Судьбы святая нить
Короче с каждым днём.
Всё началось с огня
И кончится огнём.
Музыкальная сказка «Багдадский вор и чёрная магия» была написана Давидом Тухмановым и Юрием Энтиным на самом излёте советской эпохи — по крайней мере, в 1990 году состоялась премьера нашумевшего «сатириконовского» «экстраваганца-шоу в двух частях» — что интересно, нацеленного на взрослую публику. В 1997 году спектакль «Сатирикона» покинул репертуар театра, и сказка почти на 30 лет ушла в тень. Ну, а что поделать — она родилась не в то время и не в том месте, мало кого тогда интересовала цветастая и хулиганская восточная история. Так что, несмотря даже на то, что в том же 1997-м авторы выпустили компакт-диск с «Богдадским вором» (что интересно, в собственном исполнении), широкой известности сочинение тандема «Тухманов-Энтин» не получило.
Но — ура! — Егор Перегудов подарил юным и взрослым зрителям своё прочтение той самой сказки. На подмостках Театра Маяковского зашумел восточный базар, а Багдадский вор, как и регламентирует жанр, с достоинством преодолел все испытания, спас родной Багдад и нашёл любовь. И спектакль у Перегудова со товарищи получился ну просто феерическим!
Сценография Владимира Арефьева переносит нас туда — на загадочный, чарующий, прекрасный, жаркий, собирательный Восток. Да-да, несмотря на чёткое указание места действия (Багдад), пространство наполнено деталями разных восточных культур — и потому создаётся и стопроцентная достоверность происходящего, и поддерживается присущая сказкам атмосфера условности, ведь неважно, в какой именно стране дело было (ну, нас же обычно устраивает определение «тридевятое царство» — и здесь не нужна точность; в общем, Багдад тут географических координат не имеет, он откуда-то со страниц волшебных книг), главное — приключения героев, чарующая магия и долгожданная победа добра над злом.
Основное «выразительное средство» художника — это… ковёр. 50 оригинальных сумахов (традиционных дагестанских ковров) возрастом от 70 до 100 лет (впечатляет, да?) — это почти единственные элементы декораций, а световой дизайн Андрея Абрамова раскрашивает полотно сцены в самые фантастические цвета. Красиво, минималистично (как я люблю) и на удивление правдоподобно. (А чудо-луну из первой сцены я вам просто анонсирую, но её секретов раскрывать не буду — смотрите и восторгайтесь сами!)
И вот в этих условиях раскручивается местами странноватый, местами «непричёсанный», но очень симпатичный, юморной и захватывающий сюжет сказки. А там так: на базаре Багдадский вор (Александр Скрыпников) встречает подругу детства, Фатиму (Алина Вакаева), и его чувства к ней расцветают. Но Фатима — рабыня, и Вор обещает освободить её — даже несмотря на то, что хозяин девушки «не человек, а Чёрный маг» (Вячеслав Ковалёв / Кирилл Кусков). Только Маг раскрывает хитрость Вора, и теперь не только Фатима осталась во власти злодея, но и жители Багдада заколдованы. Как же всех спасти?
Совет даёт загадочный бедуин: нужно взять чудесный башмак, добыть второй такой же в подземелье Циклопа (Олег Сапиро), а потом эти башмаки помогут украсть у некоего Властелина (Никита Языков) волшебную Птицу Феникс (Анастасия Мишина), которая всё исправит.
…но не знал Багдадский вор, что бедуином притворился Чёрный маг, имеющий свои планы на чудо-птицу… В общем,
Это пьеса-экстраваганца:
Тридцать три песни, двадцать два танца.
Восемь погонь и прочих затей
Для взрослых, а, кроме того, для детей.
Каждая песня – убойный хит,
Так полагают авторы –
Юрий Энтин и Тухманов Давид.
