Давненько я не писала отзывов про «Суперзвезду» — аж полтора месяца. :) И это при том, что я с тех пор аж три раза успела посмотреть рок-оперу сию в Театре им. Моссовета — 15 ноября, а потом 5 и 20 декабря. Но, чтобы не мучить вас бесконечными текстами об одном и том же (и вообще, у меня про эту «Суперзвезду» здесь уже столько сказано, что просто и не знаю, что бы эдакого ещё сочинить), поведаю обо всём скопом.
Сразу признаюсь: я целых два года не видела в роли Иисуса Михаила Панфёрова. Он же у нас неуловимый Джо — поймай его, если сможешь, на моссоветовской сцене. А в те редкие дни, когда он играл, я традиционно оказывалась жутко занята. И вот наконец всё совпало: 5 декабря Михаил порадовал зрителей Моссовета, а я присутствовала в зале. Так что можете меня поздравить!
Но о Панфёрове — чуть позже, а пока — о «Суперзвезде» в целом.
Три спектакля — и три абсолютно разных впечатления и послевкусия. За это и люблю данную рок-оперу: смотрю её с 1994-го года, и не надоедает. Потому что она каждый раз предстаёт в несколько ином свете. Этому способствуют не только непривычные сочетания составов, но и любовь ряда артистов постоянно преподносить своих героев по-новому. Несомненные чемпионы в этой номинации — два Александра, Бобровский и Емельянов, два Валерия, Ярёменко и Сторожик, и, конечно же, Евгений Вальц.
Так вот, «Суперзвезда» от 15 ноября и 5 декабря меня традиционно порадовала. А 20 декабря случился тот самый спектакль, ради которых я и мотаюсь в Моссовет бесконечное число раз. Это когда, что называется, «всё сложилось» (в последний раз нечто подобное я испытывала в своём любимом театре под музыку Уэббера 28 октября).
И из зала я не вышла, а выпорхнула. А ведь это бесценно — когда рок-опера, которую ты знаешь и ценишь больше 20 лет, пробивает тебя насквозь с той же силой, как и в самом начале нашего знакомства.
Я не устаю повторять: для меня «Иисус Христос — суперзвезда» в Моссовете — больше, чем спектакль. Именно это явление на столичной театральной сцене (а не преувеличиваю — 26 лет жизни, год назад отыграли в 1000-й раз, а жизни в постановке гораздо больше, чем в иных новинках сезона) во многом сформировало мои музыкальные и театральные вкусы. И сегодня мы оба, я и спектакль, бодры и веселы. Не знаю, как там с изобретением машины времени, а я лично в ней оказываюсь, когда в очередной раз смотрю «Суперзвезду».
Ну да, можно с умным видом спеть привычную песню про «устарело» и «надо что-то менять». Но, ёлкин корень, а что тогда делать с бесчисленным множеством зрителей, которые впервые вот только сейчас посмотрели «Суперзвезду» и захлёбываются от восторгов (ей-ей, такие существуют — и их не счесть)?.. А я себе не изменяю, я продолжаю подслушивать, о чём разговаривает люди вокруг меня.
Безусловно, я ужасающе предвзята в данном случае, но радуюсь за спектакль, как за любимого родственника.
Не буду подробнее расписывать свои впечатления от каждого из посещений Моссовета. Делала же это уже массу раз. Просто скажу: да, случались у меня периоды в жизни, когда я могла посмотреть «Суперзвезду» раз в году и чувствовала себя прекрасно. Сейчас этот спектакль снова почему-то настолько близок моей душе, что сами видите — как на работу.
Получается, что «Иисус Христос — суперзвезда» резонировал в такт со мной и в далёкой максималистической юности — и вот теперь, когда я заметно повзрослела и смотрю на многие вещи иначе. Тогда, 20 лет назад, мой мятущийся дух был «в команде» несчастного Иуды (подростки меня поймут). Спустя годы я прониклась персонажем, которого изначально считала пресным и однообразным (да что там, малолетняя я даже ключевую арию слушала со скукой). Это я об Иисусе.
Выходит, что «Суперзвезда» — вещь вневозрастная. Бунтующая младая поросль находит в нём что-то своё, а люди постарше погружаются в абсолютно иной мир, который дарят нам артисты. Разве это не здорово?
