О чём же писать в «карантинные времена», когда театры закрыты, а на многочисленные онлайны (да хранят их небеса), нет ни времени, ни настроения, ни сил? Есть, есть подарок судьбы рецензента: первый и единственный инстамюзикл «Мой длинноногий деда», который все желающие могут с удобством посмотреть, как ни парадоксально, в Instagram.
Для начала — неинтересные исторические факты. Всё началось в 1912 году — именно тогда появилась на свет чудеснейшая книга Джин Уэбстер «Daddy-Long-Legs» (собственно, «Длинноногий дядюшка» или «Длинноногий папочка», что точнее — как интерпретировали название у нас). Увы и ах, при переводе полностью терялась игра слов — только сноска в тексте позволяла понять замысловатость ума главной героини, которая сравнила неизвестного попечителя с пауком-косиножкой (так он по-английски и называется — Daddy-Long-Legs), ибо его тень была столь же тонка и длиннонога (это чтоб вы не думали, что Джуди совсем с дуба рухнула и к длине ног Джарвиса прицепилась просто так, от фонаря, ибо обычно про высокий рост вещают, а не про отдельные части тела; на самом деле, её, Джуди, мышление вон какое метафоричное — и хорошо, что Уэбстер в начале прошлого века писала, а то какого-нибудь Слендермена пришлось бы приплетать).
Я честно прочитала оригинал — чтоб погрузиться в авторский текст максимально глубоко, выбрала сайт, на котором под английским абзацем шёл переводной. Чтоб и понять, и принять. И я просто влюбилась в Джуди (она же Джеруша — в книге, не в инставерсии мюзикла, который мы обсуждаем) Эббот, в её необычную сущность и лёгкий, колкий и нестандартный слог (понимаю, что благодарить за него стоит писательницу, но я же оцениваю художественное произведение, потому так).
Теперь о сценическом воплощении. Написанный 13 лет назад мюзикл «Daddy Long Legs» Пола Гордона — далеко не первая попытка перенести книгу Уэбстер на сцену… в том числе в виде мюзикла (да и фильмы снимали, кстати говоря). Но именно эта, интересная нам, адаптация лишена налёта ретро, плюс, как выясняется, она вообще идеально «переселяется» в наши дни.
У меня проблема — я ни разу не смогла прослушать ни одну запись данного мюзикла за один раз целиком (а я пыталась сделать это на протяжении нескольких лет). Потому как, в моём представлении, Daddy Long Legs — это то, что я именую «типичным камерным мюзиклом откуда-то с Бродвея». Всё мило, симпатично, мелодии не вызывают отторжения… но, ёлки, как же это ровно и однообразно!..
Плюс я постоянно вступала в ментальные схватки с автором мюзикла. Прослушав тот или иной трек, я мысленно орала: «Блин, Гордон! Ты чем книгу читал?! Да Джуди вообще не с тем настроением и наполнением это писала! Что за розовые сопли?! Главная героиня — она же не такая!..»
И ещё одна тонкость: во всех аннотациях вы прочитаете, что «Daddy-Long-Legs» — это книга о взрослении, становлении и нахождении себя в мире… а потом уже — о любви. Мюзикл же Гордона, в первую очередь, фокусируется на душевных терзаниях главной (и единственной) героини, Джуди, на её попытках наладить контакт с загадочным «дедой» (будем уж использовать те «родственные связи», которые выбрали авторы русской «цифровой» адаптации), на робких влюблённостях — и, конечно же, настоящей любви.
Что-то там про учёбу, первые писательские опыты, неудачи и напечатанный роман есть, но… Всё это второстепенно. Фоново. Факультативно. Гордон выбрал ту грань, со стороны которой ему комфортно рассматривать историю про «длинноногого родственника», и весь спектакль он отстраивал от определённой отправной точки. Имеет право, на то он и творец.
Плюс повесть Уэбстер — это, по сути, цепочка писем, которые Джуди адресовала загадочному «мистеру Смиту». Именно их стилистика, язык, нестандартность мышления автора выделяет «Daddy-Long-Legs» из серии женских романов-близнецов а-ля «Джейн Эйр» и ставит особнячком, на вполне такое значимое и заметное место.
