Некогда я не пропускала почти ни одного показа камерного мюзикла «Штирлиц. Попытка к бегству». И вдруг (ровно 5 лет назад!) прекратила с завидной регулярностью кататься в «Гиперион», дабы снова приобщиться к до последней ноты и буквы знакомому повествованию.
Почему? Всё просто — и одновременно сложно. Самость «Штирлица» стала привычной, а смысл текстов перестал будоражить мозг и отошёл на второй план, спрятавшись за музыкой. Но нельзя погружаться в эту историю, пританцовывая (как начала делать я). Свежесть и яркость впечатлений необходимо было вернуть. А для этого требовалась передышка.
Проще говоря, я перестала смотреть «Штирлица» потому, что он слишком хорош и глубок для превращения в рутину. И ведь несколько раз я собиралась явиться на очередной показ — но что-то в последний раз вставляло палки в колёса. Тут, как частенько резюмирует один мой знакомый, «если не случилось — значит, оно тебе сейчас не надо».
Я считаю, всё на самом деле получилось правильно. Потому что, когда я 23 марта приехала в Центр авторской песни, где и состоялся показ концертной версии «Штирлица», обнаружилось, что большая часть текстов за прошедшие годы вылетела из моей головы (хотя вот мизансцены сидят в памяти железно, так что я их ударно воспроизводила в подсознании).
И, слушая мюзикл почти «с чистого листа», я поражалась тому, насколько «Штирлиц» взрослая и умная вещь (пожалуй, более ничего подобного я за все свои зрительские годы не встречала). Но это мелочи. Вы не представляете себе, как актуален «Штирлиц» вот сегодня, сейчас — и я не буду объяснять, почему (вы и сами всё прекрасно понимаете).
История, которую я прежде воспринимала отстранённо (хотя создана она была в 2014-м — и не просто так, а как ответ на происходящее; но я тогда была куда глупее и наивней, потому предпочитала не считывать параллели), зазвучала эдаким гимном — страшным, пророческим и мудрым.
Мне было очень больно и сложно в тот вечер. Полагаю, как и всем окружающим — и отнюдь не только в зрительном зале…
Никто не знает, вернётся ли «Штирлиц» к нам опять — в новый ли, переехавший «Гиперион» или в иное пространство. Вполне вероятно, что гости Центра авторской песни присутствовали на прощании мюзикла.
«Классическому составу», говорят, точно уже не бывать. Но вдруг да случится новая жизнь — как предположил автор «Штирлица», Михаил Капустин, может даже не в нашей, а в другой стране.
…здорово было бы, чтобы тогда, в грядущем, спектакль превратился в рассказ про дела давно минувших дней…