…там вам в очередной раз напомнят, что поедание сладостей до добра не доводит. Там вам наглядно докажут, что приглашение сомнительных незнакомцев в ваш дом… ну, или замок чревато самыми печальными последствиями (особенно если вы — ведьма, жаждущая мирового господства). Там вы, наконец, преисполнитесь новогодним (или даже рождественским — ибо именно в канун Рождества, если это для вас критично, происходят события в спектакле) настроением, на полтора часа вернётесь в беззаботное детство и порадуетесь тому, что в Москве появилась ещё одна замечательная детская сказка.
И это всё — о мюзикле «Хрустальное сердце», поселившемся на время праздничных каникул в стенах Центрального дома кино.
Возрастное ограничение спектакля — 3+, и вы действительно можете без всяких опасений приводить на спектакль малышей. Но знайте: и вы сами получите не меньшее (а то и большее!) удовольствие. «Хрустальное сердце» — профессионально и при этом с величайшей любовью сделанное шоу, красивое, яркое и волшебное. Авторы говорят с публикой качественным и грамотным театральным языком, и только тайминг мюзикла (два акта по 40 минут плюс двадцатиминутный антракт) напоминает о том, что создатели в курсе особенностей внимания и утомляемости малолетней публики.
Взрослым, конечно, хотелось бы, чтобы спектакль длился побольше. Но для нас уже идёт такое количество спектаклей на столичных подмостках, что грешно жаловаться. А вот детям — да ещё и в новогодье — такой подарок бесценен.
Хочется отметить и либретто мюзикла. Татьяна Маликова вместила в отведённое ей время вполне крепкую и полновесную историю. Да, конечно, в её основе всем нам знакомая сказка о Снежной королеве (плюс вы обязательно заметите то там, то тут и прочие отсылки к разнообразным сказкам, мюзиклам и мультфильмам, что, в данном случае, уместно и оправданно). Но «Хрустальное сердце» имеет совершенно отдельный от «классической основы» сюжет, и, понимая, что всё закончится так или иначе хорошо (законы жанра не позволяют иного), вы с интересом будете следить за происходящим и ждать, что же случится в следующей сцене, и как выкрутятся герои.
Да, каких-либо особенно неожиданных поворотов и глубоких событий содержание мюзикла не предусматривает — просто потому, что не вместилось бы это дело во временные рамки. И надо было выбирать: или максимально полно прописать характеры персонажей и выделенные на их долю события, или пуститься во все тяжкие, получив на выходе эдакий спектакль-оливье, невнятно повествующий о том да о сём.
Создатели «Хрустального сердца» поступили совершенно правильно: все герои мюзикла объёмны и понятны, а сюжет точечно продуман и завершён — для сказки, конечно, которая предполагает ряд допущений и алогизмов.
Скажем, я так и не поняла, почему ведьма Аскольда решила позволить Анхен выбрать нужное сердце — вроде, ничего не предвещало подобного, и так стремилась Аскольда завершить коллекцию, что должна б препятствовать девушке всеми силами. Или неясно, почему сама Анхен отказалась отдать кулон мастеру витражей в обмен на возможность спасения возлюбленного — мол, пусть лучше пропадает, но свой подарок я сберегу? Или вспомним прекрасный интерактивный момент — когда по всему залу загораются фонарики мобильных телефонов. Здорово, трогательно и красиво. Но отчего волшебное хрустальное сердце не справилось с возложенной на него задачей само, почему потребовалась «помощь зала»?
Но какая разница, если все перечисленные моменты отлично работают, и дети-зрители именно этого от сюжета и ждут? Никаких драк и кровопролитий — мир спасён и зло повержено гуманными и абсолютно сказочными средствами. Смелость, любовь и дружба победили, а воображение и вера в себя могут сделать реальным всё, чего вы только захотите.
Никакого нафталина. «Хрустальное сердце» — современная сказка для сегодняшних детей (даже если они давно уже выросли). И сказка хорошая! (Желающие могут приобрести книгу Олега Роя, в которой мюзикл предстаёт перед нами в прозаическом виде. Лично я уже купила электронную версию, буду своему мелкому вечерами читать.)
Музыка композитора Андрея Пронина — ещё одна сильная сторона спектакля. Мелодии сразу же запоминаются, и лично я напеваю то одну, то другую арию уже второй день подряд.
Песни — основное звено спектакля. Диалогов немного, они короткие и не утомляющие юную публику (зато живые, избавленные от «воды» и в пару коротких предложений вмещающие всё, что другие авторы растягивают на три абзаца). Так что поют много, поют хорошо, драйвово танцуют — и всеми силами разбивают стереотип о том, что спектакли, являющиеся, по сути, новогодними ёлками, это какие-то быстрые поделки, созданные практически «на коленке». «Хрустальное сердце» — не такое. Я вам больше скажу — этот мюзикл вполне может существовать и вне зимних каникул, ибо Рождество в нём — просто время действия, а не основа сюжета.
И вот ещё что. Для закрепления материала можете приобрести диск с песнями в фойе Дома кино — ну, или последуйте моему примеру, зайдите на одну из цифровых площадок, оплатите альбом, загоняйте его в память телефона и радуйтесь.