В мюзикле же письма, трансформировавшиеся в песни, абсолютно не передают характера, души, сути героини, созданной Уэбстер. Они… типовые, если позволите так сказать. Да что там — Джуди в версии Гордона просто иная. Более простая, более «от мира сего»… Но, наверное, и более милая и приятная современному зрителю. Хотя буду честна — уверена, что просто автор не сдюжил перенести героиню повести на сцену в изначальном виде. «Что выросло — то выросло».
Впрочем, вот что важно: мюзикл Гордона — это спектакль дуэтный. В нём всего две роли — женская и мужская. И вот тут начинаются тонкости: Джарвис (он же мистер Смит, простите за спойлеры, кто не в курсе) в книге — существо виртуальное. Джуди пишет о нём, обращается к нему в письмах — и всё. Мы можем только предполагать, что он за человек, что у него в голове (благо, автор намекает усердно). Но — никаких деталей.
Гордон сам сочинил своего Джарвиса — от и до. В мюзикле мы смотрим на происходящее и его глазами, а не только впитываем видение Джуди. Как по мне, и этот персонаж сошёл с каких угодно страниц, но не явился из повести Уэбстер. Конкретно мне он не близок — я не про его сущность и личность, а именно про прочтение героя авторами.
Но тут мы возвращаемся к старой вечной дилемме: а должны ли авторы мюзикла прям до буквы передавать книгу-первоисточник, или возможны спектакли «по мотивам»? В любом случае, если получается талантливо, то и плевать, что там было на бумаге.
Мюзикл «Daddy Long Legs» — не мой материал, тут не буду кривить душой. Я сейчас и про музыкальную составляющую, и про содержание. А вот если рассуждать объективно — плох он или хорош? Знаете, это крепкая, цельная, миленькая история, и, будучи правильно поданной, она может выстрелить.
И так что же у нас с инстамюзиклом?.. Как сервирован он? (Ура, добрались до сути! :) )
Я не просто так сочиняла это долгое и нудное введение — оно поможет мне не углубляться в ненужные рассуждения во время написания рецензии непосредственно на детище команды Алексея Франдетти, которое раскрасило ковидные будни мюзикломанов. «Мой длинноногий деда» — кто ты? Что ты несёшь в вечность? Ты — явление или просто заполнение свободного времени?
Должна отметить основополагающий факт: друзья мои, я описываю исключительно моё собственное восприятие. Субъективное. Личное. Не согласны? Вон, комментарии для вас открыты — равно как и огромное множество площадок, где вы можете высказаться точно так же, как я здесь.
Давайте признаемся сразу, сняв шляпы: форма подачи «Деды» настолько инновационна, что создатели, я полагаю, до конца не понимали, что, как и зачем они делают, а я теперь не совсем отдаю себе отчёт, каким образом про это дело писать.
Итак, перед нами мюзикл, полноценный — то ли спектакль, то ли фильм, то ли нечто среднее… Снятый и записанный в самоизоляционных условиях на что бог пошлёт (читай — на телефоны), продемонстрированный абсолютно бесплатно на экранах мобильных устройств вертикально (тоже непривычно — мы-то обычно или квадрат, или горизонталь созерцаем), но при этом максимально профессионально сведённый, смонтированный, сыгранный — и, конечно, поставленный.
Артисты — в разных городах (Юлия Дякина в Москве, Иван Ожогин — в Питере), музыканты — без дирижёра, и всё творится практически «в прямом эфире» — ведь «серии-номера» были сняты и смонтированы (мастерами этого дела — и в плане звука, и в разрезе «картинки») не сразу, пачкой, а создавались постепенно, в то же самое время, как мы следили за публикациями инстамюзикла в интернете.
Я честно пыталась смотреть «Дядюшку» так, как предлагалось: в порядке появления публикаций, день за днём. И… не сработало.
Понимаю, что тут стоит говорить о моих личных особенностях восприятия. Наверное, Инстаграм был правильной площадкой для данного проекта. Там и посты от лица героев можно публиковать (ежедневно по рабочим дням в аккаунте появлялись две записи — как бы написанные Джуди и Джарвисом соответственно). И ссылки на песни-номера в IGTV размещать. И, конечно, шалить в сторис.
Но я просто рвала и метала. У меня всё это многообразие контента не складывалось в единую картинку.
