Иногда крайне интересно и полезно возвращаться на какой-нибудь спектакль спустя длительное время. Вот, к примеру, мюзикл «Стиляги» в Театре Наций я, помнится, смотрела практически сразу после премьеры — то есть, без малого три года назад. А теперь мне посчастливилось закрыть данной постановкой театральный год (ещё раз спасибо тому, кто). Хотелось, знаете ли, праздника и феерии.
И такие интересные впечатления меня посетили, что я даже пропустила целых два мероприятия, попавшие в мой декабрьский график (не волнуйтесь, о них расскажу чуть позже), и решила сразу приступить к «Стилягам».
Первый просмотр оставил меня в полном раздрае чувств: вот, вроде бы, и хорошо всё, бодренько, профессионально… А и душа не развернулась по полной, и претензий — гора. Я даже процитирую себя: «Это — мюзикл-качели, который то взлетает на недосягаемую высоту, то срывается куда-то на самое дно. Это — мюзикл-лоскутное одеяло, каждый кусочек которого, может быть, сам по себе и невероятно прекрасен, но всё же является отдельным явлением, более-менее удачно и незаметно сшитым с остальными».
Вот с этими ощущениями я и прожила три года, пока, наконец, не окинула взглядом список просмотренного за это время и не сообразила, что сердечко моё уже достаточно закалено всякими там разными мюзикловыми откровениями, на фоне которых «Стиляги» уж точно должны казаться алмазищем. Да и потянуло меня снова погрузиться в эту историю.
И знаете что? Мне показали вообще иной спектакль! Крепко сложенный, вполне логичный и гармоничный. И не потому картинка сошлась, что я уже знала, кто на ком стоит, вовсе нет. Просто «Стиляги», оказывается, слишком долго «раскачивались» и набирали силу.
Да, я всегда делаю скидку постановке, если посещаю один из премьерных показов (или того круче — предпремьерный). Но обычно прекрасно видно, какие огрехи являются «премьерными болезнями», а какие не исцелить даже после 10 лет жизни спектакля. «Стиляги» были уникальными: они яростно бились все два часа, стремясь доказать, что уже стали сложившимся, сыгранным материалом.
А я что — я доверчива. Да и вряд ли кто-то в зале в те далёкие времена мог догадаться, что «Стиляги» — это не то, что предстало пред нашими светлыми взорами, а пусть немного, пусть местами, но другое.
Вот такое, какое сейчас идёт в Театре Наций. И это другое пусть и не входит в число мюзиклов, вызывающих катарсис и желание бегать на них, как на работу, но попасть в список спектаклей, обязательных для посещения хотя бы разок, должно.
Это красиво. Световой дизайн — моя особая любовь. Полёты артистов над сценой — сказка. «Скованные одной цепью» — мощь (я второй раз смотрю «Стиляг» из ложи бенуара и убеждена, что именно с этого бокового ракурса «Скованные» раскрываются во всей своей красе). Плюс будет, где похихикать. Потом ещё и всплакнуть заставят. А в итоге — по-хорошему, по-театральному — морально прихлопнут финалом (но вот здесь не могу смолчать: оказывается, в «Стилягах» всё же нужно смотреть на состав; при определённом раскладе, не буду указывать пальцем, концовка смазывается и получается не такой бронебойной, как была задумана).
В общем, вот вам очень светлая и разухабистая, но печальная антисоветская история, пропитанная любовью к прошлому и к людям, жившим в той стране. И теперь эта двойственность работает. Потому что, при всей плакатности и клиповости постановки, в ней есть главное — жизнь. Которая, как мы все знаем, удивляем многообразием.
И, да, меня всё ещё вымораживает текстовое переосмысление «Восьмиклассницы» и (особенная боль) непонятно зачем нужных и странно аранжированных «Жёлтых ботинок» (а я напомню, что почти весь музыкальный материал «Стиляг» — это неотъемлемая часть моей юности, и я воспринимаю «издевательства» над песнями, как личное оскорбление). Зато у меня получилось отключиться и восторгаться шикарнейшей постановкой «Восьмиклассницы». И, пожалуй, впервые в жизни я прослушала «Я — то, что надо» с удовольствием, а не желанием переключиться на следующий трек (что поделать, терпеть не могу эту вещь ещё со времён фанатения от группы «Браво»).
В общем, если вы ещё не решили, сходить ли на «Стиляг» или пусть их, то я вам так скажу: мюзиклов в Москве — масса. Хороших мюзиклов — гораздо меньше. Особенно отечественных (как ни крути, это чистая правда).
А здесь — наша с вами история, старый рок-н-ролл (я же не открою Америку, если сообщу, что «Стиляги» — джукбокс-мюзикл, составленный из хитов древних лет?), крепкое либретто (в основе материала — одноимённый фильм Валерия Тодоровского 2008 года), традиционно мастерская режиссура Алексея Франдетти и… ну, конечно, они: первоклассные артисты.
