В театре «Модерн» ещё одна премьеры из серии зубодробительных и душевыворачивающих: «Скотный двор» по Джорджу Оруэллу. Юрий Грымов, завершив свою трилогию «Антихрист и Христос», не прекратил размышления о добре и зле, их природе и взаимотрансформации, отнюдь не всегда заметной невооружённым глазом.
Драматург Марина Сулчани и режиссёр Юрий Грымов, взяв за основу всемирно известную повесть, сохранили общий авторский замысел и иронично-снисходительную подачу материала, которая поначалу погружает читателя (или же зрителя) в забавную сказку, а потом делает всё происходящее ещё кошмарнее и фантасмагоричнее, чем могло бы быть при ином тоне изложения.
По сути, здесь всё, как задумал Оруэлл: на ферме мистера Джонса происходит революция: животные устраивают переворот с целью скинуть власть людей и начать управлять самостоятельно. Восстание проходит с успехом, и вот уже четвероногие и пернатые обитатели фермы под предводительством свиней начинают жить по-новому — без человека-угнетателя и руководствуясь собственными, новыми заповедями, главная из которых гласит: «Все скоты равны».
И смотреть на происходящее невероятно страшно: не каждый день на твоих глазах равенство и братство плавно, почти незаметно превращаются в тиранию, окна Овертона раскрываются всё шире, а смерть становится рутинной обыденностью. Команда «Модерна» показывает нам эдакую сферическую революцию в вакууме, напоминая, к чему именно практически всегда приводят благие намерения мятежников. А ещё — сколь ужасающим инструментом является слепо верящая своим предводителям толпа.
Ты уже и сам размышляешь, а так ли неправы скоты, стремящиеся к самоценности? Может быть, максима «око за око, зуб за зуб» аксиоматична, и, действительно, животные (читай: любые восставшие) имеют право поступать с людьми так, как хозяева со своими подопечными? Но спектакль движется всё дальше, и ты наблюдаешь не только процесс оскотинивания людей, но и куда более страшное: очеловечивание животных. Ибо оказывается, что человек — куда большая скотина, нежели любое четвероногое…
«Скотный двор» — произведение из, казалось бы, несценических. Как перенести на экран всё это множество жителей фермы, как показать средствами кино их восстание, понятно каждому. А вот как подобное продемонстрировать в театре?
Грымов с лёгкостью берётся за столь нетривиальную задачу — к тому же не будем забывать, что Юрий Вячеславович — прославленный кинорежиссёр, далеко не впервые сочетающий два похожих по форме, но столь различных по сути искусства: театр и кино. Как и прежде, за световой дизайн отвечал лично постановщик — и, по давней традиции Грымова, получился у него, скорей, не сценический свет, но сценическая темнота. И на сей раз в принципе не возникает вопроса, почему сделано именно так: пятна света работают, как крупный план на экране, выхватывая из полутьмы то одного, то другого героя.
Мрак скотного двора — как физический (что логично: вряд ли кто-то будет в хлеву устраивать яркую иллюминацию), так и духовный (а там, сами понимаете, почти нет просветов) усиливается от сцены к сцене. В финале гаснут последние лучи: скотный двор раздавил своих обитателей. И даже те скоты, которые (как, выясняется, в реальности гласит заповедь) равнее прочих, стали собственными жертвами…
Пьеса Марины Сулчани, что вполне ожидаемо, расширяет текст Оруэлла: нас ждут довольно неожиданные повороты сюжета, семья фермеров-Джонсов (Денис Игнатов, Надежда Меньшова, Глеб Бор / Вильдан Фасхутдинов) станет важным элементом происходящего, предводитель животных боров Наполеон лишится своей свиты свирепых псов (здесь они ему не нужны: всё гораздо правдивей и кошмарнее, ибо доверчивая, глупая толпа и сама успешно справится с ролью охраны), а все жители фермы обретут не только впечатляющую внешность (мои аплодисменты художнику по костюмам Кате Никитиной), но и яркие, выразительные характеры.
Как узнаваемы свиньи — предводители восставших, озабоченные дележом власти вкупе с обеспеченными ей благами (Александр Колесников, Александр Сериков, Александр Борисов, Александр Мирлюнди (Жуков) / Евгений Невар)! Как понятны и знакомы все эти пёстрые, шумные, не привыкшие задумываться обыватели, идущие за тем, кто кричит громче и обещает жратву посытнее: петух с его жёнами-курицами (Роман Зубрилин, Александра Богданова, Мария Кондратова), пустоголовые красотки-овечки (Василиса Кашуба, Маина Чижевская, Кристина Левченко) и столь же недалёкая молодая кобылка (Марианна Канивец), пара коров (Жанна Чирва / Светлана Рубан, Мария Травина), белая коза (Валерия Королева), хорохорящийся индюк (Лев Смирнов), лошади-трудяги (Юрий Анпилогов, Марина Дианова)… И чуть сбоку от всех вышеперечисленных — осёл Бенджамин (Вадим Пинский), тот, кто всё понимает, но молчит… потому что сначала стоял на позиции: «Это меня не касается!» — а потом стало бесконечно страшно…
И каждый из зрителей в зале может поставить себя на место одного из персонажей. Другой вопрос, что делать этого ой как не хочется (по сути, в спектакле единственный герой, которого можно с определённой натяжкой отнести к положительным, — это, как ни странно, мистер Джонс; все прочие в той или иной мере призваны вызывать отторжение). А после спектакля ещё и всей душой надеешься, что оказаться на позиции любого из обитателей скотного двора в реальной жизни никогда не придётся. Ибо Грымов напоминает, а история вторит ему: колёса революции перемалывают всех и вся на своём пути. Особенно если бунт возглавляют свиньи…
Кошмарная сказка, которая правдивее, нежели любая быль. Кинокартинка на театральной сцене (на этот эффект, кроме вышеописанного светового дизайна и режиссёрских решений, работает и вся сценография Марии Соловьёвой и Юрия Грымова в целом). Мощнейший саундтрек, как всегда составленный постановщиком лично. Стопроцентный Оруэлл, говорящий о серьёзном языком иронии. Спектакль, который я советую увидеть всем — от подростков до пенсионеров.
И ценно, что выводы каждый может сделать свои. По-своему переложить сюжет и мораль постановки на мировую реальность, сквозь личную призму рассмотреть на сцене картины прошлого, настоящего или даже будущего…
Грымов не декларирует некие конкретные тезисы, он утверждает только одно: революция (в отличие от эволюции) — не метод развития общества. И с ним сложно не согласиться.
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.