Российский академический молодежный театр завершает сезон глобальной премьерой: масштабным во всех смыслах спектаклем «Леопольдштадт» по одноимённому драматическому произведению Тома Стоппарда, буквально только что получившему премию Tony как лучшая пьеса.

И тут вот какое дело: последнее творение Стоппарда не только автобиографично (пусть автор и «скрывает» сей факт, «переселив» персонажей из Чехии в Австрию — что, впрочем, никак не влияет на внутреннюю суть текста), но и, будто бы, на самом деле последнее — 85-летний драматург заявил, что возраст вполне позволяет ему поставить точку в сотворении пьес (впрочем, в сравнительно недавнем интервью Стоппард свои взгляды пересмотрел — я, говорит, человек, который сочиняет, пока жив).

В 2020-м «Леопольдштадт» отпремьерился в Лондоне, на Вест-Энде — показы были прерваны из-за ковида, но возобновились год спустя. В 2022-м с пьесой познакомились зрители Бродвея. А 16 июня 2023-го, в рамках фестиваля «Черешневый лес», «Леопольдштадт» «воздвигся» на сцене РАМТа.

Стоппард не впервые сотрудничает с театром, на эксклюзивной основе предоставляя оному права на свои произведения. Вот и сейчас впервые герои пьесы заговорили по-русски, погружая нас в историю еврейской семьи, длящуюся целых 55 лет.

Всё начнётся, как поведают нам цифры, вспыхнувшие на занавесе, в 1899 году. Счастливое многолюдное семейство Мерцев празднует Рождество — просвещённые интеллигентные люди с удовольствием приобщаются к традициям разных культур, помня о своей национальной принадлежности, но не фиксируясь на ней. В Вене, как и во всём мире, покой и благоденствие, научный и культурный бум, а народ полон новых надежд — ведь на носу 20 век…

Вращается сцена, крутятся то ли шестерёнки титанических часов, то ли детали музыкальной шкатулки, внутри которой творится действо. И вот на календаре уже 1924-й, и что-то почти неосязаемо меняется. До катастрофы ещё далеко, но она уже чувствуется в воздухе Вены. Может быть, именно поэтому наши герои с куда большим трепетом, нежели раньше, вспоминают о своих корнях — как бы пытаясь уцепиться за начавшую раскачиваться землю… Былые дети выросли, у них уже свои малыши (в спектакле совсем немного юмора, и одна из сцен, вызывающих смех зала, связана как раз с «семейно-ритуальной» путаницей, но, увы, разит ниже пояса, что в данном обрамлении кажется лишним элементом: юриста приняли за моэля, который должен сделать обрезание младенцу). И пока ещё Мерцы с уверенностью смотрят в будущее, не подозревая о самом страшном…

Но приходит и его, страшного, время: сцена снова вращается, и, спроецированная на занавесе, вдребезги разбивается новая дата: 1938 год. Хрустальная ночь… Ночь погромов, во время которой евреи потеряли всё — включая право считаться людьми… Приходят и к Мерцам, сообщая, что они обязаны покинуть свою уютную квартиру и отправиться, по сути, в никуда…

…всё позади. Мы — в 1955-м. Снова Вена. И три осколка, оставшихся от огромной, дружной и любящей семьи после Хрустальной ночи, войны и концлагерей. Роза — получается, нынешняя старейшина семейства, уехавшая в Америку и ставшая психоаналитиком. Натан, некогда — тот самый малыш, прошедший через брит милу, а теперь — перенёсший ужасы лагеря, но выживший молодой человек. А ещё — он, Лео, тот, кому сильней всего повезло: отчим смог вывезти мальчишку Леопольда с мамой на свою родину, в Британию, и, откровенно говоря, юноша почти не помнит детства — равно как и того факта, что по крови он совсем не англичанин (даже имя он взял иное, более подходящее новой вотчине — Леонард)…

Лео — почти альтер-эго самого Стоппарда. Это же его семья когда-то бежала от ужасов нацизма в Британию, и именно он однажды с удивлением узнал, что на самом деле является евреем. Драматург заставляет прозреть и Лео: Натан с Розой (первый — экзальтированно и жёстко, вторая — мягко и мудро) напоминают «британцу» о его корнях. О том, что Леопольдштадт (изначально так назывался район Вены, в котором селились евреи, но можно перевести и дословно: «город Леопольда») — здесь, тут родились предки Лео, жили, страдали и радовались, мечтали о лучшем… Но теперь их нет, и Леонард-Леопольд должен донести до потомков память об этих людях…

Финальная сцена жестока и лаконична: мы снова видим всех героев спектакля и узнаём, как они умерли. Буквально пара слов о каждом — но по коже бегут мурашки, и невозможно сдержать слёзы.

