Совсем недавно в МОГТЮЗе я смотрела «Леди совершенство». Ну, и подумала, что симпатичный театр, почему бы не познакомиться с ним поближе? Тем более, что в репертуаре имеется музыкальный спектакль «Почему бы нет?!»
Да, граждане, Год российского кино — такая штука. В честь его не только декадами не работавшие кинотеатры в разнообразных городах снова открывают, но и спектакли ставят. «Почему бы нет?!» — из этой серии.
По сути, это ревю, во время которого распевают песни из фильмов нашего детства. Сюжет довольно прост и предсказуем: в провинциальном городе Билетинске нехорошие столичные бизнесмены хотят закрыть кинотеатр «Спартак» и вместо него организовать СПА-салон. Плюс стандартный компонент типовой мелодрамы: главный герой, приехавший в город детства, чтобы проследить за ремонтными работами, встречает первую любовь. Финал, правда, чуть-чуть неожидан (тут спойлер, кто не хочет его читать, переходите к следующему абзацу): добро не побеждает зло, а эдак сливается с ним, и в Билетинске появляется новшество в виде СПА-кинотеатра.
Лучшей характеристикой постановки я считаю слова, сказанные в антракте одной из зрительниц: «Приятный спектакль». Согласна полностью. Вроде, и восторгов особых не было, но и ругать не хочется — да и не за что… почти. Однако настроение после «Почему бы нет?!» оказалось таким ударно приподнятым, и так хотелось пританцовывать, возвращаясь к метро по парку Царицыно, потому я поняла, что далеко не зря приезжала в МОГТЮЗ.
Так что, если у вас есть свободный вечерок, и вы не знаете, как его провести, а позитива хочется, то можете взять — и посмотреть «Почему бы нет?!» С другой стороны, ещё раз повторю: ничего такого новаторского и сверхъестественного в спектакле нет. И ждать от него эдакой феерии не стоит. «Приятный спектакль» — как он есть.
Здорово, что погружение в материал начинается сразу на входе в театр: в холле висит празднично светящаяся вывеска «Кинотеатр «Спартак». Люблю такие милые бонусы.
А что касается компоновки материала, то тут даже теряюсь, что сказать. Ну, да: всем нам знакомые и любимые кинопесни. Где-то они встроены в материал гармонично, где-то — «как прибили, так и держится», и, по сути, любой трек туда засовывай — разницы не будет. Впрочем, зато впоследствии при желании можно будет другие песни в канву спектакля вставлять — а вдруг да появится такое хотение?..
Сценарий же и постановка целиком и полностью выдержаны в духе, знакомом по «Леди совершенству». Я не знаю, хорошо это или плохо, когда несколько спектаклей в репертуаре театра похожи, как братья. Хотя вот Театр ЖИВ я за это хвалила, но уж больно мне их стиль по душе пришёлся. МОГТЮЗ же меня не перевернул от ушей до пяточек, как Театр ЖИВ, своим подходом к постановкам, но показал, что работают в нём профессионалы, знающие, каким, в их представлении, должен быть неплохой спектакль.
Юмор аналогичен таковому в «Леди совершенстве». Не то, чтобы «Камеди клаб» (и слава небесам, если подумать), но очень есть, где похихикать. В текст вставлены знакомые мемы — от старенького «Ты кто такой? Давай, до свиданья!» до «Денег нет, но вы держитесь» (это же вообще, считайте, на момент просмотра свежачок). Ну, и шикарная фраза-воспоминание детства про «футбол… да ну его…», которая аккурат после вылета нашей команды из чемпионата вызвала овации.
Я так понимаю, создатели не стремились к новаторству — напротив, они жаждали вызвать кучу ассоциаций с уже знакомым материалом. Те же строители-таджики, орущие: «Начальника!..» — это же герои «Нашей Раши», хотя тут их трое, а не сладкая парочка. А уж встреча старых влюблённых — в принципе классика.
Но давайте утвердимся в мысли, что «Почему бы нет?!» призван напомнить нам об общем бэкграунде в виде любимых фильмов. Он изначально обязан не поразить находками, а как бы саккумулировать идеи и ценности, знакомые нам с детства. И это у него получается ударно — пусть и финал, повторюсь (снова спойлеры, снова можно перескакивать на абзац ниже), не демонстрирует победу «хороших» над «плохими», а отражает мысль: «Хочешь жить — умей вертеться!» И, да, это тоже забавно (хотя первые ряды отлично видят висящие в районе колосников надписи «SPA» и «Кинотеатр», а потому могут сделать вывод о финале… ну, я же сделала, ага).
А ещё есть монолог главной героини в юности ближе к финалу, который ползала плакать заставил (я тоже умилилась, а девочка, что сидела правее меня, аж замучилась глаза вытирать) — а это для меня показатель. Пусть и нет ничего такого особенного в спектакле — но умудряются при этом нужные эмоции выжать. Уже за одно это я не смогла бы ругать «Почему бы нет?!», если б даже и захотела.
В общем, резюмирую: нет, это ни разу не прорыв. Но мило? Мило. Ходят люди на это дело по нескольку раз? Безусловно (слева от меня сидели мама с маленькой дочкой, которые всю дорогу тихо и аккуратно сравнивали прошлый просмотр и нынешний). Есть свои поклонники у «Почему бы нет?!» Имеются.
Всё приятно: сценарий, постановка, труппа. Один минус: пение. Да, «Леди совершенство» я ругала за частичную фонограмму. Тут же вокализировали, если мне не изменяют уши, на самом деле. Но, ёлкин корень, как это порой было… печально…
И ладно бы просто не дотягивали — но вот вокализирование мимо всех доступных нот навевало грусть сильней всего. Однако я всё равно не могу, учитывая это, ругать «Почему бы нет?!» В первую очередь это музыкальный спектакль, а не мюзикл. И пусть хочется более качественного пения, но оно сглаживается на фоне драматических моментов.
