Я, откровенно говоря, из большого фигурного катания ушла одновременно с Ягудиным: он перестал выступать на соревнованиях, а я — их смотреть. При этом одно с другим никак не было связано — в те далёкие времена я яростно болела за Абта (и немного — за Канделоро). Просто в один прекрасный день я осознала, что данный вид спорта как-то перестал меня занимать, и я переключилась на биатлон, которому верна и сегодня.
Именно поэтому «Кармен» стала первым в моей жизни ледовым шоу. Я чуть кривлю душой — некогда в детстве мама водила меня на ёлку, где артисты катались на коньках, а фоном звучала фонограмма. Но, поскольку это было давно и неправда, и я вообще не помню, что там происходило, то смело можно считать «Кармен» моей премьерой. И ведь я долго отказывалась идти — мол, не моё, фигурное катание не слишком прельщает, посижу-ка дома… Однако, некоторые люди знают, какими словами уговорить упёртого барана, и 5 ноября фея Марина открыла для меня новые горизонты.
Ну, что вам сказать… Понравилось ли мне? Во время первого акта я долго и упорно въезжала в происходящее, пытаясь принять подобную форму подачи материала. Оживала я во время песен, а в остальное время хоть и получала эстетическое удовольствие, но ощущала себя несколько вне контекста. А вот второй акт… Да, ледовое шоу так и не стало моим любимым времяпрепровождением, однако же в душу проникло, и я сидела, такая счастливая, восторгалась мастерству каждого артиста, будь он хоть танцором, хоть певцом, хоть фигуристом, а уж когда настало время финального сольника Ягудина… Тут меня окончательно унесло.
Конечно же, я не могу оценивать катание как таковое. Я, знаете ли, аксель от сальхова отличаю чисто фонетически, и верх моего суждения — это понимание, грохнулся кто-то на лёд или устоял. Заглянула на форумы, которые умными буквами обсуждают новые поддержки Ягудина и Навки в «Кармен». А я — чайник, я так не могу. Я имею право написать только вот что: это нереально круто, красиво и захватывающе. Наверное, спортсмены подобного уровня просто не умеют катать программу иначе, чем шикарно. Но они давно уже нечто большее — они артисты. Прекрасные артисты на коньках.
Перечисляю с придыханием: Костомаров, Навка, Маринин, миниатюрная Петрова, Тихонов, чудеснейшая Денкова с не менее волшебным Стависким, Ванагас, Шабалин, Хвалько, Леонова… И двое, которые меня морально вынесли — в хорошем смысле этого слова. Маргарита Дробязко (ох, желала б я посмотреть на неё в роли Кармен, повезло сочинцам в этом плане) и Алексей Ягудин. Я до сих пор не понимаю, как один человек, пусть и вооружённый парой коньков, способен творить подобное со зрителями. Я — не Тарасова, я не буду орать, что «Лёша может всё». Но я, поверьте, в культурном шоке. Ягудин — это некое неописуемое явление, которое нужно увидеть вживую каждому.
Теперь о шоу как таковом. Оно позиционируется как ледовый мюзикл, хотя в привычном понимании таковым не является. Просто песен в сюжете не так уж и много — во втором акте их вообще две с половиной (если считать вокализирование в сцене «Тореадор» и финальные «бисы»). В основном нас радуют инструментальными композициями Романа Игнатьева с вкраплениями Бизе и Равеля. И, верите, хоть и хотелось, чтоб пели побольше, но музыка в целом радовала. Я даже два раза студийку целиком прослушала, не пропуская ни трека, и не потому, что на принцип пошла, а потому что понравилось.
Так вот. Я искренне уверена, что подходить к «Кармен» как к обычному спектаклю — и соответственно оценивать это шоу — нельзя. Тогда придётся разбираться, какие рожки да ножки остались от новеллы Мериме и оперы Бизе, тыкать пальцами в слабые места либретто и гнать прочь ассоциации с «Алыми парусами» и «Нотр-Дамом». Тут — совсем другая конфета с принципиально иной начинкой.
Фигурное катание, актёрская работа, не-пе-ре-да-ва-е-мый вокал, фирменная музыка Игнатьева, «живые» музыканты, умело оркестрованная фонограмма, свет, звук, первоклассный балет (который мне ужасно полюбился) — всё это вкупе и влияет на зрителя. Ни один элемент нельзя отсечь, всё сплавлено воедино. И как-то так получается, что непосредственно либретто и его связность имеет вообще не первостепенное значение.
И напоследок — то, ради чего, собственно, мы все тут собрались. Вокалисты. Да если б не они, я б на огонёк «Кармен» так и не заглянула. Потому что кроме девы из солнечной Испании с красивым именем Olga Domenech Terroba мой слух услаждали они — Наталья Сидорцова и Сергей Ли.
Во первых строках — про Олгу. Она была хороша в дуэтах и трио, в сольной испаноязычной вещи лично меня раздражало, что она упорно пела рядом с нужными нотами (хотя слушатели с менее требовательными ушами, уверена, ничего и не заметили), но в целом была убедительна. Есть одно но. Прежде (да и сегодня, между прочим; радуйтесь, везунчики, внимавшие этому) арию в сцене «Небытие» исполняла Сидорцова. Московским зрителям она досталась по большей части в версии Олги. Там, знаете ли, такая сцена нервная, душевыдирающая… а песня мешает её воспринимать. И самое плохое — даже не промахивание мимо нот. Страшнее оказался языковой барьер. Олга старалась, продиралась сквозь чуждые ей слова сложного русского языка, но фонетика победила её, и зрителям, незнакомым с текстом (как в тот момент мне) было нереально понять, о чём нам вообще повествуют. Мой фаворит — слова «зевать и молиться», в которые превратились «взывать и молиться». Маргарита Дробязко была идеальна, но Олга — и это виделось невооружённым взглядом — была слишком напряжена и занята борьбой с текстом, так что публика изо всех сил пыталась разобрать слова, и одна из самых сильных сцен шоу таковой, увы, не стала.
Зато только слова восторга достаются на долю Сергея Ли и Натальи Сидорцовой. Господа, они же просто гениальны (да, я не побоялась этого громкого слова!). Такой вокал можно слушать бесконечно, а смотреть на актёрскую работу этого дуэта — не меньшее удовольствие. В общем, если бы даже у меня вызвали отторжение все остальные компоненты шоу вкупе, я бы уехала домой умиротворённая и довольная — потому что Сидорцова и Ли круты.
Увы, сегодня — завершающий день показа «Кармен» в Лужниках, потому читателям этого отзыва, не успевшим посмотреть шоу, пока остаётся только посокрушаться, что они его не посетили. А я вот неизведанный жанр для себя открыла. И мне хорошо. :)