Как заметила одна из героинь в самом начале, во время сцены весёлого рождественского праздника, люди умирают дважды. Второй раз — когда никто не помнит, как их подписать в семейном альбоме. Память позволяет продлить существование, и финал спектакля — это, по сути, те самые подписи, превращающие выцветшие портреты в личностей из плоти и крови.

Сложная, болезненная тема — и Стоппард смело берётся за объёмную и многонаселённую семейную сагу, совершенно не беспокоясь о том, сможет ли публика запомнить бесчисленное количество действующих лиц, опознать оные в разные временные периоды и вообще осознать, кто тут кому приходится (должна признаться, что лично я так до конца и не выпуталась из замысловатых «семейных связей», что ощутимо мешало восприятию; я же была на пресс-показе, который не предполагал наличие программок, но вы таковую обязательно купите — в ней имеется семейное древо персонажей, которое позволит с большей лёгкостью ориентироваться в происходящем).

Мелкими, изящными мазками драматург создаёт полотно текста — его герои много и с удовольствием общаются на самые разнообразные темы, философствуют, делятся мыслями по поводу творящегося вокруг них… Иными словами, обретают телесность, поскольку Стоппард стремится каждого из персонажей сделать достоверным, особенным, полнокровным — то бишь, максимально подробно «подписать» всех присутствующих в «сценическом альбоме».

Только проблема в том, что в итоге почти весь двухчасовой с хвостиком (и без антракта) спектакль состоит из такого «оживления портретов». Слишком много диалогов, слишком мало событий (пусть каждое из них и бесконечно важно). И желание автора продлить существование погибшей семьи отнюдь не играет на руку постановке: по-настоящему трогают только Хрустальная ночь (и то только с момента появления в квартире Мерцев некоего человека в шляпе) да те три минуты в самом конце, когда звучат некрологи.

Да, возможно, это моя личная проблема: не состыковались мы духовно с «Леопольдштадтом», бывает. Головой-то я понимаю, зачем Стоппард «заставляет» героев общаться на ту или иную тему. Но в итоге пьеса оказывается, если позволите так выразиться, драматургически избыточной, и душа отказывается полноценно раскрыться семейству Мерцев: я, безусловно, осознаю, чем всё закончится, но даже моральная готовность к страшному и печальному финалу, окрашивающая весь спектакль определённым образом ещё до его начала, не спасает от нависающей над тобой постепенно всё сильней и сильней скуки…

Стоппард перегружает публику деталями, становящимися новыми слоями семейного полотна, но для сюжета необязательными, и «выплывать» из-под их массива невероятно трудно. Если вспомнить другую семейную сагу — спектакль «Генерал и его семья» Театра Вахтангова, — то можно понять, что я имею в виду. Обе постановки, по сути, «просто» описывают ряд событий — приводящих к краху, тем не менее, предвещающему начало новой жизни. Но генерал Бочажок и его близкие описаны таким тёплым, любящим языком, что публика, сама того не замечая, начинает считать героев родными, давними знакомыми, и вливается в сюжет всецело.

«Леопольдштадт» же иной. Стремясь объять необъятное, драматург добивается эффекта, противоположного задуманному: прикипеть душой к персонажам спектакля невероятно сложно. Как мог бы сказать «британец» Лео, здесь всего too much.

Если бы Стоппард сильнее сфокусировался именно на сюжете, основных его вехах (портрете Климта, интрижке с Фрицем, «колыбели для кошки», конечно же, Хрустальной ночи — и финальной, наиболее мощной части, призывающей «не забывать свои корни, помнить»), сократив многоминутные диалоги, сага била бы гораздо точнее в сердца зрителей. Более того: публика и персонажей бы изучила гораздо глубже, ибо отсутствовала бы необходимость вслушиваться в их реплики, пытаться осознать, какие из оных имеют отношение к тому, что произойдёт дальше, а какие нужны исключительно для передачи атмосферы — внутрисемейной и мировой, и просто бы погружалась в сущность людей — таких же, как и мы с вами, но иных уже по рождению. И, конечно же, абсолютно не виноватых в своей инаковости, принёсшей столько страданий.

Но пьеса такова, какой её задумал Стоппард. Именно с этим материалом работал постановщик Алексей Бородин, и я должна признать: режиссёр сделал всё возможное (и немножко того, что выходит за грани человеческих ресурсов), дабы вдохнуть жизнь в Леопольдштадт.

