У меня две новости. Во-первых, я побывала в Театре под руководством Армена Джигарханяна. Ну да, как-то так сложилось, что прежде не сходились наши дорожки. А во-вторых, я посмотрела мюзикл «Жанна д’Арк — Белая ворона».

Шла я на спектакль с величайшим желанием и не менее глобальным опасением. Дело в том, что я слишком сильно люблю версию 1990 года, выпущенную на пластинке с Гвердцители, Малининым, Караченцовым, Повалий и прочими. Тогда всё это дело называлось просто «Белая ворона» и, после распада СССР, осталось достоянием Украины, где и ставилось дважды и надолго.

Я тихонечко себе мечтала, чтобы «Ворону» однажды воплотили в жизнь и у нас, так как же я могла пропустить детище театра Джигарханяна?

Признаюсь искренне: я очень долго думала, анализировала и оценивала собственные чувства после просмотра. Резюме следующее: при всех минусах спектакля мне понравилось, и я, пожалуй, приду ещё. Хотя почему — пожалуй? Точно приду.

Но я же — раненая материалом на всю голову, я знаю его наизусть, и разбуди вы меня посреди тёмной ночи, спою с любого места. Именно поэтому я готова в данном случае прощать постановочные огрехи и даже полную беду со звуком.

Хотя тут мне судить сложно: колонки явно не направлены на первый ряд, так что голоса артистов я слышала «как есть», со сцены. Как и что звучит, скажем, в середине зала, мне неведомо.

Однако что-то мне подсказывает (скорей всего, глаза и уши), что техническое оснащение театра не предполагает феерического звучания, и потому, например, слова, особенно в массовых сценах, поймёт только провидец — ну, и тот, кто, вроде меня, знает их как Отче наш.

И я окончательно убедилась, что рок-опера (изначально «Белая ворона» позиционировалась именно так, хотя на афише театра Джигарханяна числится мюзикл) абсолютно не сценографична. Она, по сути, является эдаким волшебным фонарём, в котором по очереди демонстрируются несколько сцен-картинок. Хоп — помолвка, хоп — война, хоп — Жанна у Карла, хоп — Жанна уже отвоевала целых два года и Карл отправляет её восвояси, хоп — Жанну предают и продают, хоп — казнь.

Всё это здорово ложится на душу в аудиоварианте, но я не совсем уверена, что на новенького легко и просто вникнуть в сюжет. Особенно, если Столетнюю войну в школе проходили мимо, и в голове не отложилось ни крупицы из того материала, который касался противостояния англичан и французов и, конкретно, роли в происходящем некой девы Жанны и легенды о ней.

Так что я бы советовала хотя б статью в Википедии прочитать перед походом в театр. Право, поможет! А то ведь придётся на ходу соображать, что за голоса общаются с Жанной, зачем принц и шут меняются местами, и кто вообще все эти люди.

Что же касается варианта театра Джигарханяна, то, пожалуй, постановка состоялась. Она минималистична и точечна, как раз в той мере, в которой оно и нужно. Но у меня лично две основных претензии: при таком подходе хотелось бы ещё меньшего отсыла к средневековости, по большей части, в костюмах. Будь они капельку схематичнее, чем являются сейчас (да-да, ещё схематичнее), мне бы верилось в происходящее сильнее. Сейчас костюмы «удешевляют» спектакль, увы.

Ну, и впервые за долгое время мне не понравился ансамбль… Не из-за вокала (хотя тут всплыла третья полупретензия: большая часть арий превратилась в мелодекламацию — это хорошо при неуверенном пении, но губительно для обсуждаемого нами материала). И даже не из-за танцев. Я просто не поняла, что этот народ пытается донести до зрителей в каждой из сцен. В частности, постоянно отсутствующие выражения лиц (а-ля «Щас доработаю и поеду домой телевизор смотреть») вызывают подозрение, что ансамбль ну всей душенькой ненавидит этот спектакль.

Понимаю, что было во всём этом некое видение постановщика, скорей всего. Мол, безликая тупая толпа (хотя одной из двух видоизменённых строк как раз и стала: «Шла девушка, как музыка, средь голосов толпы,» — вместо оригинального: «Средь мусора толпы»). Ну, не знаю… А ведь в ансамбле, как я понимаю, вполне себе ведущие артисты театра заняты. Так что могли бы жахнуть по полной.

