Кн. П.П. Вяземскому
Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.
А. С. Пушкин
Спектакль о том, как в далёком 1980 году студенты МГУ поехали на картошку? Да вы смеётесь! Разве это может быть кому-то интересно?
А я так скажу: это интересно всем! Если, конечно, мы говорим о премьере РАМТа под названием «Душа моя Павел».
Литературная основа постановки — одноимённая книга Алексея Варламова, изданная в 2018 году. Честно признаюсь: роман прекрасен, я проглотила его за полдня, прерываясь только на короткие перекуры. Никакой, столь модной сегодня, ностальгии по былому: простое и достоверное описание жизни советских людей в конце 20 века.
В 80-м ещё остались те, кто искренне верил в правильность пути, по которому идёт страна, но появились и «вольнодумцы», жаждущие свежего воздуха. И столкновение двух идеологий — пусть довольно мягкое, на уровне барака, в котором поселили студентов, — стало основой книги Варламова.
Если вы не читали роман, я от всей души рекомендую сделать это после похода в театр (как получилось у меня). Поясню. Пьеса Полины Бабушкиной является не простой попыткой перенести книгу на сцену, но переосмыслением текста Варламова. Это тот редкий случай, когда два литературных произведения (причём, одно является «родителем» второго) имеют почти равнозначную ценность — но разные глубинные смыслы.
Пьеса полностью лишена той «мистической составляющей», которая присутствовала в романе. Никаких заговоров на любовь, никакого внезапного крещения, никаких бредовых видений… (Впрочем, на сцене РАМТа есть свои «призраки» — и они почти материальны и необходимы тут.) Гораздо мягче в спектакле подан и «еврейский вопрос».
Знакомых с книгой зрителей может покоробить «удаление» из постановки ряда смысловых пластов. А вот если вы идёте по обратной дорожке (от театра к роману), то однозначно оцените, как интересно работала мысль Полины Бабушкиной.
История не упрощена — она преподнесена под несколько иным углом. И пусть я не знаю, что думает о спектакле сам Варламов (хотя, вроде бы, на пресс-показе писатель восхищался увиденным), но со своей, зрительской, жёрдочки отмечу: пьеса великолепна. Я давненько не встречала столь грамотную и качественную работу с литературным оригиналом. И, пожалуй, смысловая составляющая РАМТовского варианта моей душеньке ближе, чем суть изначального романа. Впрочем, здесь каждый пусть решает сам для себя — в зависимости от предпочтений и взглядов на жизнь.
И тем не менее, даже если сценическая версия истории вам покажется менее полновесной, недели книга (именно в идейном плане), уйти со спектакля «с холодным носом» у вас не получится. Ибо «Душа моя Павел» — однозначная театральная удача.
Немного о сюжете. Жил да был в некоем закрытом городе (настолько секретном, что даже местные называли его просто Пятисотым) мальчишка Павлик Непомилуев. Он искренне любил свою родину — СССР. И неудивительно: жизнь в Пятисотом была такая, будто всеобщий коммунизм уже наступил. Одно плохо: местные умирали рано (вот и наш герой остался без мамы). Ну, они же работали на заводе, который ой как сильно бил по здоровью. Но дети таких вещей не понимают, потому Павлик считал, что СССР — райское место, и мечтал о том, как вся планета станет одним большим Союзом.
Окончив школу, Павлик решает поступить на филологический факультет МГУ (хотя папа прочил его в военные — он же сам служил). Паша с детства читает всё, на чём есть буквы, особенно не вдумываясь в смысл. Собственно, он и учиться мечтал на читателя. Но раз это невозможно — то хотя бы на филолога можно.
Экзамены глупый Павел, что логично, проваливает. Но вот ведь удача: придя забирать документы, Непомилуев сталкивается с человеком, который читает его наивное сочинение и решает дать парню шанс.
Так Паша становится студентом МГУ. Но рано радоваться! Перед тем, как начать грызть гранит науки, нужно поехать в совхоз на картошку. И именно там Павел понимает, что и его страна, и весь мир в целом, и даже он сам совершенно не такие, как ему казалось…
Не отворачивайтесь разочарованно — это лишь общая канва (да и я только до завязки сюжета добралась в своём пересказе). «Душа моя Павел» — история о дружбе и предательстве, о первой любви, о поиске себя… И, конечно, о попытках понять суть этого мира.
Поразительно, насколько актуально (порой даже пугающе актуально) звучат фразы, написанные несколько лет назад об СССР и перенесённые сегодня на театральную сцену. И удивительно, насколько свежо и современно выглядит постановка — безо всяких попыток при этом искусственно насытить её текущими реалиями или эпатировать публику «трендовыми» приёмами и решениями.
