Давайте будем откровенными: спектакли на околовоенную тематику в последнее время появляются во многих театрах. И отнюдь не все такие постановки можно назвать какими-то значимыми явлениями — спущенное свыше нередко делается «для галочки». «Василий Тёркин» в «Школе драматического искусства» отпремьерился 24 ноября 2022 года и, вроде бы, относится к пулу «актуальных постановок». Но я изначально верила в театр и режиссёра Глеба Черепанова: и ШДИ в целом, и постановщик лично всегда ставили на первое место творчество, потому, даже если результат порой получается сомнительным (а созидание — дело сложное, ошибки в нём — норма), пустоты в нём точно не будет.
Именно поэтому я, традиционно избегая спектакли «про войну», на историю по поэме Александра Твардовского отправилась без страха, но с огромным интересом. И, знаете, не прогадала. «Василий Тёркин» в «Школе драматического искусства» — это весьма необычная, современная и свежая трактовка знакомых всем строк. Никакой отсебятины в прочтении: форма инновационна, но смыслы — изначальные, правильные.
Глеб Черепанов «нарисовал» яркую, почти фольклорную картинку (полностью соответствуя языковой стилистике Твардовского, опиравшегося на народное творчество) — разноцветные костюмы (эдакая стилизованная военная форма), уместная и впечатляющая видеография, сильный упор на световой дизайн, некая утрированность подачи, вкрапление танцев и песен (художник-постановщик — Ольга Левенок, художник по свету — Алексей Михалевский, видео — Александр Шапошников, балетмейстер — Ксения Руденко; плюс помощь главного хормейстера театра Светланы Анистратовой и артистки хора Екатерины Серебринской). Тут всё логично: ещё до начала спектакля, в холле, мы наслаждаемся мини-концертом, во время которого актёры исполняют несколько военных песен (и делают это великолепно).
А потом мы переходим в зрительный зал — и представление продолжается. Это же та самая бригада, ездившая по передовой и возвращающая своим творчеством силы уставшим солдатам. Вот и режиссёр тут же присутствует (в смысле, не сам Черепанов, а Евгений Поляков, персонаж которого рулит всем происходящим). Ну, а что — «Василий Тёркин» начал печататься в газете ещё в 1942-м, потому его вполне могли воплощать на импровизированной сцене прямо тогда, во времена Великой Отечественной.
И вот тут, если допускать такую «историческую вольность» (впрочем, уверена на все сто: почему же вольность, так оно и было), всё становится на свои места. Тут такое дело: не люблю сравнивать постановки разных театров, но здесь мне никуда не деться. Видала я «Василия Тёркина» в Театре сатиры. И вот это, я вам скажу, абсолютный разрыв души, боль и страх через смех и капелька катарсиса в сценах с переправой и Смертью. В ШДИ ничего такого нет: Глеб Черепанов во главу угла ставит умение смеяться сквозь слёзы, шутить в самые страшные моменты и плевать на смерть, даже если она дышит в лицо (в общем, опирается на форму поэмы, а на её глубинную суть — уже во вторую очередь).
Так что мне постоянно хотелось испытать то, что переворачивало моё сознание в «Сатире». Но вот уже потом, анализируя увиденное, я поняла: фронтовая бригада артистов именно так и должна была рассказывать о Тёркине. Они-то, эти мощные люди, небось, сами смотрели в лицо смерти — и потому, повествуя «изнутри», передавая зрителям «собственный» опыт, не могли не насмехаться над Костлявой, бессильной что-то сделать с теми, кто защищает свою землю, свои семьи, своё будущее…
Спектакль Театра сатиры объясняет, чем же страшна война. Постановка ШДИ о другом: она воспевает дух людей, не согнувшихся под самым ужасным грузом. Человеком можно оставаться даже в аду — и нам наглядно это доказывают.
В общем, оба спектакля про Василия Тёркина вам рекомендую. Смотреть — в любом порядке. Я бы, пожалуй, всё же начала с ШДИ, а потом уже шла в «Сатиру», но это некритично. Слишком разные постановки. Но обе — важные и сильные. А, да. Детей привести не забудьте (12+ — верная маркировка). Ибо плакатных агиток, как я уже посетовала, сейчас пруд пруди. Хороших же, верных военных спектаклей, взращивающих семена настоящих ценностей — единицы.
И какие в «Школе драматического искусства» артисты!.. Кроме вышеупомянутого режиссёра вы увидите артистов фронтовой бригады (Игорь Лесов, Регина Хакимова, Анастасия Фурсова, Николай Гонтар, Фёдор Леонов), предстающих в ипостасях деда-солдата, медсестры, Смерти, невесты Тёркина, гармониста, генерала, немца… А главенствует над всеми — он, Тёркин (прекрасный Андрей Харенко). Великолепные актёрские работы — и, замечу, не самая простая режиссёрская задача артистам доверена.
Для меня «Василий Тёркин» — это ещё одна возможность вспомнить дедушку, пережившего жернова той войны. Его — и миллионы других, оказавшихся в чёртовой мясорубке, но переборовших всё. Наверное, вот так же они, на привалах, травили байки, смеялись в лицо смерти и не верили — знали, что однажды наступит светлый день. «Школа драматического искусства» рассказывает об обычных людях, таких же, как мы с вами, оказавшихся в пекле, но сохранивших не только себя — весь мир. И если театр учит не забывать, значит, он необходим.