Б. Г.: Не знаю, когда-нибудь кому-нибудь понадобится ли это,
вздумает ли кто-нибудь когда-нибудь слушать.

В. Д.: Мы это делаем впрок, как это вам объясняли.
Кому-то когда-то все это понадобится.
Безусловно

Из интервью Виктора Дмитриевича Дувакина
с Бетти Николаевной Глан, 18 декабря 1980 г.

Фестиваль «Горький+», собравший всех желающих приобщиться к прекрасному и ещё раз вспомнить творчество Максима Горького в разнообразных пространствах Парка Горького, на события был однозначно богат. Даже погода, с завидной регулярностью изливавшаяся с небес весьма ощутимым дождиком, не смогла испортить настроение гостей фестиваля, впечатлявшихся спектаклями, променадами, цирковыми шоу, мастерскими, лабораториями, перформансами на любой вкус.

Лично я, в числе прочего, не смогла пройти мимо постановки под названием «Фабрика счастья». Ещё бы: не каждый день смотришь спектакль, посвящённый… истории парка. И заметьте: спектакль хороший, интересный, очень симпатичный, наполненный лёгким, но всегда уместным и стильным юмором, исключительно музыкальный (и при том, что песен мы услышим только две, соответствующие времени действия мелодии не смолкают почти ни на минуту), пролетающий буквально на одном дыхании…

История парка культуры и отдыха, пропущенная сквозь историю жизни Бетти Глан, первого директора ЦПКиО. Или же это история жизни Бетти Глан, сплетённая с историей парка? Тут сами решайте, главное, что драматург Анастасия Ермолова ударно поработала с архивными материалами (в том числе книгами, воспоминаниями и интервью самой Глан), скомпоновала их в единое полотно и заставила нас сопереживать как молодому директору, так и новорождённому Парку Горького.

И, да, хеппи-энда не будет — как минимум, для Бетти Глан (тут уж ничего не поделать — против правды не попрёшь). Но финал спектакля наполнен светом, ибо детище главной героини, ЦПКиО, приютивший зрителей на сцене «Плюс Дачи» (отдельный её плюс в эти ненастные дни — наличие крыши над головой), здравствует и процветает. И уж в этом все гости фестиваля «Горький+» смогли убедиться лично.

Режиссёр Сергей Сотников простроил повествование как монолог Бетти Глан, окунувшейся в собственное прошлое и решившей рассказать нам, сегодняшним, о делах давно минувших дней. Актриса Мария Смольникова творит истинное чудо: не будучи похожей на свой прототип ни внешне, ни по манере речи (в этом можно убедиться, если прослушать аудиозаписи интервью с Бетти Глан), она будто бы на час с небольшим снова оживляет эту искреннюю, горячую, пылающую энтузиазмом и верой в советское настоящее, а главное — будущее, воспитанную в интеллигентной еврейской семье, но всем сердцем принявшую новую реальность и её мораль девушку.

И вот ведь интересно: спектакль, несомненно, затрагивает идеологическую составляющую, но эдак вскользь — краешком, буквально парой предложений обозначая тот или иной момент, но не заостряя на нём внимание. Потому мы и погружаемся в исторические реалии, проникаясь поистине комсомольским задором, но при этом видим перед собой живых людей — с их стремлениями, мечтами, помыслами… И Бетти Глан, конечно, как и вся страна стремится завершить пятилетку в три года, но главной своей задачей директор парка считает создание уникального места, как бы сейчас сказали, пространства, целиком и полностью ориентированного на людей, дарующего им праздник.

Если советский человек ударно трудится, не менее качественно он должен и отдыхать — в идеале, одновременно окультуриваясь. И Бетти Глан со своей командой постепенно, кирпичик за кирпичиком, возводит то, что побывавший в Парке Горького Оскар Уайлд назовёт «фабрикой счастливых людей». Думается, он был абсолютно прав.

Бетти Глан строит идеальный парк — но при этом «здание» её собственной семьи, изначально весьма шаткое, в итоге рушится… и погребает под собой директора ЦПКиО (страшное время было, страшное). С любимым мужем, Миланом Горкичем (Рустам Ахмадеев), героиня сможет воссоединиться только в спектакле, фантазийно и ненадолго, а в реальной жизни (к слову, весьма активной и продуктивной после реабилитации 1955 года — можно только порадоваться за Бетти Николаевну) Глан пережила супруга на целых 55 лет…

Горькая финальная нота в сладком, светлом бокале игристой, бодрящей постановки. И если вспомнить, что спектакль создавался как фестивальный проект, то можно резюмировать: такой подход очень мудр и продуман. Ведь, как ни крути, фестиваль — это праздник, и люди жаждут улыбок, а не даже самых правильных и мощных театральных трагедий.

Потому печально — будет. И о чём задуматься вам предложат. Но выйдете с «Фабрики счастья» вы с широкими, искренними улыбками — и будете абсолютно по-новому взирать на Парк Горького, окружающий вас. А значит, спектакль определённо добился своей цели.

И вот что мы в итоге имеем: почти никаких декораций (за исключением нескольких скамеек и круглых фонарей-«ягодок» — аналогов тем, которые некогда действительно освещали дорожки парка; то бишь, тут любимый мной уместный минимализм), огромный экран, на который проецируются архивные фотографии и кадры кинохроники (наиатмосфернейшее решение), живая музыка, исполнение которой возложено на DYP orchestra под руководством Петра Дранги, и шикарный по всем параметрам актёрский ансамбль. А в оный, кроме уже упомянутого мной дуэта главных действующих лиц, входит четвёрка артистов, за время действа успевающих поменять более десятка образов и ролей каждый. Павел Алексеев, Денис Котельников, Никита Смольянинов и Кирилл Чернышенко (в общем, все имена тут отлично знакомы столичным театралам) примеряют маску за маской и «вклиниваются» в монолог Бетти Глан, придавая ему объём и достоверность. Калейдоскоп персонажей — от Луначарского до Маяковского, от Станиславского до Горького — и один краше другого.

Мой вам совет: если заметите в афише «Фабрику счастья» (раз два фестиваля подряд постановка публику впечатляла, то почему бы и в следующем году ей не вернуться в ЦПКиО?), приходите на этот спектакль. Здесь рассказывают о любви. К мужу. К своему делу. К людям. Ну, и о верности — отнюдь не партии, нашему рулевому. О верности себе, своим ценностям, своим убеждениям.

А ещё — о том, что на самом деле является самым важным для каждого человека. И чего лишила себя Бетти Глан. А была ли она права в своём выборе — решать нам, зрителям.

Создать «фабрику счастья» для других людей, но обделить счастьем самое себя — это подвиг или преступление? Если вы не знаете ответа на этот вопрос, посмотрите спектакль Сергея Сотникова — он, может, чётко и не подскажет, то на ряд мыслей точно натолкнёт.

Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.