Здесь за компанию и про звук скажу: давненько я не была на музыкальных спектаклях, в которых настолько чётко звучало бы каждое слово. Спасибо ответственным за эту грань мюзикла!
Следующие герои моего повествования — постановщик Антон Преснов (кстати, недавно подаривший нам уже успевший стать хитом «Магазинчик ужасов»), хореограф Эльвира Таха и художник по костюмам Анастасия Данилова. Эти люди вложили все силы в сотворение чудесного, стильного и, повторюсь, современного детского спектакля.
Сразу предупреждаю: пусть всё и происходит в некоей сказочной стране, но она, явно, находится где-то на Западе. Потому и Рождество здесь «не наше», и костюмы-декорации (точней, одна-единственная декорация, отвечающая за все локации спектакля; мой любимый оправданный минимализм) тоже отменно стилизованы под то, что мы могли видеть в фильмах про ту же Снежную королеву, и даже Санта Клаус в финале — ни разу не Дед Мороз.
Но это и правильно: «Хрустальное сердце» — это откуда-то оттуда, где жил Андерсен, где катались на санках Кай и Герда, где качалась на волнах Русалочка… И эта «географическая привязка» однозначно добавляет волшебства происходящему.
Наконец, артисты. Тут можно петь оду всем: и ансамблю (уверена, внимательный зритель заметит массу знакомых по иным проектам лиц), и исполнителям главных ролей.
«Мой» состав был таковым: Мартин и Анхен — Сергей Никольский и Ирина Вершкова (забавно, что буквально несколько дней назад именно этой парой я любовалась в «Магазинчике ужасов»; и ведь ни в тот раз, ни в этот я состав не выбирала — определилась с датой, просто смотрела на тех, кто достался, и восторгалась), ледяная ведьма Аскольда — Анастасия Стоцкая, северный олень Арчибальд — Андрей Бирин, Филин Филипп — Артём Елисеев, мадам Безе — Таис Урумидис, господин Йо-Йо, витражный мастер Ноэль и Санта — Пётр Таренков-Нарышкин. Согласитесь — такому созвездию имён можно только завидовать.
Первоклассные актёрские работы — без всяких скидок на «детскость» спектакля. Тот случай, когда в касте что ни артист, то мощнейшая величина.
А в другом составе в ролях Мартина и Анхен предстают Александр Казьмин и Наталия Быстрова, Арчибальда играет ценимый мной Влад Юдин, а мадам Безе презентует феерическая Елена Чарквиани. Вот, честно, если б я вздумала выбирать день похода на «Хрустальное сердце», изучая составы исполнителей, ни в жизнь не определилась бы. Счастлива, что положилась на великий рандом, и «мой» актёрский пазл сложился именно так.
И специальный абзац для родителей, которые поведут детей на «Хрустальное сердце» в оставшиеся дни показов (три раза в день до 7 января включительно): в фойе для ваших наследников организован настоящий праздник! Разнообразные мастер-классы, аква-грим и даже танцы-хороводы. Ну, и как же без красавицы-ёлки и Деда Мороза со Снегурочкой?
Плюс продуманный мерч: кроме уже упомянутого мной аудиодиска (300 рублей) вам предложат красочный буклет со вложенной настольной игрой-ходилкой, основанной на мюзикле (800 рублей), сладкий подарок с той же игрой (700 рублей), кулоны-сердечки… Для экономных — бесплатная программка с отмеченными артистами, занятыми в конкретном показе. Кто-то скажет — дороговато, а я отвечу — зато память! (Я вот с буклетом в обнимку сижу, ибо такие вещи коллекционирую и ценю.)
Резюмирую: «Хрустальное сердце» — это отличный пример того, как надо делать детские мюзиклы. Да такие, чтоб и родители в финале захотели аплодировать стоя.
Я б, знаете ли, ещё пару-тройку раз с удовольствием этот спектакль посмотрела. Если он на будущий год вернётся, и сына приведу — как раз возраст нужный наступит. Так что буду надеяться и верить!
Вот честно — спектакль меня зацепил еще во время слитых скриншотов (а ещё наличие Быстровой намекало, что спектакль будет прекрасен, ибо Наталья — знак качества).
И знаете? Я очень рад, что мюзикл получился таким милым (сужу по Вашим рассказам, ибо на мюзикл я не попаду, а уже завтра — закрытие).
Фотографии как всегда хороши :)
Мюзикл прекрасен, рецензия прекрасна, Наталья прекрасна — всё на своих местах :)
Ну, некоторые рецензенты со мной не согласны — пишут, мол, детская история, взрослым не нужно смотреть. А я вот то ли иначе на мир гляжу, то ли крайне добра и восприимчива в новогодний период… Мне зашло.
О, я ж мюзикл посмотрел!
Ну… миленько! Единственное раздражало, когда Казьмин пытался брать высокие ноты и получался крик
Достаточно неплохие песни, хороши костюмы, великолепны актёры (я лицезрел в роли Анхен Быстрову, так что какая Вершкова — не знаю).
Да, малость по детски. Но штука-то замечательная!
Да, тот случай, когда делали новогоднюю ёлку для малышей, а получился классный детский мюзикл (который и взрослым приносит радость и удовольствие). Впрочем, зря я так: изначально создатели делали упор именно на качество.