Невероятно поспособствовали этому решения художников постановки (Станислава Бенедиктова, Виктора Архипова и Лилии Баишевой; здесь необходимо вспомнить что для Станислава Бенедиктова работа над данным спектаклем стала последней — он ушёл из жизни в ноябре прошлого года, и коллеги подхватили его флаг и воплотили задумки в реальность). Та самая то ли шкатулка, то ли часовой механизм, являющий собой мир персонажей, с одной стороны, погружает нас в микромир семьи Мерцев — уютный, надёжный, понятный. А с другой — воплощает безжалостный фатум, погребающий под собой судьбы и жизни.

Крутится планета, идут часы, играет музыка в шкатулке… (Здесь добрый совет: коли вы идёте в театр с больной головой и давлением, приготовьтесь, что будет сложно. Сцена вращается постоянно, скорость всё растёт и растёт, и потому не забудьте принять соответствующее лекарство, дабы в зрительном зале не заштормило. Проверено на себе. Понимаю: данное примечание имеет мало отношения к искусству, зато оно поможет наслаждаться оным без помех.) И всё рушится, но в центре, в сердце бытия остаётся островок покоя: то ли лифт, увозящий в итоге всех членов семьи в те края, о которых мы пока ничего не знаем (впрочем, чего скрывать: это же она, газовая камера), то ли комнатка, призывающая укрыться от невзгод и сохранить себя как личность и продолжение своих предков.

Бородин творит глобальную постановку (масса артистов, объёмный период времени — 55 лет, за которые сменяется несколько эпох, увесистые пласты текста, сложнейшая тема) — но отвергает пафос, зачастую сопровождающий подобные спектакли. Все его персонажи — абсолютно настоящие, обычные, взятые прямиком из жизни… которой многим из них было выделено совсем чуть-чуть.

И вдыхают души в этих объёмных, реальных героев замечательные артисты РАМТа — на одной сцене встречаются разные поколения актёров (а какие тут прелестные дети!), и совершенно невозможно выделить кого-то особенным образом.

Я повторюсь в очередной раз (и эти слова снова и снова писать я буду с особенным удовольствием): труппа РАМТа уникальна. Здесь мощны все — и «театральные столпы», и совсем недавно присоединившаяся к коллективу молодёжь. «Леопольдштадт» — уникальная возможность окинуть взглядом, конечно, не всех артистов театра, но понять дух РАМТа, оценить, на что способны эти люди. И вы влюбитесь в них, и будете возвращаться сюда снова и снова, и каждое свидание станет праздником. Уж поверьте краеведу.

Собственно, вот что мы имеем в итоге: весьма спорную пьесу, которую почти спасает талант режиссёра и самоотдача актёров. Почти — потому что всё одно не получается отгородиться от многословия и продраться сквозь ненужные диалоги, отвлекающие от сути.

Но — кто знает? — может быть, именно вам удастся лечь на волны семейной саги и добраться до финала без крушений и штормов. Может быть, вас вся эта более чем полувековая история пробьёт в  самое сердце — и вы поймёте и примете текст Стоппарда, не заметив в нём ни одного лишнего междометия. Всё возможно.

В любом случае случится финал, и пережить его «c холодным носом» не получится даже у самого завзятого скептика — у меня, например. Слёзы сдержать не удалось — а значит, пусть не на сто процентов, но «Леопольдштадт» сработал и для вашей покорной.

Помнить, кто ты, откуда и зачем. Понимать, что все люди на Земле равны и ценны. Осознавать, что нельзя повторить былое. Вот для чего этот спектакль. И, как бы я не критиковала пьесу, эти три непростые задачи постановка Алексея Бородина выполняет успешнейшим образом.

В моём театральном багаже два таких спектакля — мюзикл «Волосы» и, собственно, «Леопольдштадт»: когда сюжет вызывает или недоумение, или скуку, но финал и смысловая составляющая пробивают до мурашек. Только жаль, что мощнейшей точке предшествует вязкая и муторная история. Но в РАМТе есть дополнительная сила: крепкая, умная режиссура, первоклассная труппа, интереснейшая сценография, уместное музыкальное сопровождение (за которое отвечал Александр Девятьяров — артист театра, исполняющий роль Натана)…

В общем, давайте так: «Леопольдштадт» я могу порекомендовать тем, кто любит масштабные, красивые постановки. Тем, кто погружён в тему Холокоста — или хотя бы интересуется, как могло случиться, что целый народ был причислен к изгоям. Тем, кто хочет проверить, как именно на них подействует премьера РАМТа. И, конечно, тем, кто хочет помнить.

Люди не должны умирать дважды. РАМТ подтвердит!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.