Да любой другой бы музыкальный спектакль получил бы от меня за такие дела на орехи. Но непосредственно «Почему бы нет?!» иной: в нём главное не песни, а диалоги. И потому вокальные неурядицы даже у придирчивой меня не вызвали шквала протестов.
Так вот, могу ли я рекомендовать «Почему бы нет?!» любителям мюзиклов? Ммм, с осторожностью Посмотрела бы ещё раз? ДА! Понимаете, «приятный спектакль» — это не признак безоговорочного качества. Но я уже знаю, что это такое, я осознаю свои чувства и эмоции. Мне вот приглянулось. Атмосфера постановки по душе пришлась, её искренность, радость артистов от участия в спектакле.
Короче, если б мне нужно было иллюстрировать словарь поговорок, и я бы застопорилась на высказывании «Простенько, но со вкусом», то ничего уместнее фотографии какой-либо сцены из «Почему бы нет?!» я бы не нашла. Симпатичная эта штука. Поют, да, средненько (это я мягко сейчас). Но в целом — душевно получается.
Ну, не могу я без зазрения совести призывать купить билеты на «Почему бы нет?!» Ибо я знаю, как может спектакль верёвки вить из зрителя — а тут этого нет. Данная штука — для развлечения. Такого, знаете ли, культурного и умеренного. Но — вполне успешного. Потому повторюсь под занавес отзыва: видели всё в этой жизни и хотите просто расслабиться? Идите сюда. Или же считаете, что музыкальные спектакли никому ничего не должны, кроме развлечения? Вот штуковина для вас! Тут — «приятный спектакль». Он весь таков.
Про артистов поведаю чуток. Здорово, что большую часть я уже знала и полюбила по «Леди совершенству». А один товарищ вообще относится к моим мюзикловым любимцам — и он на сцене неожиданно был… Перечислю не всех, но представьте, что каждого похвалила в чём-то.
Эльмира Диваева — Мария Чузакова в молодости. Ну, главная героиня, которая юна. Ну, в воспоминаниях. Трогательна и очкаста, но главное — лучший вокал спектакля. И «Лесной олень» (это попробуй спой), и «Зурбаган» (тут я ваще молчу) — превосходны. Ну, и плюс ко всему — тот самый трогательный, слёзовыжимающий монолог. Хорошая, рекомендую.
Андрей Бирин — Николай в молодости. Да, ещё раз повторяю: Андрей Бирин. Одна из моих самых огромадных любовей в рамках жанра мюзикла. И я ведь понятия не имела, что он участвует в «Почему бы нет?!» — а просто на сайте театра отсутствуют исполнители (да, я была в курсе, что в другом спектакле театра Андрей играет, но вот тут сюрприз был). И купила я программку за 150 рублей, и увидала в списках Бирина… и решила ждать начала спектакля. Отметок, кто играет, не было у меня в печатной продукции. Потом подошла к одной из театральных девочек, спросила её, кто сегодня участвует, она порвала на себе волосы и поменяла мне программку на аналогичную, но с отметками. А там — батюшки, Бирин!.. В общем, он был главным героем в молодости. А ещё — ансамблем. И я на полу от восторга почти валялась от живого Бирина (я же его в деле, перед концертом в «Гластонберри», только в «Продюсерах» наблюдала). Короче, граждане: если вы любите Андрея, не пропустите!
Николай в детстве — Богдан Идоленков. Шикарный ребёнок десяти лет. Играющий, поющий — в общем, здоровский. Умеет ведь МОГТЮЗ юных артистов подбирать!..
Юрий Вьюшкин — Леонтий Филиппович Покрышкин. Злобная няня в «Леди совершенство», а тут — нехороший функционер, начальник Билетинского управления по делам искусства и туризма. Смешно и выпукло. Отличный артист.
Анастасия Дворецкая — Инга Анатольевна. Ну, это жена олигарха из Москвы, который возжелал вместо кинотеатра СПА организовать. Скопище стереотипов — но без перегибов. И ведь, делая бесконечные селфи, артистка действительно фоткала себя на телефонную камеру (по крайней мере, в те разы, которые были видны мне). Этот персонаж не должен быть гадким — только забавным. И получилось отличненько.
Ефим Шифрин — голос олигарха Гремлинского. И пусть его фразы были все предзаписаны — но, да, опять Шифрин. Очередной привет от «Преступления и наказания» в Театре мюзикла (а мы, психи-маньяки, везде эти приветы видим).
Элеонора Трофимова — Мария Чузакова. Главная героиня, которую я видела в «Леди совершенстве» в роли мамы Евы и Брюса. Очень достоверная — и хорошо поющая. Переживала за неё.
Антон Афанасьев — Николай Березин. Самый-самый центровой персонаж. Знаете, он — такой холёный, румяный, откушавшийся на московских харчах товарищ, приехавший в город детства открывать вместо кинотеатра СПА-салон. И ведь шикарно Афанасьев находился посредине повествования. И, что характерно, пел, в общем и целом, нормально. Только пусть на будущее пластыри, поддерживающие микрофон, за кулисами подклеивает (а то мы на первых рядах переживаем) и кармашки вовремя заворачивает, из которых что-то доставал. Это я почему сию глупую критику написала — а потому, что, наверное, больше всех мне Антон в спектакле понравился. Ох, отличный…
Я снова задумаюсь над вопросом — а смотреть надо ли этот спектакль? Отвечу строчками из песни, которые поют три возраста Николая (в детстве, в юности и вот сейчас) — «Пуркуа па?» «Почему бы нет?!»