Егор Перегудов сумел сделать самое главное, что было необходимо для создания крутой постановки: проникся хулиганским и бесшабашным духом сказки, успешно перенеся его на сцену (скажем, тут вполне логично, что если увидишь кнопку с надписью: «Не нажимать, будет смерч!» — просто необходимо на неё нажать). 9 месяцев репетиций, красивейшая «картинка», множество танцев (хореограф — Денис Тагинцев) — может, их и не 22, но близко к тому, полёты над сценой, чудеснейшая кукла — обезьянка Би-Ба-Бо, масса шикарного юмора (причём, как текстового, так и постановочного), немного традиционного (и отменного!) для детских спектаклей интерактива… Смотреть «Багдадского вора» — нереальное удовольствие!
А ведь спектакль приятно ещё и слушать! Все мелодии звучат в рок-обработке — совершенно вживую, в исполнении инструментального ансамбля под руководством Алексея Скипина (он же — аранжировщик). Это, я вам скажу, действительно рок, каким мы его любим!
Поразительно, но мелодии из этой сказки практически неизвестны широкой публики (вот лично я, например, прежде где-то слышала только песенку Подземных толчков). И очень жаль! Музыкально «Богдадский вор» очень симпатичен, и если после первого знакомства с материалом в голове будет крутиться только: «Чёрная магия, чёрная магия!» — то уже второе прослушивание подарит куда больше мелодий для приятного напевания. В общем, и Тухманов, и Энтин были в отличной творческой форме и создали прелесть что за мюзикл.
Но всё вышеперечисленное не сработало бы, если б не артисты. Хорош и ансамбль (а он весьма многочислен — в программке заявлены 20 человек), и исполнители главных ролей (большинство которых трудится параллельно и в ансамбле — в тех сценах, где их персонажи не заняты). Никаких претензий к вокалу (и даже без скидки на то, что поют нам артисты драматического театра), прекрасные танцевальные навыки, огромнейший азарт и любовь к своему общему детищу — вот они, залоги успеха.
Безусловные фавориты зала — это, конечно, трогательный Циклоп (Олег Сапиро), рок-звезда Чёрный маг (в моём случае — невероятный Вячеслав Ковалёв, во время пресс-подхода напомнивший, что по первому образованию он — артист музыкального театра, потому вокал — его конёк) и, конечно же, сам Багдадский вор.
Нужно сказать, что на эту роль был объявлен открытый кастинг, по результатам которого и выбрали Александра Скрыпникова, артиста Московского ТЮЗа. Молодой актёр может, судя по всему, всё: петь, танцевать, впечатлять публику трюками… А главное — он бесконечно обаятелен, и не влюбиться в его героя категорически невозможно!
Кстати, имеется и ещё один персонаж, который на сцене не появляется (он, почитай, бестелесен), но сюжетно необходим: это Рассказчик волшебных историй (Игорь Костолевский), голос которого не просто поясняет то один, то другой момент, но, порой, даже толкает действие вперёд (скажем, самый пугающий момент только описывается — весьма подходящими для юной публики словами — Рассказчиком, но не показывается напрямую, и это здорово).
…закончится всё, как и полагается в сказках, ну очень хорошо. Птица Феникс распорядится судьбами героев так, как они того заслуживают. Багдад будет спасён, а влюблённые, Фатима и Багдадский вор, соединят сердца. И снова шумит и гуляет цветастый восточный базар!
И я вам от всей души рекомендую: идите на этот спектакль сами и приводите детей (возрастное ограничение в афише — 12+, но в реальности можно и куда более младших детей-театралов приобщить к «Багдадскому вору»). Если вы пока ещё не обзавелись наследниками, не тушуйтесь и приезжайте в Театр Маяковского единолично — премьера Перегудова определённо этого стоит.
Здесь представители всех поколений найдут свои причины для радости. И пусть молодёжь, скажем, не пронзит, почему это в мясной лавке «печень давали» (пусть Рассказчик и поясняет, что в те времена, когда сочинялся мюзикл, подобное явление было всем понятно), но люди взрослые похихикают (а уж как забавно вклинивается типичное позднесоветское явление в восточную сказку — это ж нечто). А в целом же смеяться вы будете на протяжении всего действа — это я вам обещаю.
В общем, Станиславский не зря говорил (а Наталия Ильинична Сац, основоположница детского театра как такового, ему вторила): «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее». У Егора Перегудова и его команды именно так и получилось.
Судьбы святую нить
Держи в своих руках,
Тогда ты будешь жить
И в будущих веках!
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.