Мало того, что алгоритм Инстаграма мог показать мне новый номер в любой удобный ему момент (а не тогда, когда это было нужно), так ещё и посты эти регулярные… Ну, ладно, я приняла правила игры и признаю, что аккаунт instamusical.ru как бы играет две роли: Джуди и Джарвиса (тоже артист, чо). И, да, Джуди может постить свои сокровенные мысли (она такая!) и заканчивать вопросиками типа: «А как вы думаете?» Или: «Что посоветуете?» Или: «А как у вас было?» (Это мой любимый мозоль, простите, вот такой SMM… Как вижу сей приём приглашения к коммуникации, так сразу хочу орать: «Не верю!»)
А вот Джарвис — хренушки. С какого перепугу эдакая «вещь в себе» вдруг начала бы на весь цифровой мир выпрашивать советы — признаться мне или нет, чо делать, ехать или дома посидеть?.. Нет, вы просто представьте подобного мужика — и вот такой инстааккаунт у него. Долбануться и не жить… (Я молчу, что Джуди в реальной жизни явно залезла бы в телефон и нашла инсту Джарвиса — и всё, конец тайнам… Ладно, предположим, что у него аккаунт закрытый был, только для френдов — и нас, зрителей.)
Была ещё более страшная вещь — сторис. Нет, изначальная идея крутая: вот Джуди нам выкладывает какие-то кусочки из её жизни, вот мы наблюдаем за Джарвисом… А откуда тут же речи режиссёра — Алексея Франдетти? Это, знаете, как если бы посреди какого-нибудь спектакля, остановив действие, вышел постановщик и начал о чём-то отстранённом вещать. Мол, ребят, так и так, бла-бла-бла, вот тут у нас, видите, артисты танго танцуют вниз головой? В общем, мы это дело репетировали так-то и так-то, вот Вася в процессе разучивания движений три раза Кате ногу отдавил, а Петя вообще копчик ушиб и две недели напопный корсет носил… Договорил — ушёл за кулисы… И спектакль продолжился, как ни в чём не бывало.
Или представление приглашённых гостей. Друзья, я только-только поверила, что в этом аккаунте нам показывают историю Джуди и Джарвиса — это что за ломка четвёртой стены? Я не просила!
Отвергаешь — предлагай, скажете вы. И будете правы! Только… А я понятия не имею, как всё можно было бы сделать, дабы результат был гармоничен и органичен. Повторюсь: новый формат. Никем прежде не опробованный. И никаких прав на ошибку не дано — сразу в воду и плыви. Это само по себе заслуживает если не похвалы, то снисхождения.
А я не поверила. Не склалось, понимаете? Вот вообще — до немогушек.
Тогда я, как оказалось, приняла единственно правильное решение. Я закрыла Инстаграм, выдохнула и решила посмотреть «Длинноногого деду» за один раз — целиком, когда опубликуют все части.
И вот тут всё заиграло!
Да, вероятно, вы сейчас смотрите на меня косо, поскольку громко и искренне пищали от восторга, поглощая мюзикл порционно, по мере выкладывания. А мне, оказывается, нужна была уже дописанная до финального мазка картина.
Увы, я так и не приняла посты в аккаунте (ну, те, с сакраментальными вопросами: «А как прошёл ваш выпускной?»..). Они так и не вклеились в общее повествование. Ну, сделала вид, будто их не существует. Но остальное…
Как же это было удобно: заходишь в сторис, сгруппированные по дням (а в нужных местах — ссылочки на номера), смотришь — и полное тебе погружение. И никакого отторжения от презентации приглашённых гостей, от их «вставных» сцен в сторисах… Знаете, почему?
Потому что в таком варианте, полного просмотра (причём, контролируемого: хочу — это зырю, хочу — то, вздумается — пропущу что-то, вступит в левую пятку — вернусь к прошлым видюшкам), моему сознанию открылся ещё один жанр — интерактивный фильм. И вот он вполне позволял себе и вставные сцены, и разнообразные хулиганства, и… да всё, что угодно.
Один минус: сторисы оказались на порядок интереснее и живее песенных номеров (как бы, основного содержания «Деды»). И я рекомендую всем, кто ещё не смотрел инстамюзикл: сделайте, как я. Топайте в сохранённые истории — и по порядку.