Собственно, примерно половину каста я видела во второй раз. Приятно, когда в ансамбле — сплошь знакомые лица. И это — исключительно монстры жанра, способные на любое театральное чудо.
А что касается более-менее главных ролей…
Кто-то предпочёл бы любоваться Игорем Балалаевым (а он боженька, понятно), а я вторично радовалась Олегу Масленникову-Войтову. Как же он филигранно проживает сцену встречи главных героев из роддома! Для меня это всё ещё главный момент мюзикла.
Многоликий Андрей Школдыченко — просто весомейшая причина, по которой нужно топать на «Стиляг». Далее молчу — о великом только так!
Анастасию Сапожникову я не видала со времён «Поймая». Спасибо ей за разрыв нервов! Точнейшая работа.
Елизавету Пащенко (да-да, ту самую, из Театра мюзикла) в роли Бетси мне тоже показали повторно. И она стала ещё мастеровитей — а «Американскую жену» отдельно рекомендую.
Александр Бабик — моя отдельная слабость после «Большого мюзикла». И я была уверена, что в первый раз вот тот ужас, что мимо нот и сбивший дыхание на первом такте «Я люблю буги-вуги» — вообще не Бабик. Смотрю свои фотки — он… Ну, что… Александр натренировался и сделал всё на пять баллов. Ибо вот такого роста в роли от «Уберите это немедленно!» — до: «А можно эту сцену ещё три раза повторить?» — я не припомню. А ещё он — солнышко.
Особенная радость — наличие на сцене Натальи Иньковой (кто смотрел «Последний звонок», меня поймёт). У неё сложная задача: не превратить Комиссара-Катю в функцию, сделать из неё живого человека. И она — одно из украшений спектакля.
Не новичок в «Стилягах», но человек, сыгравший премьеру в главной роли: Юлия Ива (искренне поздравляю!). Наконец-то я поняла, что такого было в Полине-Пользе, и почему после одного движения её брови мужики складывались в штабеля. И при этом Юлия была абсолютно не гуманна к своей героине: показала её прямо такой, как доктор прописал. Я разрывалась между ощущениями: «Ля ты крыса!..» — и: «Ну как такую не любить?!» Более жёсткая Польза, но от этого максимально достоверная (или это у меня вкус такой извращённый — тут сами решайте). Не знай я, что это первый спектакль Юлии, ни в жизнь бы не догадалась. Ну, куда деваться, профессионалище!
Ну, и Эмиль Салес — Мэлс, он же Мэл, он же — центральное звено постановки. В прошлый раз я писала, что Олегу Отсу проще — обладая внешним сходством с Антоном Шагиным из фильма, он может просто держаться знакомых рамок и обживать их. Эмилю пришлось простраивать абсолютно другого персонажа — и я могу честно сказать, что получившаяся история мне показалась куда более достоверной и интересной. Плюс тут у меня не было претензий к вокалу — а это (простите за сарказм) немаловажно в мюзикле. Я нежно люблю Отса (а нам, поклонникам Театра Моссовета иначе никак — партбилет же отберут), но в данной ситуации мой голос за Салеса. Потому что — больше жизни (я это слово уже в который раз пишу, но оно же основополагающее). Больше правды. И — гораздо интереснее и выпуклей. Лично для меня вот тут всё сложилось. Хотя я, конечно, ни разу не истина в последней инстанции.
Кого не упомянула — уж простите. Список артистов длинненький, а всех поимённо я тут перечислить не смогу. Вы или гениальны, как Иван Коряковский с Владом Юдиным, или стали единственным моим разочарованием за весь вечер. Повторяю: единственным. Но жесточайшим… Не надо так!
Резюмирую: «Стиляги» меня поразили. Я не ожидала, что один и тот же спектакль может оставить столь различное впечатление о себе. И сейчас, в 2021-м (а для вас, полагаю, в 2022-м, ведь вы же придёте читать эту статью после перемены дат), он замечателен.
Да, «Стиляги» — это не та история, которая вас вывернет и вытрясет. Но теперь у неё есть глубина и осознанность. Вот с финалом сложно — в фильме-оригинале он более интересен (хотя, по факту, на экране происходит то же, что и на сцене… но как-то совершенно иначе это выглядит). Но всё равно — точка поставлена, и она весома. При изначально открытой концовке, да. Так и задумано.
Я рада, что увидела, во что превратился этот мюзикл сейчас. Это — хорошо. Это — правильно…
А ещё — это отличный способ поздравить себя с театральным Новым годом! Шаляй-валяй, товарищи! И — пусть всё будет так, как ты захочешь! Как я захочу! Ура! :)