятина стоит уровнем выше, нежели простая попытка имитировать слова «простого люда». Каждое предложение здесь имеет конкретную задачу, и главное — чтобы режиссёр рассмотрел её.
Пьесу так и хочется разбирать на цитаты, а самое интересное, что фразы, бывшие актуальными в 1925-м, абсолютно уместны и в наше время. История — она развивается по спирали, и «Блоха» доказывает утверждение сие… Так что сатира, господа!.. И какая — сто лет назад написанная Замятиным…
Александр Пономарёв прочувствовал «Блоху» до последней запятой. Как и Замятин, он создал стилизацию, которая только прикидывается чем-то «русским народным». В спектакле есть и скоморохи, и ящик-раёшник, и «исторические» музыкальные инструменты, и костюмы из «той эпохи»… Но всё это гармонично вплетается в крайне современную и тонкую постановку, наполненную отличным юмором и впечатляющую ежемоментно.
При этом — никакого ненужного «осовременнивания»! Как и отмечал в ремарках Замятин, тут всё «тульское» — и Санкт-Петербург, и Англия, и остальное. Ну, в смысле, не настоящее, а такое, какое представляют себе халдеи из былой Тулы, показывающие нам всю историю. Вот как будто бы им кто-то пересказал «Левшу» Лескова — а они и рады зрителей этим делом порадовать.
С нами играют на протяжении двух часов — и делают это великолепно. Да, пьеса рассматривается под несколько иным ракурсом, нежели век назад (оно и понятно — революций-то за окном не наблюдается). Но как всё делается легко, оригинально и захватывающе!..
Упомяну и шикарные костюмы, и божественную работу с пространством маленькой сцены, и, конечно же, квартет музыкантов, ставший отдельным украшением спектакля. Впрочем, тут, почитай, все на чём-то сыграют — и уж точно споют. И сделают это отлично. Музыки в «Блохе» много, и она практически является одним из действующих лиц.
Покритиковать я могла бы только точечно «английские» сцены — не слишком-то хорошо считывается «избиение» (или что это было? Вот даже это я не поняла…) Левши «ихними» мастерами (точней, тот факт, что оно просто завершается, ни к чему не приводя) и — особенно! — момент с требованием еды и «чёрным человеком». Кто он? Чего хотел? Почему «наших бьют»? Абсолютно неясно, но, кстати, эта сцена быстро забывается на фоне остальной феерии и не вызывает особого отторжения.
Есть пара постановочных моментов «ниже пояса», но, во-первых, они довольно уместно вписываются в текст Замятина, а во-вторых, ну, право, на фоне иных спектаклей такие «вольности» — детский лепет. Хотя, буду честна, Меря и содержимое её юбки в рамках «Блохи» — ну крайне неожиданны… С другой стороны, это ж англичане, у них, может, подобное в порядке вещей.
А в целом — очень крутая постановка, которую я смело могу рекомендовать всем и каждому. Это умно. Это красиво. Это смешно. Это интересно. И это оригинально — но без всяких попыток изобрести очередной велосипед и эпатировать ради эпатажа. Здесь тот случай, когда все причастные понимают, что и зачем хотят презентовать публике.
Режиссёр следует за текстом Замятина — и оживляет его так, как это нужно делать в сегодняшнем театре, но не пытаясь привнести в сюжет «новое веяние» (как, скажем, произошло несколько лет назад в Северной столице, где из «Блохи» сделали слабенький такой «современный» мюзикл). Потому что, повторюсь, слишком хороша и крепка пьеса, чтобы пытаться влезть в её нутро своими смелыми руками. Куда как сложнее постараться послушаться драматурга и встроить его задумки в современность, как есть. РАМТ смог!
И, конечно же, ещё раз поаплодирую артистам, занятым в постановке. В программке они не разделяются по ролям — все, как один, Удивительные Люди Халдеи. Но я всё же отмечу их «основную деятельность». Андрей Гальченко — Левша, совершенно очаровательный и обаятельный персонаж (а как, КАК он проживает единственные серьёзные моменты спектакля — те, во время которых Левша пытается осознать, что именно он блоху и испортил…). Данила Богачёв — царь, который невозбранно нервировал меня на протяжении первых сцен, но стал главным любимчиком к финалу (а вот вы попробуйте так неорганичность и неестественность проживать, я б на вас посмотрела). Константин Юрченко — прелестный граф Кисельвроде. Александр Пахомов и Юрий Григорьев — мастера, что тульские, что английские. Великолепные! Артём Штепура — донской казак Платов, персонаж, которому Замятин подарил, пожалуй, наиболее яркие перлы, и который 80% времени является по факту главным действующим лицом спектакля. Шикарный товарищ! Дарья Рощина — возлюбленная Левши Машка и англичанка Меря. Люблю, когда артистам достаются диаметрально противоположные задачи, с которыми они мастерски справляются! Ну, и Анна Ковалёва с Полиной Лашкевич — халдеи-скоморохи, ответственные за все остальные образы. Неимоверно замечательные!
В общем, если вы любите русский язык и обожаете смелые эксперименты над ним — вам сюда. Если вы жить не можете без хороших, грамотных, интересных спектаклей — РАМТ ждёт вас. Если интересуетесь историей отечественного театра — чего ж вы сидите?! Тут такой экспонат для вас приготовлен!..
Спасибо РАМТу за истинное наслаждение. Это — правильный театр. И пусть «Блоха» живёт долго и радует своих зрителей! Она этого определённо заслуживает!
PS. Учтите одно: маленькая сцена РАМТа расположена на высоте шестого этажа… без лифта. Коли вы, как и я, ближе к недвижимости, готовьтесь к подъёму морально.