Да, можно ограничиться только номерами, пооткрывав их на странице аккаунта. История будет цельной и законченной. Но чтоб заиграло, заискрилось и замногограннилось — зырьте сторисы.
Понятно, тут Франдетти оторвался. И все персонажи, раскрывшиеся в сторисах (кое о ком автор книги и не подозревала, к слову), это такой хоровод фриков, ударно диссонирующий с тонкими и стильными песенными номерами.
Нет, понятно, что будь Джуди в мюзикле такой же, как в повести, я б не ерепенилась. Это она просто пропустила окружающих людей сквозь призму собственного восприятия и с присущей ей ехидцей их описала.
Но Джуди здесь иная. Что поделать — пришлось наложить книжную героиню на спектаклевую и допустить: эти второстепенные персонажи-шаржи — оттиск острого пера Джуди. И вот тут всё сложилось!
Ой, спасибо карантину! Ибо таких Александра Олешко и Виктора Добронравова вы больше, надеюсь, никогда не увидите (я сейчас исключительно про отдых от парикмахеров и барбершопов, не подумайте). А Добронравов, как по мне, в принципе одна из вкуснейших изюминок спектакля — и в сторис, и в номерах («Мистер Смит… лысый!» — ну чем не шедевр).
Там вообще красивейшее созвездие — Лика Рулла, Лариса Долина, Лиза Бугулова, Сергей Штыпс, Нонна Гришаева, Александр Нестеров, Ольга Кузьмина, Оскар Кучера… Для ценителей — немного Александра Казьмина и голос Ефима Шифрина… Павел Лёвкин, открывший себя с… хм… лучшей стороны… И остальные… Да, это всё хулиганство. Но какое классное!.. (Хотя не упущу повода побухтеть: вы смеётесь?! Джарвис — и пошёл к гадалке?! К экстрасенсу?! Сделаем вид, что эти сторисы я пропустила… Хотя актёрски — ноль претензий.)
И ещё замечание: в книге поездка к родственникам Салли впервые в жизни показала сироте Джуди, что такое настоящая, крепкая и любящая семья. В инстамюзикле и эти люди показаны… хм… несколько карикатурно. И это обидно — потерян целый смысловой пласт. Мне кажется, постановщик заигрался в «сторисовую комедию» и не уделил должного внимания одной из ступеней формирования личности Джуди.
Теперь про главных героев (да, по сути, и единственных, ибо приглашённые гости, всё же, могли и отсутствовать, они ключевой роли не играют).
Иван Ожогин — отличный выбор, если мы говорим о Джарвисе. Вот прям в струю. Ей-ей, разбуди вы меня месяца три назад посреди ночи да спроси, кого б я назначила на Джарвисы в мюзикле Гордона (и именно в нём!), я б заорала, как оглашённая: «ОЖОГИНА!!!» Ибо — ну, как под него писали. (Ещё спойлер: плюс несколько сцен из серии «Такого ИванГеннадьича вы ещё не видели!..» покажут. :) )
Юлию же Дякину в работе я видела прежде только в свердловских «Декабристах» (и честно признаюсь: она была одним из немногих светлых моментов спектакля). Нереально рада, что такая артистка появилась в Москве. Она лёгкая, искренняя, забавная, задорная — в общем, мне прям по нраву.
И именно Юлия сделала «Деду» столь симпатичным и приятным зрелищем. Не могу судить, как бы выглядел инстамюзикл, сыграй Джуди иная артистка (да и не надо, слава карме), но то, что мы имеем — как доктор прописал.
Собственно, если б не Юлия, я бы не решилась на целиковый просмотр «Деды» после того, как мне изначально «не зашло». Потому что хотелось наблюдать за этой работой, слушать вокал, верить… И я это сделала! И мне хорошо.
Теперь о постановке — в общем.