А ещё, а ещё!.. 😂 И при прослушивании древнего аудио это было понятно, но вот когда смотришь спектакль — вообще прямая ассоциация. Толпа, сначала возвеличившая, а потом — сбросившая в грязь. Главный герой, который спаситель и носитель Истины. Нехорошая церковь… Ничего не напоминает? Тогда ещё и в музыку повслушивайтесь внимательно. Ей-ей, «Суперзвезда» в чистом виде!.. Надо было товарищам авторам, Рыбчинскому и Татарченко, в те далёкие годы пореже творением Уэббера-Райса себя баловать.

Но всё одно — столько удачных музыкальных тем на два часа спектакля (а именно столько длится «Жанна д’Арк» в театре Джигарханяна — с антрактом) ещё поискать. И я сразу скажу: нет, вам не почудилось, что какие-то мелодии кажутся знакомыми. И, нет, их не забрали нагло в мюзикл, они для него и сочинялись. И «Белая ворона» (которая «непокорная, гордая, смелая»), и то, что мы сейчас знаем у Гвердцители как «Виват, король» и «Спасибо, жизнь».

Это я отзывов начиталась, как вы понимаете, в которых рецензенты рвут и мечут. Тогда сразу ещё на одно популярное сетование отвечу. Да, у рок-ордена «Тампль» тоже есть своя «Жанна д’Арк». И, да, часть идей схожи — тот же инфернальный персонаж, например, под названием «Столетняя война». Но теперь-то, когда я напомнила, что Рыбчинский и Татарченко записали свою пластинку аж в 1990-м, надеюсь, всем понятно, откуда ноги растут?.. Ну, или у гениев мысли сходятся, почему нет.

А так-то эти две «Жанны» настолько различны стилистически и смыслово, что грешно их сравнивать. В «нашей» основная идея — любовь. Преданная любовь, если хотите. Несчастная любовь. Она и убивает в итоге…

И ой как правильно вложили ту самую арию про «непокорную, гордую, смелую» в уста Жульена (изначально её некий менестрель исполнял). Трагедия двух главных персонажей становится особенно выпуклой и острой, и именно в этот момент происходит некий перелом, когда понятно: а нет, ничего уже хорошего не случится. Дальше будет только страшнее…

Когда я писала про «Волосы» театра Намина, я отметила, что ради последней, мощнейшей сцены стоит смотреть этот редкий бред и жестяную жесть (я обожаю Hair музыкально, но не приемлю как спектакль — будь то Бродвей или школьная постановка). Здесь — похожая ситуация. Но лично меня пробрал до мурашек и финал первого акта (вот тут: «И за ней вослед незримо шла сама Война без грима, и разрушенные храмы, и сгоревшие леса, покалеченные судьбы и несыгранные свадьбы, шли незримые, босые баб и сирот голоса,» — я забыла, как дышать). И арии Жанны — «Свобода», «Скажи хоть слово», «Спасибо, жизнь». И, конечно же, сцена казни.

Да, я гадала, как может быть решён в такой эстетике костёр. И поклон от меня за то, что мы имеем! Костра — нет. Никаких дешёвых спецэффектов или сложных технических трюков. И не знаю, как вы, а я УВИДЕЛА, что Жанна погибает в огне.

И пусть сегодня тексты «Белой вороны» кажутся наивными, а сцена соблазнения Жульеном Жанны даже не слишком-то уместной — вот мы, ёлки-палки, стали ханжами за пару-тройку лет, кто б знал (хотя отмечу, что постановщик, Даниил Дмитриев, решил этот момент достаточно изящно и с хорошей долей юмора). «Белая ворона» — наша мюзикловая классика. И она — про вечное.

Спектакль театра Джигарханяна лишён какой бы то ни было политической либо религиозной подоплёки (хотя они обе могли бы в сюжет преуютно встроиться — и встраивались, что характерно, ранее, в других театрах… не буду говорить, какой страны, не нужно мне тут споров и ссор). И это правильно и здорово.

Эта постановка, повторюсь, о любви. И о предательстве. «Мог так на Христе лишь один идиот продешевить! Но ведь я — не Иуда! Не так уж и часто торгуешь святыми!»