Я прощаюсь с рок-оперой до следующего года — а вы можете купить билет на 31 декабря (если этот фокус, конечно, у вас получится — замечу, что билеты продаются только в кассе театра) и с предновогодним настроением снова впечатлиться знакомыми ариями. Вот искренне вам это советую!
А сейчас — о любимых мной артистах. Три спектакля — и три набора исполнителей ролей, представших в разных сочетаниях.
Первосвященники.
Вячеслав Бутенко, Андрей Межулис, Леонид Сенченко. Раз уж я говорю о традициях, то вот одна из них — это трио. Впечатляли меня 15 ноября и 5 декабря. Эти граждане — функционеры, и Иисус для них — просто досадная помеха, которую они устраняют так же, как и многие до неё — ну, и примерно такое же количество после. Серьёзные взрослые товарищи. Вот не в игрушки играют.
Вячеслав Бутенко, Нил Кропалов, Александр Емельянов. 20 декабря. При всём моём обожании Владимира Прокошина в качестве Кайафы осознала внезапно: вот моё любимое сочетание первосвященников. Ну да, не хватает неких фишечек и взаимоотношений, которые дарят нам все трое молодых зелёных-полосатых. Зато с Бутенко — это ж такая мощь получается!.. Да и Вячеслав Михайлович абсолютно неожиданные грани в своей роли демонстрирует при Кропалове и Емельянове. Ну, про Анну и Савла я молчу — это такие великие комбинаторы, что Остап Бендер курит в углу. Просто расслаблялась и получала удовольствие, глядя на первосвященников.
Царь Ирод.
Антон Аносов. Это 15 ноября. Нежно боготворю и аплодирую стоя за эдакого страшненького Ирода. Антон великолепен, и я готова смотреть на него бесконечно.
Андрей Смирнов. 5 и 20 декабря. Как-то так получилось, что Смирнова я не видела для себя ну ооочень давно. Соскучилась — жуть. Что можно сказать про Андрея, кроме бесчисленных воспеваний? Свои пять минут спектакля он превращает в полноценное шоу (впрочем, как и Аносов, право). Глубочайшая работа и максимум впечатлений от единственной сцены — и кратких появлений в финале. Ну, и 20 декабря Андрей ещё и именинником был. Ещё раз с днём рождения прекрасного артиста!
Симон Зилот.
Михаил Филиппов. 15 ноября и 20 декабря. Проникаюсь персонажем Филиппова всё больше. Эдакий исключительно неравнодушный Симон — и первый для меня, повторюсь, которого я понимаю от и до. Вот позавчера был даже чудеснее, чем обычно.
Олег Кузнецов. 5 декабря. А вот глядя на Олега я попросту теряю волю. Ну, это исторически так. Мне кажется, что Зилот Филиппова готов быть эдаким серым кардиналом, выставив на первый план Иисуса или Иуду. А герой Кузнецова в далёких планах мечтает занять главенствующее место лично. Ну, это моя фантазия для себя так рисует. Персонажа Олега лично я б опасалась. Фанатик — как он есть.
…а всё-таки, как здорово, что на мотоциклах в финале выезжают оба Симона (кто сей момент просмотрел, обратите внимание)… Ну, это когда два мотоцикла, конечно. :)
Понтий Пилат.
Валерий Сторожик. 15 ноября и 20 декабря. Валерий Степанович, радость моя!.. Настолько прекрасен в наши дни этот Пилат, что складываю ручки на груди и просто умиляюсь. И раз от раза — всё филигранней и филигранней. Потому и записала я Сторожика в мастера сценических импровизаций, что неизвестно заранее, каков в конкретный день будет этот персонаж. Вы б видели, с каким довольным лицом я сейчас бегу с театр, когда узнаю, что Пилатом будет Валерий Степанович. И слышали б вы тот «Сон Пилата»… Видите в составе Сторожика — срочно берите билет! А вообще вот — в составе любого спектакля. Обожаю!