Перевод… Ну… Да, я не помню англоязычные тексты всех песен (напоминаю: музыкально «Деда» в больших количествах меня угнетает и печалит, потому я обычно выключаю воспроизведение треке на втором-третьем; и было б странно, приклейся слова намертво к моему гиппокампу). Начала в 256-й раз слушать оригинал, подивилась тому, что «женоненавистник» превратился в «старого развратника» (ну, ёлы-палы, а почему ж тогда в дальнейшем Джуди не переживала за свою честь, если она изначально с Вайнштейном — а вот это вышло хорошо! — параллели проводила, а?!)… Плюнула и забила. Нормально тут всё. Крепкая удобоваримая адаптация, не бьющая по ушам и вполне себе приятно вписанная в «наши» реалии.
Режиссура… Тут всё сразу надо охватить (ибо мы же смотрим видео, как есть, а не по частям). Замечательный, детальный разбор сцен. Ни одного «пустого» момента. Повторюсь: это снято не на профессиональные камеры, а на «как есть» в условиях карантина! (Так что поклон и режиссёру, объяснившему, что он хочет, и артистам сотоварищи, предоставившим видео-аудио).
А «живые скетчи» во всех роликах? Я предвзята к тому, что предлагается считать смешным. Но в «Деде» — реально отличный юмор. Графическая составляющая — понятно, визитная карточка. И — ещё одна дорожка, ведущая к раскрытию режиссёрского замысла. Отличный приём, пусть не такой уж новый, но великолепно реализованный.
И перенос в наше время. Это не Англия начала 20 века, это некая неопределённая страна (уже не Британия, но ещё не Россия) сегодняшняя. Интернет, высотные здания, клёвые авто… Роль Нью-Йорка (наряду с реальными «видовыми» съёмками) сыграли вполне себе отечественные пейзажи — все тут артисты, даже Москва-сити. :)
Никакого диссонанса — возможно, отчасти потому, что я с первых же серий приняла для себя, что место действия пускай будет неизвестным. И не пришлось привязывать мюзикловые жизненные реалии (скажем, бытие в детском доме или в колледже) к тому, что я вижу вокруг.
Письма Джуди стали электронными, расстояния сократились, темп повествования ускорился — и старая довольно слащавая история превратилась в современную (и куда менее ударно заставляющую стекать по экрану сахарную патоку).
Что же поставил Алексей Франдетти? Спектакль? Фильм? Что? Давайте сойдёмся на одном: инстамюзикл. И не надо иных слов.
В общем, вердикт таков: странная и спорная поначалу задумка в итоге трансформировалась в действительно оригинальный и симпатичный проект, наглядно продемонстрировавший, что можно творить и в условиях самоизоляции. Проба пера — «посерийные» публикации в Инстаграме — вполне жизнеспособна… другой вопрос — нужна ли эта форма кому-то в обычное, «свободное» время.
Но поживём — увидим. Пример «Деды» у нас перед глазами. Понятно, что «переезд» на цифровые площадки сложно монетизировать, зато открываются новые горизонты перед проектами (кстати, и артистами), которые никак не могут найти свою дорогу на большую сцену.
Впрочем, строить прогнозы — дело неблагодарное. Мы говорили о «Деде» — про него и поразмышляем под занавес.
Инновационно? Да. Хорошо? Да. Качественно и профессионально? Да. Спорные моменты имеются? Конечно.
Но тут тот самый случай, когда не хочется на них останавливаться (многие и так известны создателям, какие-то откроются постепенно, а ряд так и останется скрытым во тьме похвальных отзывов). Нечто новое родилось. И вот за один этот факт стоит поаплодировать всем, кто приложил руку к «Деде».
В конце концов, все остальные будут, как минимум, вторыми. :)
Сам роман прошёл мимо меня, но голливудскую муз. экранизацию 1955 года знаю хорошо. Там глав. героиня (Жюли её зовут кажись — переименовали в честь того факта, что игравшая роль балерина Лесли Карон как бы француженка) на полном серьёзе так и делает — увидев тень своего мецената с очень длинными ногами, обзывает его «Папа — длинные ноги», после чего хор за кадром что-то поёт на эту тему.
А вообще, довольно милая вещица, но вот обещание режиссёра под занавес воплотить всё это ещё и в формате спектакля на сцене меня лично как-то смутило. По мне, лучше бы сделал из этого фильм для ТВ.
Создатели инстаграм-мюзикла всё-таки решили сдержать своё обещание — премьера театральной версии анонсирована на весню в питерском театре «Приют комедианта».
Да-да-да!
*весну