Если град зашумит с дождём,
Если грохнет шрапнелью гром,
Всё равно я приду в театр,
Будь хоть сто непогод кругом!
Почти Э. Асадов
В последние пару лет ой как редко я хожу на концерты («Нет настроения, нет обстановки, нет подготовки, не вижу морковки!»)… Но есть вечера, пропустить которые я ну никак не могу (а если подобное и случается, то исключительно по Крайне Уважительной Причине). Так что мало кто удивился, увидев меня 26 июня сего года на ступеньках Театра Камбуровой, в коем и состоялся долгожданный концерт Евгения Вальца под позитивным названием (тут знатоки мюзикла «Всё о Золушке» понимающе покивали головами) «Если верить, что всё прекрасно…»
Пожалуй, не буду рассказывать, как я (и ещё добрая половина зрителей, изволившая приехать не сильно заранее) добиралась до театра — лишь отмечу, что в тот памятный вечер зарядил такой ливень, что смывало, мне кажется, не только фонарные столбы, но и асфальт, в который они безуспешно пытались вцепиться, да ткну пальцем в эпиграф (не зря же я его писала, верно?). Я вот о чём: даже мокрые насквозь кроссовки не помешали восхищаться прекрасным — более того, напрочь забылись уже ко второй песне (жаль, что снова отчётливо вспомнились по пути домой… но это уже совсем другая история). И это, как по мне, максимально всеобъемлющая похвала концерту. Когда ещё подобное было?
Но от дел житейских — к творческим. Два отделения. Два с лишним часа чистого восторга (а с учётом антракта, который стал периодом переживания услышанного и предвкушения предстоящего, то бишь, прошёл не зря, так и все три). 29 песен — и все как будто по моему личному выбору. Любимый и всемогущий Universe Band под чутким руководством Анны Петуховой. Искренность, профессионализм и уникальность. Ну, и первоклассный вокал, конечно, но это и без меня всем понятно.
Материал («что-то старое, что-то новое, что-то взятое взаймы») был вдумчиво разбит на тематические блоки, но моя задача тут — не переписать сет-лист, а поделиться впечатлениями. Потому перемешиваю услышанное в сознании и выдаю то, что стало важным.
Давно не слышанное и нежно мной любимое: La chanson des vieux amants («Песня давних влюблённых» Бреля), «Пароходы» Юлии Силаевой (на сей раз — дуэтные, а с кем, вы или уже и без меня знаете, или прочитаете чуть ниже), «Не проси у неба» (Евгения и Дианы Диляровых), «Можно» (Екатерины Семёновой)…
Мощный мюзикловый блок — от «Гефсимании» до Свидригайлова, от Джекилла с Хайдом до Лесничего с Середой (а для закрепления эффекта — мгновенный переход из тьмы в свет, в смысле, перевоплощение из Смердякова в старца Зосиму)…
Всегда ожидаемое и греющее душу: «Скрипка и немножко нервно», «Кинематограф» и «Волшебная скрипка» (всё — на музыку Владимира Дашкевича), «Летающий человек» (Дениса Сорокотягина), Au suivant ( «Поживей» — снова Жака Бреля), «Ещё не раз вы вспомните меня» и «Жизнь прекрасна» (а это уже Олег Синкин)…
А ещё — три гостьи, каждая из которых — на вес золота. Виктория Пивко украсила собой первое отделение — вспомните уже упомянутые мной «Пароходы» и представьте «Свет во тьме» (тот самый, из Next to Normal), который на сей раз прозвучал максимально душещипательно. Галина Безрук зажгла в «Игре с огнём» из «Джекилла и Хайда» и почти сольно исполнила «Старинные часы» в изначальной версии (тут Евгений Вальц был на бэк-вокале). А чтобы стало совсем хорошо, нам подарили дуэт из «Суперзвезды» — «За что мне эта доля?», — где Магдалиной, прекрасной и неповторимой, снова стала Лада Марис (и кто не присутствовал — завидуйте!). И — вишенкой на торте — «Театр» на стихи Гафта, которые Лада положила на музыку Джонни Холидэя. Ну невероятно ж!..
Финальный блок — две песни для родителей: «Мамина Bossa Nova» (и это нечестный ход, я считаю; я от этой вещи и в исполнении Пелагеи теряю волю, а тут, как вспоминаю, потом хожу и распеваю три дня) и любимая песня отца, «Ты — ветер»; а точкой за ними — Answer Me из мюзикла The Band’s Visit, трио с Галиной и Ладой. Только так и надо завершать концерты! Чтоб было и мало (а когда хорошего бывает много — ну, или хотя бы достаточно?), и бесконечно хорошо!
И ещё одна песня, которая стала, так сказать, оправой всего мероприятия — с неё всё началось, и её «вторая версия», а точней, вторая часть прозвучала на бис — «Рыцарь одиночка». Но я ж — тот ещё шерлокхолмс, потому полезла по своей традиции изучать, что к чему. Оказалось, что Юлий Ким точно написал на музыку Геннадия Гладкова, так сказать, диптих, и это были те части, которые сейчас считаются первой («Шлем, да панцирь, да седло, бинт, бальзам, примочка…» — с этого стартовал вечер) и третьей («Не копье пробило грудь. Ранила тревога…» — она на концерте не исполнялась, но её некогда пели Фрейндлих и Боярский). А вот изначально стихи на музыку Гладкова сочинил, якобы, поэт Глеб Горбовский, и его текст («Песня спета, кончен путь, что же дальше делать… — то, чем закрывался концерт Евгения Вальца) и был основой всего.
В общем, загадка пока мной так и не решена, ибо в интернете и автором второй части почти везде указан Юлий Ким (хотя вот стилистически она же на самом деле выбивается; но я почитала Горбовского — и на него так-то не похоже), но я запомню и буду дальше разбираться. Интересно же! А концерту — спасибо и за возможность поупражнять мозги. :)
А по факту — лучшее начало и более точный финал вечера ещё поискать. И тут уже даже твоя душа, только что, казалось бы, требовавшая продолжения банкета, согласна, что пора успокоиться, разойтись по домам и просто переживать увиденное и услышанное. Ибо завязка, кульминация и развязка случились, теперь дело за тобой, зритель! Проживи всё внутренне — и получи завершающую подпитку эмоциями.
Сказано на сей раз было, пожалуй, чуть не на порядок больше, чем раньше. И прямым текстом, и между строк, и голосом, и душой. И как-то отличался этот концерт от предыдущих — взрослее он, что ли, казался, весомее (а уж как Лада Марис на сцену вышла — туши свет, харизмой и профессионализмом начало с кресел сдувать; и я не преувеличиваю — блок Лады в принципе в моём восприятии стоит особняком, столь он был зубодробителен)… И, что самое загадочнее — ещё профессиональнее (хотя, скажите мне, куда дальше).
Так что спасибо всем причастным за волшебство — и за то, что хотя бы на один вечер получилось поверить в то, что всё на самом деле прекрасно. Такие концерты нужно по рецептам прописывать — однозначно, помогут. Мне верьте, я ж краевед. :)