Так получилось, что лично мне книга Пола Гэллико «Томасина» в детстве не попалась под руку, и потому историю о рыжей кошке и её хозяйке девочке Мэри (или Мэри Руа — так в тексте Гэллико) я узнавала с нуля только сейчас — в зрительном зале РАМТа, знакомясь со свежей премьерой театра. И серьёзная взрослая я не могла и хотела сдерживать слёзы — сначала слёзы горя, а ближе к финалу — слёзы искреннего, чистейшего счастья.

Да, на сцене Российского государственного академического молодежного театра — ещё один шедевр (и я с полной ответственностью использую это громкое слово), созданный, вроде бы, для маленькой публики, а по факту  — абсолютно универсальный, способный перевернуть сознание и вам, родители… Конечно, если вы в своём солидном возрасте всё ещё верите в сказки со счастливым концом — ну, или хотя бы хотите в них верить.

Важнейшая проблема, над которой так или иначе начинает задумываться каждый ребёнок, это тема смерти, потери, расставания с тем, кого он любит. И «Томасина» поможет прожить эту проблему — причём, не в одиночестве, а вместе с артистами, работающими в спектакле, целым зрительным залом, а главное — с родителями, которые сидят в соседнем кресле, держат наследника за руку и, безусловно, потом с ним всё обстоятельно обсудят, дабы максимально терапевтично привести ребёнка к пониманию неприятного, но неизбежного закона жизни…

Но как следует подумайте: а ваш начинающий зритель уже готов к восприятию темы смерти? Если нет, то, в лучшем случае, дитятко ничего не поймёт и заскучает, а в худшем — заработает серьёзную душевную травму, но ведь совсем не этого, мягко говоря, мы ждём от театра. На мой взгляд, «Томасина» подойдёт детям от 10 лет, но, в любом случае, вам виднее, созрел уже наследник для проживания утраты (да, утраты на театральной сцене, но в момент погружения в оную не менее острой, чем утрата реальная) или пока стоит выбрать для похода с ним иной спектакль.

Потому как смотрите, о чём нам поведают в РАМТе: живёт себе в небольшом британском городке маленькая семья: папа Эндрю Макдьюи (Алексей Мясников), его дочка Мэри (Александра Розовская) и рыжая кошка Томасина, любимица девочки (Евгения Белобородова / Мария Рыщенкова). Мама Мэри умерла (вот вам первое упоминание смерти в спектакле), и папа, мечтавший когда-то стать доктором, но работающий по воле своего отца ветеринаром, утратил веру — в справедливость, в добро, в Бога, наконец, — свет в его душе потух, а животных он, откровенно говоря, терпеть не может. Это объяснимо: жена ветеринара Макдьюи заразилась смертельной болезнью от одного из его пациентов, и теперь Эндрю предпочитает усыплять собак и кошек, нежели лечить их — «чтоб не мучались» (и момент принятия хозяйкой решения об усыплении старого пса — второе упоминание смерти в постановке — заставляет вцепиться в ручки кресла и застыть, а если вы, как и я некогда, стояли перед аналогичной дилеммой, то готовьтесь снова пережить те страшные чувства).

Горожане (Вера Зотова, Татьяна Весёлкина, Илья Барабошкин, Максим Заболотний, Данила Голофаст, Семён Шестаков, Марк Нестер, Александр Трачевский) своего ветеринара не очень-то жалуют, хотя, вроде бы, понимают, что у него на сердце. Друг Эндрю, священник Энгус Пэдди (Юрий Григорьев), пытается уменьшить боль бедного Макдьюи, но безуспешно.

Однажды товарищ Мэри, юный Джорди (Алексей Веселкин-мл. / Андрей Гальченко), приносит хромую лягушку в коробочке, желая её вылечить, и, конечно же, получает от мистера Макдьюи решительный отказ. Что же делать? Есть пугающий, но притягательный своей таинственностью вариант: в лесу живёт ведьма Лори (Людмила Цибульникова), которая умеет исцелять животных. Джорджи, Мэри и её верная Томасина отправляются в чащу. С лягушкой всё будет хорошо, но случится страшное: Томасина сорвётся с дерева и получит травму…

Ветеринар Макдьюи не спасёт лучшую подругу своей дочери (третья, самая жёсткая и жестокая смерть в спектакле — к счастью, последняя)… И здесь нас ждёт антракт.

А потом… Потом будет, как и в первой половине спектакля, грустно и смешно, радостно и горестно — а в самом финале, однозначно, захочется прыгать от восторга и счастья. Почему? Так «Томасина», всё же, сказка, а они должны заканчиваться хорошо. Жанр такой.

И неважно, случилось ли настоящее чудо или произошло удачное стечение обстоятельств, помогла ли Эндрю Макдьюи попытка возвращения на дорогу веры (к слову, религиозный мотив в постановке, в отличие от книги, довольно сглажен — при этом и зрители верующие, и атеистично настроенные отыщут в спектакле соответствующие своему мировоззрению ценности) или же герои сказки выстояли, сумев не опустить окончательно руки, не сдаться жестокой судьбе. Это всё второстепенное.

Главное — что в семью Макдьюи вернулась любовь. А это — самое большое человеческое богатство.

Есть и весьма актуальная подтема в постановке. Цыгане из книги Гэллико стараниями драматурга Оли Потаповой превратились в циркачей, показывающих весьма сомнительного качества шоу, во время которых бессердечный дрессировщик (Владислав Погиба) в прямом смысле выбивает из животных те или иные трюки. В спектакле такие издевательства пресекаются радикально. А вы получаете ещё одну важную тему для обсуждения с наследником, посмотревшим «Томасину».

Режиссёр Александра Ловянникова (чей эскиз стал победителем «Мастерской инсценирования» РАМТа и, вот, превратился в полновесное действо) лично выполняла функции и художника постановки, и это сразу заметно: визуал и мизансценирование буквально слиты воедино, «картинка» и «живой план» (как говорят в театре кукол — что здесь, между прочим, вполне уместно, ибо роли животных в спектакле «доверены» чудеснейшим куклам — ну, кроме Томасины, у которой две «сценических сущности») совместны, неразрывны, и от этого рождается и волшебная сказка, и, одновременно с ней, жизненная правда, которой веришь всецело (эту магию помогают создавать также видеохудожник Алексей Ермолаев и художник по свету Антон Гордиенко).

Можно ли с ребёнком говорить о смерти? Не просто можно — нужно. И если вы сами не знаете, как подступиться к столь сложной теме, приходите в РАМТ. Но не забудьте, что «Томасина» — это история не столько о человеческом финале, сколько о новом, только грядущем начале. И беседовать со своим дитятком после выхода из театра нужно не столько о смерти, сколько о любви — и её всепобеждающей силе.

Кстати, а вы сами не забыли о ней? Цените ли свою любовь, своих близких? Приходите в РАМТ и освежите чувства!

Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.