С единственной опереттой Шостаковича, написанной в 1959 году, я познакомилась как-то очень трогательно: прочитала о ней в интернете, тут же сбегала и купила альбом (благо, в те далёкие времена это было вполне технически доступно), после чего отложила его на вечер — хотела погрузиться в материал в спокойной обстановке. А потом пришла в комнату к маме, которая по традиции смотрела телевизор. И там начинался старый документальный фильм… о том, как строились и заселялись Черёмушки. Совпадение из совпадений!
И получилось так, что я сначала, не планируя этого заранее, посмотрела на события оперетты, как они случились в реальности, а потом ещё и в творческое переосмысление этого события окунулась. (Помню, особенно меня умилила такая деталь, как упоминание стенного шкафа в сюжете — ибо в фильме про данные шкафы вещали гордо и с особенным упором.)
Несколько лет я переслушивала запись, вздыхала и думала: ах, как было бы хорошо посмотреть на эту милоту вживую!.. Нет, я знала, что «Москва, Черёмушки» с завидной регулярностью ставятся то в одном, то в другом театре — как эдакий музейный экспонат и свидетельство прошлой жизни. Но в столице как-то про сей материал подзабыли.
И вдруг я узнаю, что то, чего мне столь сильно хотелось, было мной благополучно прохлопано: ещё в марте прошлого года премьера оперетты состоялась не абы где, а на камерной сцене Большого театра! И поставил спектакль, чтоб вы понимали, Иван Поповски. Ну, как же я могла не рвануть за билетом?
Интересно, что все места оценены театром в одинаковую сумму (и весьма скромную по нынешним меркам), и я в единственную удобную для меня дату успела отхватить последнее кресло в первом ряду. Повезло! Ибо билеты разлетаются только так.
И пусть в небольшом зале бывшего Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского сцену прекрасно видно с любого ряда (даже с учётом не слишком мощного подъёма), но только первый обеспечивает (как минимум лично мне) максимальное слияние с происходящим.
Но это всё — необязательное введение (и пара намёков, куда лучше сесть и с какой скоростью покупать билет). Пора уже о самом спектакле рассказать. А он был… прекрасен!
Во-первых, впервые в жизни я слушала такой лёгкий, красивый, гармоничный академический вокал. Всё же, оперники, которых заставляют петь оперетту, справляются с этой задачей куда лучше, нежели их коллеги, постоянно работающие в жанре (правда, мой вывод на единственном примере основан, но ой каким выпуклым и ярким был сей пример).
Во-вторых, я никогда не пойму, как Поповски разместил на весьма небольшой сцене такую толпу народа. А в спектакле главных и второстепенных действующих лиц — под два десятка. Плюс хор (по-нашему, по-мюзикловому, ансамбль) — тоже весьма многочисленный. И вишенкой на торте — миманс (ну, тот же балет в мюзикле) — ещё неплохая куча людей. Постановка идёт на камерной сцене. Но сама она — глобальна.
И режиссёр то отправит хор на балконы, то расставит их по залу (тут мне была отдельная радость в виде единственного знакомого лица во всём касте — Кирилла Волкова, который, стоя передо мной, мощно вокализировал прямо в мои уши)… И тем самым придаст картинке дополнительный объём.
Настроение постановки — весьма ностальгическое. Нет, никто не воспевает былое — скорей, вспоминают о тех нас (или наших родителях и дедах, в зависимости от возраста конкретного зрителя), которые жили в новеньких Черёмушках.
Либретто Владимира Масса и Михаила Червинского как будто бы специально заточено под то, чтобы воплощать его в жизнь через много десятилетий после написания. В нём — наивность молодости и вера в лучшее завтра. Помните же, такой и была советская молодёжь? Вот нас и вернули на театральной машине времени в прошлое.
А в соседней сцене — бюрократия и хапужничество. То, с чем нужно было бороться, что высмеивалось и поднималось на вилы. А сейчас эти моменты делают всю историю живой и настоящей.
И вот что интересно: «Москва, Черёмушки» — это просто длинный и подробный, с массой музыкальных номеров, рассказ о том, как простые люди заселялись в новые дома, а некий чиновник имел свои виды на одну из квартир. В итоге добро победило, конечно же, и все счастливо зажили в Черёмушках.
Чуть иначе подойди к этой истории — и будет скучно и нудно. Захочется промотать половину песен, да и вообще возникнут мысли о том, стоило ли тратить свои силы на подобное. Но Поповски сделал маленькое театральное чудо: его «Москва, Черёмушки» прелестны от первой до последней секунды. Постановщик поднимает сюжет над бытом, не переосмысливая его ни на граммулечку. И получается праздник.
Ностальгия — но в современной обёртке. Никакого нафталина — идеальный пример того, как нужно ставить нечто весьма ценное, но, по факту, устаревшее и неактуальное. И оно становится уместным и животрепещущим. Честное слово, здорово!
Правда, финал чуть повёрнут в сторону хеппи-энда — но именно здесь правильно, что отрицательные герои, получив по заслугам, тоже в итоге счастливы и довольны. Потому что в наши дни важно не погрозить пальчиком тем, кого мы порицаем, а подарить зрителям как можно больше позитива. И после волшебной скамейки, заставляющей всех, кто присел на неё, говорить только правду, как не поверить в то, что товарищи Дребеднёв и Барабашкин начнут новую жизнь, а потому и им нужен намёк на светлое завтра?
И, конечно же, здесь великолепные артисты. Я не буду отдельно упоминать кого-то лично (хотя Азамата Цалити, который, как я поняла, работает без составов, рекомендую; его вы точно запомните). Просто скажу: какие же они все… милые! И пусть артисты оперы не слишком-то сильны в танцах (а Поповски заставляет их ударяться в хореографию), но они мощны в вокале (это просто ягодка для слуха!) и игре.
В работе пары человек проскальзывала временами «академичность» (ну, вот то самое переигрывание и недостоверность), но пусть их. Остальные — как будто всю жизнь мюзиклово-оперетточную школу проходили. И окончили её с куда более высокими оценками, нежели признанные звёзды «нелёгкого лёгкого жанра».
А каков дирижёр!.. В моём случае это был Айрат Кашаев, и я буквально заставляла себя смотреть на сцену, а не на него. Просто отдельное шоу внутри спектакля! Особенная радость — тот факт, что дирижёр ещё немножко споёт и даже станцует в рамках постановки. Ну чудесно же!
Я, кажется, чересчур восторженно пишу об этой оперетте, да? Ну, а что поделать: из театра я вышла с таким ощущением, как будто три раза подряд Новый год отпраздновала, а напоследок днём рождения отлакировала. Есть вот такие вещи: без излишних претензий и пафоса, но сделанные столь правильно, что хоть сейчас в палату мер и весов.
Так что спасибо Большому театру за то, что мне было ну очень хорошо. Чистый восторг — безо всяких скидок. Моя ретродушенька довольна…