Решив закрыть свой личный театральный сезон правильно (прошу заметить: не ударно, не крышесносно, не душевынимательно, а именно правильно), я направила свои стопы в Театр под руководством Елены Камбуровой, который 12 июля завершал сезон Ким-концертом «Нелепо, смешно, безрассудно…» И это был вдвойне праздничный показ, ибо, кроме постановки точки в рабочем году, на дни рождения для людей этого театра времечко оказалось щедрое (даже сама Камбурова была именинницей 11 июля). Впрочем, я уверена, и без этого зрелище бы оказалось не менее симпатичным и милым, а я вышла бы на улицу с такой же широкой и счастливой улыбкой.
Как я заявила прямо у театральных дверей: «Вот такие концерты я люблю!» — так этих позиций и придерживаюсь. Крохотный зал (ударно переживший небольшой переаншлаг), тёплая, домашняя атмосфера, бесконечный профессионализм и масса удовольствия как у зрителей, так, надеюсь, и у всех тех, кто дарил нам праздник со сцены.
Я не перестаю поражаться какой-то нереальности постановок Театра Камбуровой. Вот приходишь — и оказываешься в чудесном мире, населённом не простыми смертными, а почти бестелесными эльфами и феями. Ибо всё творится невероятно легко, точно, красиво, хочется зарисовать каждый жест и позу, но нельзя — нужно неотрывно смотреть на лица артистов. Они прекрасны. Они светятся и вдохновляют.
Здесь никто не орёт — но поют на разрыв и в полную мощь. Вокал — чист и хрустален (особенно если вспоминать о женской части труппы — девушки вообще абсолютно неземные). Многоголосия уносят за облака. А музыканты (как, впрочем, и аранжировки Олега Синкина) окончательно заставляют поверить в прекрасное.
Здесь живёт искусство. По крайней мере, я его в Театре Камбуровой для себя нашла. И обязательно вернусь в следующем сезоне! У меня ещё львиная доля репертуара не отсмотрена, безобразие!
Так вот, «Нелепо, смешно, безрассудно…» На афише не зря значится: «Ким-концерт». Это, действительно, ни с коем разе не спектакль, но минимально театрализованный (силами режиссёра Ивана Поповски) концерт.
История эта задумывалась единоразовой и компоновалась в честь юбилея Юлия Кима. Но вот как-то так всё сложилось и заиграло, что концерт вошёл в репертуар и вполне себе ударно показывается с завидной регулярностью.
И, пожалуй, не зря. Для старшего поколения этот концерт — ностальгический мостик в юность. А для тех, кто считает, что Ким — это такой, знаете ли, автор стихов мюзиклов Театра оперетты, «Нелепо, смешно, безрассудно…» может стать настоящим путеводителем по творчеству Юлия Черсановича. И, право, если уж я обнаружила в «трек-листе» концерта массу неизвестных песен (хотя наивно полагала, что с Кимом знакома неплохо), то юная поросль мюзикловых зрителей будет в полнейшем шоке и трепете.
Ибо здесь всё. От, само собой, «бардовских вещей». «Рыба-кит» — самый яркий и известный пример. Или даже «19 октября» я без всяких угрызений совести в данную когорту отношу — «И, подобно лицеистам, собираться у огня в октябре багрянолистном девятнадцатого дня…» Помните же? Просто, сидя в зале, внезапно вспомнила, что эта песня была одной из первых, которые я мучительно гоняла по кругу, учась игре на гитаре.
Так вот, от «бардовских», то бишь, «авторских песен», до вещей, звучащих в фильмах и спектаклях. Какие-то — известны нам всем с детства («Обыкновенное чудо» каждый смотрел, и «Песню Остапа» даже дети знают). А некоторые, повторюсь, стали откровением и для меня.
В спектакле мы слышим песни как целиком и полностью авторства самого Кима (по большей части — ещё тех времён, когда он подписывался псевдонимом «Ю. Михайлов»), так и те, для которых Юлий Черсанович сочинил только текст, а композиторами стали Геннадий Гладков или Владимир Дашкевич. Немного «Человека с бульвара Капуцинов», «Пять вечеров», «Дом, который построил Свифт», «Ярославна, королева Франции»… А из спектаклей — Ленкомовский «Тиль», опера «Клоп» — или, вот, пьеса в зонгах «Московские кухни» Кима — вы что-то про неё знаете? А почитайте-послушайте, это интересно!
Какие-то вещи переосмыслены и переложены по-новому, как это обычно делает Театр Камбуровой. Другие — переданы максимально «традиционно» и привычно для зрителя. Но если хотите изучить «всю палитру Кима» (образца прошлого века) — вам сюда.
Наиболее мощное впечатление (на мой скромный вкус) оставляют «Ходят кони» в исполнении самой Камбуровой (ой, это убийственно), акапельная «Не покидай меня, весна», совершенно невероятное «Моление о мире» (в оригинале звучащее во время начальных титров фильма «Ярославна, королева Франции» — и, нет, ни я, ни все мои знакомые, среди которых я быстренько провела соцопрос, его не смотрели и вообще впервые слышат… надо восполнить!)… И, как ни странно, «Не собирай посылку, мама» — она же «Песня старого зека» или «Песня бывшего заключённого» из «Московских кухонь». Вот уж не думала, что зековскую тематику можно подать так… не знаю… высоко, наверное.
Но главное — это, конечно же, люди, которые поют для нас. Ибо мало выбрать материал, главное — его правильно подать. И тут — пред всеми трепещу.
Конечно же, Елена Камбурова. В концерте её много, и вот говорите вы, что угодно: человека с подобной харизмой поди ещё где увидь. Елена Антоновна камланит, шаманит и зачаровывает зал. Плюс — местами веселит. Абсолютно невероятна!
Далее по программке: Евгений Вальц, Елена Веремеенко, Галина Войниченко, Андрей Зверев, Юлия Зыбцева, Анна Леванова, Александр Кольцов, Анна Комова, Виктория Тихомирова, Мохамед Абдель Фаттах. Тут могу спеть хвалебную оду каждому, но тогда мы ж до сентября не разойдёмся. Божечки, эти люди невероятны!.. (Это я сейчас и про прошлые спектакли, которые смотрела, вещаю, не только про Ким-концерт.)
Финиширую. Здесь не будет катарсиса (хотя «Моление о мире» меня к оному приблизило). Здесь просто воздают честь творчеству Кима. Просто — да непросто. Потому что всё правильно и от души.
Билет на «Нелепо, смешно, безрассудно…» — идеальный подарок родителям. А остальным дам такой совет: посмотрите хотя бы парочку спектаклей Театра Камбуровой (впрочем, и одного может хватить). Влюбитесь в его стиль и артистов. И приходите получать удовольствие на Ким-концерт.
Ну, или просвещайтесь уже. Откройте для себя нового Кима. И знайте отныне, что некий «Ю. Михайлов» в титрах любимых фильмов — это он же, Юлий Черсанович.