We Open in Venice

Я продолжаю смотреть и пересматривать киномюзиклы (или просто видеоверсии постановок), и на этот раз моего внимания удостоился фильм 1953 года под названием Kiss Me, Kate («Целуй меня, Кэт»). Я полагаю, большая часть читателей в курсе, что в основе его лежит мюзикл 1948 года с тем же названием. Автор музыки и текстов песен — Коул Портер (Cole Porter).

Я не буду углубляться в подробности и историю съёмок фильма. Здесь я просто хочу поделиться моим мнением об оном.

Итак, киноверсия вышла на экраны всего через 5 лет после бродвейской премьеры. Но актёры, блиставшие в главных и второстепенных ролях на сцене, не порадовали собой голубые экраны. В фильме снялись абсолютно иные артисты, и, как мне кажется, местами выбор был, скажем так, спорный. Да и к режиссуре лично у меня масса вопросов.

Вот и вышло в итоге, что Kiss Me, Kate — это яркая, привлекательная, обалденно станцованная и отлично спетая… нудятина.

В принципе, мюзикл был перенесён на экран без особых изменений. Добавилось начало в квартире Коула Портера (нет-нет, не он сам в кадре, а играющий его актёр), где главные герои — враждующие экс-супруги Фред Грэхем и Лилли Ванесси, а также новая «фаворитка» Фреда, Лоис Лейн, знакомятся с материалом нового мюзикла Kiss Me, Kate по мотивам Шекспировского «Укрощения строптивой». Потому в начало «переезжает» дуэт So In Love (его поют, вникая в партитуру, Фред и Лилли) и Too Darn Hot, которую, нереально круто отбивая степ, исполняет Энн Миллер (Ann Miller) — ну, то есть, Лоис Лейн. Замечу, что этот номер вообще-то должен находиться в начале 2 акта, и поёт его ассистент Фреда. Так как песня Too Darn Hot никакого влияния на сюжет не оказывает, а у Энн Миллер маловато сольников, ей подарили ещё один. И он — чуть не лучший момент фильма.

Остальные песни — все на своих местах. Да, эпоха киномюзиклов ещё в самом разгаре, потому музыкальные моменты не только не вырезают из сценария, но и добавляют новые. Здесь появилась песня From This Moment On из мюзикла Портера Out of This World.

С музыкой всё понятно — она чудесна. Правда, либретто Kiss Me, Kate изначально не отличается гениальностью. Есть номера, более-менее связанные общим сюжетом. Он тут — не главное. Основной упор делается на шоу — танцы, костюмы, песни… В фильме такой подход даже гипертрофирован. Танцевальные вставки появились даже в тех местах, где их изначально не предусматривалось. Конечно — среди актёров великолепные Томми Ралл (Tommy Rall), Бобби Вэн (Bobby Van), Кэрол Хейни (Carol Haney) и, конечно же, Боб Фосси (Bob Fosse), чьи танцевальные таланты воспеваются в мифах и легендах.

Но есть и главные герои. Говард Кил (Howard Keel), исполняющий роль Фреда Грэхема, очень мил внешне, отлично поёт, но… несуразно пресный и какой-то постоянно красующийся в актёрской игре. Местами видны проблески (та же сцена с бананом — ну, кто смотрел, понимает), но в целом хочется чего-то большего. И, безусловно, Кэтрин Грейсон (Kathryn Grayson) — Лилли Ванесси. Её вокал — вне всякой конкуренции. А вот игра… Ей просто-напросто не хватает темперамента. Вот не верится, что эдакая фифа способна так рвать и метать. Ну, и выглядят сцены с «разъярённой Лилли» недостоверно. Прибавим в этот котёл ещё и режиссёрскую задумку, что, мол, Шекспир играется так, как в те давние времена (ну, так видит это постановщик)… То есть, ненатурально — декламация и наигрыш. Даже самые забавные моменты смотрятся скучно и надуманно.

Кину камень в огород Энн Миллер. Её Лоис, по сути, должна быть несколько отрицательной героиней, да ещё и не слишком опытной в плане актёрской игры. Неа, ничего такого нет. Даже непонятно, сочувствовать ей или ругать её.

Вспомним, что тексты подверглись неплохому такому редактированию — понятно, к примеру, что с экрана не могло звучать слова bastard (ублюдок), а вот простенькое louse (что-то вроде мерзкого типа) — вполне… если хочется показывать кино без возрастного ограничения. Цензура убила немало «солёненьких» моментов.

И, да, странная режиссура. Необъяснимая операторская работа. Почему так?

А ответ прост. Дело в том, что Kiss Me, Kate готовили к показу в формате 3D (да-да, в 53-м вполне такое делали). Оттого различные предметы (и даже люди) постоянно влетают на первый план. То блюда швыряют, то ещё что. Наверное, в 3D «Целуй меня, Кэт» смотрелось зрелищно (ещё раз вспомним год релиза). Но на мониторе в DVD формате созерцать этот фильм печально…

Так стоит ли смотреть этот фильм? Да, он мне вообще не понравился в целом, но есть ряд пунктов, которые выводят Kiss Me, Kate в разряд must see. Кому нажимать Play:

1. Любителям истории. В кадре обнаруживается… кулер. Ну, та штука, на которую ставится баклажка с водой, и из которой можно пить. Напоминаю: 1953 год. Простым советским людям вообще неведомо, что это такое. Да, в The Rocky Horror Picture Show тоже был кулер, но там-то — 1975-й (впрочем, в первый раз смотря тот фильм, я раз 5 перемотала назад, чтобы кулеру подивиться). А тут — 1953-й. И конструкция — прекрасна (кажется, сам кулер — чуть не керамический). На скриншотах ниже два раза это чудо техники есть — специально выложила.

2. Любителям Боба Фосси. Да, роль у него — эпизодическая. Но несколько сольных танцевальных моментов стоят просмотра. И вот ещё что: поёт Боб, конечно, так себе. Но его прелесть в ином. А дуэт с Кэрол Хейни, ммм…

3. Любителям старых киномюзиклов. Без комментариев.

4. Любителям хорошего вокала.

5. Всем тем, кто любит жанр и не знает, на что потратить вечерок. Не понравится — выключите. Понравится — назовёте меня редиской и получите удовольствие.

А для меня фильм Kiss Me, Kate остаётся вот чем: ярким шоу со слабеньким либретто и спорным актёрским составом, нашпигованным танцами и заточенным под 3D. Хотите совет? Смотрите лучше видеоверсию лондонской постановки 2003 года. Она здоровская, и про неё я напишу в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.