И лично для меня на второй план отходят вокальные неурядицы, странноватая хореография, с которой далеко не каждый артист справляется на ура, вопросы к постановщику… Моё восприятие материала вполне себе ударно скоррелировало с тем, что я увидела на сцене. И это, как мне кажется, главное.

Понятия не имею, как «Белую ворону» воспримете вы. Не открою америк, если намекну, что уровень постановки далёк от столичных мюзикловых хитов. Зато здесь всё честно и из души. Пустое зеркало сцены — и артисты. Более — ничего. Всё, как я люблю.

Так что попробуйте этот мюзикл. Не так и дорого обойдётся — зал небольшой, подъём в нём — приличный, всё рассмотрите с любого ряда. И потом, нужно же открывать для себя что-то новое, верно?..


Попробую рассказать об артистах. Я же с ними знакомилась впервые, потому — осторожненько…

Поведаю не обо всех, а только об исполнителях самых-самых ролей. Про остальных вот что: на удивление, ровненький и не режущий уши вокал, что всегда радует в драматическом театре. И я сейчас в том числе и про безмикрофонный ансамбль.

Дьявол-Шут-Кардинал Винчестерский — Денис Надточий. В рамках данной постановки — как раз то, что надо (а было б странно, если б сей персонаж/персонажи, которые пусть и различны, но суть — одно, встраивались бы в какую-то иную канву… зачем-то). Певчески хорош. Вообще, Шут-Дьявол — мой любимый товарищ в «Белой вороне». Ну, не подвёл.

Карл Валуа VII — Алексей Лапшин. Вот ещё одно моё глобальное размышление… А не перегиб ли с «голубизной»?.. А не слишком ли перекомиковали с этим Карлом?.. Но тут такая история: Алексей очень гармоничен во всём доверенном ему фейерверке. И очень классно он демонстрирует трансформацию Карла из беспомощного овоща в эдакого самодура. Для меня данный контраст как раз и сработал. (Хотя всё равно хочется кое-что сгладить… Чуть переместить фокус с «прааативного» на безвольного…)

Столетняя Война — Ирина Шведова. Что главное в «Белой вороне»? Ничего из того, что я писала ранее. На самом деле во главе угла — вокал Столетней войны. Если она «не тянет» — всё, туши свет, уходи домой. Может, кто-то помнит певицу Шведову — она в 90-х была довольно популярна? Нет? Неважно, спросите Гугл. Я так скажу: ну браво же! Мои страхи не имели под собой никакой почвы. Костюм бы Войне сменить (ну уж совсем он не «адский», хочется большего) — и вообще идеал.

Жюльен, жених Жанны — Андрей Крупник. Вот тоже молодец! В пении бы гибкости побольше — пока Андрей голосом гвозди вбивает. Но за ту самую «Белую ворону» (в третий раз повторюсь: «непокорную, гордую, смелую») — низкий поклон. А как он швырнул букет!.. А какой был финал!.. Дура эта ваша Жанна, я вам скажу!

Жанна д’Арк — Анна Ефремова. Человек, который сделал для меня 9/10 спектакля. Вокально — ну да, больше рассказывала, а не пела (ну зачееем?..). Но как позволяла себе продемонстрировать голос — так хорошо же! Ясное дело, без изощрений и импровизаций, зато в ноты и уверенно. А там же такие партии, что ой. В общем, раз я не протестую, то можете быть уверенными, что всё на уровне. Но как эта Жанна менялась — постоянно, ежеминутно… Вот — обычная деревенская девушка, влюблённая и счастливая. А вот уже — храбрая воительница. И, наконец, преданная всеми, но несломленная, экс-героиня нации. Анна прекрасна. Ей нельзя не верить. Она доводит до слёз (а в финале мы, знаете ли, поплакали, куда деваться). Спектакль схематичен, но героиня Ефремовой — полновесна и достоверна. Сама б за такой Жанной пошла, позови она меня.


Вот интересно: пока писала этот отзыв, проникалась постановкой всё сильней и сильней. И даже критиковать расхотелось. А просто потому, что благодарна я за то, что донесли моё любимое и не испортили.

Я предвзята. Мне можно. А вы попробуйте, запретите. :)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.