Александр Бобровский. Судьба подбрасывала мне счастье в виде постоянного прелестного Сторожика — а вот наконец и наилюбимейший Бобровский. Тут я уже более двадцати лет в курсе, что двух одинаковых спектаклей не жди. Сложно найти Пилатов, столь отличных друг от друга, как Александр Алексеевич и Валерий Степанович (ну, и Александра Яцко вспомним, как же без него). И в этом самая прелесть: второй акт спектакля воспринимается абсолютно по-разному.
Мария Магдалина.
Анастасия Макеева. 15 ноября. Красивая. ОЧЕНЬ красивая!
Ирина Климова. 5 и 20 декабря. Ох уж это многострадальное 20 декабря… Изначально была заявлена Макеева, потом — Гусева, а в ночь перед спектаклем неожиданно выяснилось, что будет Климова (здоровья Екатерине — и как-то в программках нужную артистку отмечайте, что ли, а то Гусева была карандашной галочкой награждена). Вот как ни крути, а Ирину Михайловну я предпочитаю в роли Магдалины. Потому что просто верю ей. Прониклась Гусевой (а она была шикарна!), если вы помните, наконец, но всё равно на первой ступеньке пьедестала сейчас для меня Климова. И я ни разу не против. :)
Иуда.
Александр Емельянов. 15 ноября и 5 декабря. Как был, так и остаётся в наши дни моим любимым Иудой. Мастер деталей и герой страданий и проникновений в глубины. Да что там — в некоторые дни для меня снова не Иисус становится главным героем, а Иуда. И, да, роль трансформируется и видоизменяется раз от раза. Емельянова просто необходимо смотреть. Это — редкое удовольствие. (И традиционно: шикарная новая причёска!)
Валерий Ярёменко. 20 декабря. А вот я и увидела Того Самого Ярёменко, которого боготворила в младые годы! И заиграло всё — хоть стоя аплодируй. Валерий Васильевич просто дал стране угля — а я не могла от него оторвать взгляд. Восторг!!!
Иисус.
Евгений Вальц. 15 ноября и 20 декабря. Ну, что я могу сказать нового о своём любимом Иисусе? Что данное прочтение роли максимально гармонирует с моим её восприятием? Говорила уже. Что вокал — непередаваемый? Сообщала. Что никогда не знаешь, какие нюансы персонажа заиграют в конкретный день? Да позвольте ж, писала множество раз. Потому я и смотрю «Суперзвезду» в основном в те дни, когда на сцене Евгений. Ведь именно этот артист дарит мне ощущение праздника и правильности спектакля. Ну, и знаковая для меня сцена — допрос Пилата. Жду её, как ребёнок конфетку. 20 декабря (спасибо ещё и Валерию Сторожику) получилось нечто совершенно феерическое и неожиданное. Очень здорово, что в Моссовете аж три исполнителя роли Иисуса, и можно выбрать вариант, наиболее тебе близкий. Ну, со мной всё ясно. :) А какая была «Гефсимания»!.. Да и в ноябре, и в декабре, чего греха таить. Позавчера моя соседка по зрительному залу откровенно рыдала всю арию.
Михаил Панфёров. 5 декабря. Ох, сто лет не видела — а вот зря. Потому что здоровский Иисус. Интересно, что в своих ариях Михаил расставляет абсолютно иные акценты, нежели Вальц и Анохин, и я даже вздрагивала порой, слыша непривычное. Да, сей персонаж весьма холеричен, и действительно кажется, что он с самой первой сцены готовится идти на крест. А с другой стороны — почему нет? Данный товарищ всеведущ, насколько я понимаю. Ну, и, согласно древней традиции, этот артист получает в свою копилку самые длительные аплодисменты и самые многочисленные крики: «Браво!» — после «Гефсимании». Не могу сказать, что осознаю причины, просто констатирую факт. А я, знаете ли, ещё схожу Михаила-Иисуса посмотреть. Если наши графики занятости снова совпадут. :)
Никогда, вы слышите, никогда больше не буду в Моссовете снимать поклоны из первого ряда на фотоаппарат! Только на телефон! Ибо, спасибо прожекторам, такая ерунда получается, что ой. И вот вам мои телефонные фотки от 15 ноября, фотоаппаратные, но издали, от 5 декабря, и полная порнография от 20 декабря. Смотрите только первую треть, от всей души советую. :)