Алексей Бородин (художественный руководитель РАМТа и режиссёр спектакля «Душа моя Павел») пошёл по пути минимализма: действие развивается на почти голом, чёрном зеркале сцены, единственными яркими пятнами на котором являются красные полотнища агитационных плакатов. (Проницательный зритель увидит здесь аллюзию на советское существование.) Сценическая правда создаётся здесь и сейчас: за музыкальное сопровождение отвечает бэнд, разместившийся на подиуме в левом дальнем углу сцены, а за шумовые эффекты — артисты, занятые в постановке (и наблюдать, как при помощи обычных, привычных предметов рождаются самые разнообразные звуки, отдельное удовольствие).
На плечи актёров же возложены необходимые по задумке Бородина перестановки, непосредственно «вшитые» в ткань спектакля: скамьи и стулья помогают превратить сцену в аудиторию МГУ, в деревенский дом или даже в шалаш на поляне леса. А чёрные стены, кажется, то широко распахиваются, помещая нас в атмосферу свободной юности, то, наоборот, сходятся и давяще нависают над персонажами, как символ сурового режима (здесь хочется поклониться художнику по свету Нареку Туманяну).
А чтобы мы не забывали, что находимся в храме искусства, с колосников спускаются сияющие надписи-запреты: «Спиртные напитки не употреблять», «Курить воспрещается», «Не материться». Но как без всего этого молодым людям на картошке — да ещё во время горячих споров и выяснения отношений? Приходится выкручиваться — и делать это по-театральному мило и крайне забавно.
Любители старого отечественного рока услышат несколько знакомых песен, прозвучат и фольклорные мотивы, а также «запрещённые» зарубежные хиты (вслушайтесь, кстати, в то, что играет Данила на губной гармошке; здесь же отмечу, что исполняющий эту роль Александр Девятьяров ещё и композитор спектакля).
Насыщенно, интересно, захватывающе, очень трогательно и достоверно. Премьера РАМТа берёт публику в плен с первой сцены и не отпускает до финала. Никакой чернухи — даже безудержная пьянка здесь выглядит эстетично.
Единственное, неподготовленному молодому зрителю предварительно неплохо бы ознакомиться с советской действительностью и понять, по какому праву и зачем вообще студентов отправляли на картошку. (Слышала в антракте, как мама объясняла своей юной дочери, что к чему; получается, бедняжка весь первый акт недоумевала.) Остальные же проблемы, поднимаемые в постановке, относятся к разряду вечных. Да, атрибутика иная, а люди-то всё те же.
И напоследок поведаю об артистах, погружающих нас в историю сорокалетней давности.
Молодой актёр Даниил Шперлинг внешне — совсем не тот Павлик, с которым мы знакомимся в романе (более того — он в РАМТе Павел или Паша, и никак иначе). Ни смешной неуклюжести, ни возрастных прыщей (главной беды героя книги). Чистое, светлое комсомольское лицо «театрального» Павла хоть прямо сейчас на агитационных плакатах печатай. Павел — воплощение советских лозунгов, как будто бы явившееся из чёрно-белого фильма, воспевающего студенчество СССР. И при этом он — совершенно не ходячий штамп. Он живой, горячий, наивный и открытый. Павел — тот самый маленький одинокий человек, вокруг которого рушится привычный мир (пусть страна ещё бодрится, но моральные устои уже трещат). И его главная задача — остаться верным себе. Браво Даниилу за многоплановость и яркость персонажа!
Студенты — Виктор Панченко, Александр Девятьяров, Дмитрий Бурукин, Иван Юров, Владислав Погиба (право, я и не подозревала, что можно столь лихо рассекать по сцене на мотоцикле с коляской!..), Яна Палецкая, Дарья Рощина, Денис Фомин, Александра Аронс и все те прекрасные люди, которые в программке значатся «в остальных ролях». «Молодёжная» часть труппы РАМТа многочисленна и чудесна — так что грешно было не воспользоваться возможностью показать публике это созвездие, в идеале владеющее, кажется, всеми навыками, которые только могут потребоваться на сцене.
И «взрослые» (преподаватели и прочие) — Лариса Гребенщикова, Диана Морозова, Александр Доронин (мой однозначный кумир), Тарас Епифанцев, Виктория Тиханская, Владимир Василенко и Сергей Чудаков. Каждая, даже небольшая роль — полновесное произведение искусства. А все артисты вкупе — невероятно слаженный ансамбль, максимально органично существующий в условиях, предложенных постановщиком.
«Душа моя Павел» — спектакль, однозначно рекомендованный к просмотру. Здесь тот редкий случай, когда лично у меня нет к режиссёру никаких вопросов и претензий (обычно-то я всегда нахожу, к чему придраться). Чистый восторг и радость от того, что судьба подарила мне такой театральный опыт.
Но помните: в Российском академическом молодёжном театре не пьют, не курят и не выражаются! И это замечательно!