Лето в столице продолжает радовать: не успел завершиться фестиваль «Вдохновение» на ВДНХ, как стартовал фестиваль искусств «Горький +», что характерно, в Парке Горького. Цирк, граффити, мастерские, экскурсии, променады, музыка, драма, кино, спортивные игры… И всё это посвящено творчеству Алексея Максимовича Пешкова aka Максим Горький.
Выбор из обширной фестивальной программы был богат, но лично я остановилась на променаде «Изергиль», который обещал не только путешествие по парку и погружение в творчество Горького, но и возможность сделать некий жизненный выбор. Вот кто бы устоял?!
Да и состав артистов подкупал. Понятно, что «Изергиль» не впервые в рамках фестиваля показывается, и кое-какие, но исключительно мужские, лица меняются на не менее радующие мою собственную душеньку. На сей раз в мир Горького нас погружали Егор Попов (отлично знакомый поклонникам Театра Гоголя) и Данила Гнидо (сейчас должны порадоваться любители Театра Вахтангова). А вот в центре повествования — она, единственная и неповторимая комедийная королева всея столичного мюзикла (впрочем, тут не только не поющая, ибо материал не предполагает, но и поддающая ударной драмы — и делающая это безукоризненно) Эльвина Мухутдинова.
Жаждущие променада собрались у Главной арки, основного входа в ЦПКиО — и вот уже к нам подъезжает некая повозка (мы-то видим, понятно, что это банальный прицеп для легковушки, но хочется же сказки, впечатлений), доставившая к нам долгожданного гида-Эльвину, которая начинает экскурсию — а мы следуем за ней, влекомой своим транспортом по аллеям ЦПКиО. Мы внимаем рассказу о Максиме Горьком, его жизни, творчестве… Ну да, даже смерти. Добираемся до памятника писателю, который (если вдруг кто не знал) приютился недалеко от входа в парк… И тут нас, максимально приготовленных к погружению в мир Максима, встречает старуха Изергиль (та же многоликая Эльвина Мухутдинова).
Три рассказа в одном. Три концепции: «Жить вне людей и для себя», «Жить с людьми, но для себя», «Жить с людьми и для людей». Три персонажа: отверженный Ларра, жгучая Изергиль, самоотверженный Данко. И сложный выбор, о котором мы узнаём только в финале (но это же спектакль, а не реальность, потому всегда можно передумать — или оставить себе время поразмышлять над проблемой в будущем). Ради этого непростого выбора, собственно, и затевался весь спектакль-променад в постановке Радиона Букаева.
И понятно, что Горький предложил лишь три концепции, тогда как жизнь куда более разнопланова (думаю, не ошибусь, если предположу, что процентов 95 зрителей выбрали бы вариант «Жить с людьми для себя и для людей», буде он присутствовал бы в списке; а некоторые отшельники, скажем, религиозные деятели или учёные, вполне себе успешны в рамках концепции «Жить вне людей и для людей»). Но «Старуха Изергиль», рассказ, который лёг в основу променада, суров: он ставит рамки, предлагает три основных (если задуматься, так и есть; все остальные — опции) варианта, и уж изволь — сообрази, кто ты в этом мире. А не хочешь — тебе напомнят, что ты на спектакле, и выбор всегда можно изменить.
Прекрасные актёрские работы, атмосферность, памятник Горькому, взирающий на нас свысока… Возможность посмеяться и погрустить, уместный и умелый интерактив, капелька «психологического тренинга» в финале… И в итоге — размышления о себе и своей «концепции существования». И всё это — за 45 (плюс-минус) минут.
И пусть даже внезапно небо огорчает нас неприятным, липким дождиком — артисты импровизируют и меняют финал: мы не вернёмся к постаменту памятника Горькому, а завершим наше путешествие там, где нас застало ненастье (зато над головой сплелись ветви деревьев, не только позволившие зрителям остаться практически сухими, но и сделавшие строки: «…лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву», — стопроцентно достоверными, а всю историю про Данко, которая ставила точку в променаде, какой-то особенно правдивой).
Путешествовать по Парку Горького тележка с номерным знаком «Изергиль» будет ещё и сегодня — в последний день фестиваля. Но это вам не поможет, коли вы не планировали отправиться на променад заранее: регистрация (что приятно — бесплатная) давно закрыта. Впрочем, следите за расписанием мероприятий на сайте ЦПКиО: если через год обнаружите в афише «Изергиль», сходите. Подумать о себе и своих реальный жизненных целях — оно полезно. А гулять по аллеям Парка Горького — ещё и приятно. Плюс — чудесный спектакль обрамляет это всё.
Приобщайтесь. Может, и со мной встретитесь в следующий раз (уж очень мне хочется увидеть, как должен заканчиваться променад в хорошую погоду). А там и обсудим, кто из нас что по жизни выбирает. Договорились?
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.