Эпиграф. Возможно, нехорошо хаять мюзикл, закрытие которого только-только состоялось — и которое я видела своими глазами. Но, что поделать, лучше от этого факта мюзикл не стал…
Ну, вот я и посмотрела ещё раз мюзикл «Monte Cristo» — во второй и в последний раз. Ибо это был день закрытия проекта.
Откровенно говоря, я не собиралась освежать впечатления и лицезреть МК повторно (хотя изначально не исключала этой возможности, о чём написала в первом отзыве, где делилась мнением о спектакле от 21 мая 2009 года). Но я ещё ни разу не видела своими глазами закрытие мюзикла, так что плюнула и купила билеты. Откуда такая нелюбовь к проекту? Да что вы, это я ещё нежно. После того, что с творением Дюма (гениальным, как я полагаю) вытворили сценаристы мюзикла, к ним самим граф Монте-Кристо со страшной местью прийти должен.
Да ещё и исполнение… Я остаюсь при своём мнении, что «Стейдж Энтертейнмент» умеет делать на наших сценах нормальные, адекватные постановки. И, пока в них не приглашали такое количество звёзд-медиаприманок, там и к вокалу, и к танцам, и к актёрской игре не придраться было. Труппа МК же работает по схеме, вырабатонной ещё с «Метро»: ну, полажаю, ну, недотяну, ну, в ноты не попаду, ну, вот тут фигово сыграю — всем по фиг, пипл схавает. И, что прискорбно, хавает, да. Но из-за такого подхода даже самые шикарные артисты позволяют себе нехило расслабляться и демонстрировать откровенную халтуру (я сейчас пишу общие мысли, которые не касаются конкретно финального показа МК).
Но к теме. Заранее купив билеты, мы припёрлись в зал и обнаружили, что на наши места посягают две приятные дамы. Да-да, нам с ними продали билеты на одни и те же кресла. Пришлось совершить увеселительную прогулку к администратору, где нам любезно выписали контрамарку на другие места. Радостно матюкаясь и нежно поминая мать глюканувшей системы, я отправилась на новое место дислокации. Вместо 11 ряда нам выдали 13-й («Там лучше! У вас были места сбоку, а там — самый центр!..»), что меня несказанно огорчало ровно до того момента, как я осознала, что попала в эдакое гетто для своих — по правую руку сидели актёры из второго состава МК, впереди — авторы, вокруг — прочие артисты мюзиклов (а макушку Андрея Бирина я запомнила во всех деталях, ибо он возвышался прямо передо мной — и это был первый раз, когда мне хотелось заплатить, не чтобы посмотреть на Бирина, а чтобы не видеть его). Зрители-артисты МК сильно веселили меня, потому что они ржали весь спектакль — что отдельно накаляло атмосферу в наиболее мрачные и напряжённые моменты сюжета. Я так понимаю, «зелёный спектакль» состоялся (цитирую: «Особенность «зеленого спектакля» в том, что во время действия актеры шутят друг над другом, устраивают розыгрыши»; причём, часто эти розыгрыши не видны или непонятны залу — кроме самых ярых фанатов), и кому ж как не людям, знающих МК досконально, видеть, где и как кто развлекается. Кое-что и я, грешная, поняла, но мне-то далеко не так смешно было, я ж не знаток…
Итак, как выяснилось, я далеко не всё помню из мюзикла. Да, те треки, которые попали на CD, уже намертво въелись в память. Но «текстовые шедевры», которыми герои обменивались друг с другом во время диалогов, я подзабыла. Тем страшнее был удар, и Киму сильно повезло, что меня с ним разделяло несколько кресел, а в руках у меня не было ничего тяжёлого (эти рифмы «кровь — любовь» отняли у меня пару лет жизни). К тому же, прошло аж три года с момента первого знакомства с МК, а за это время много воды утекло. Я просмотрела такое количество видеозаписей мюзиклов (по большей части — бродвейских), что если тогда, в 2009-м, либретто МК мне показалось дурацким, то сейчас я оба действия ощущала шевеление волос и понимала, что хуже этого может быть, пожалуй, только то же самое шоу, поставленное силами школьной труппы.
Бедные актёры! Их персонажи абсолютно непрописаны. Как же, наверное, сложно проживать своего героя, если авторы сделали всё, чтобы это стало невозможным… И ладно я — я хоть книгу читала. За мной сидела дама, которая, услышав, что, мол, Мерседес вышла замуж за Фернана, удивлённо поинтересовалась у соседки: «А кто такой Фернан?» И правда, ведь имя этого персонажа озвучивается впервые только после ареста Дантеса. Так это только один пример «великолепия» сценария — он весь такой. Несуразно длинная первая часть (молодость героев). Аж две лирические песни Эдмона и Мерседес (блин, они утомили целоваться — я со счёта сбилась, сколько раз они это делали), длинная невнятная свадьба… Всё это никакой пользы сюжету не несёт. А месть графа, как я уже жаловалась, превратилась в бабкины вопли на скамейке: «Проститутка! Наркоман! Вор!» В смысле, все интриги Монте-Кристо остались за кадром — нам показали лишь бал, на котором произошли разоблачения. Угу, только это всё выглядит, как будто граф все эти годы не вынашивал план мести, проводил расследования и выставлял себя «великим комбинатором», а припёрся — и давай непонятно с чего к людям приставать. Верхом бреда во втором акте звучат слова Валентины (это дочь Вильфора, который прокурор, которая невеста Альбера, который сын Мерседес и Фернана), что, мол, вор Бенедетто (который тайный сын Вильфора и Эрмины, которая в мюзикле осталась без мужа) не виноват, это всё родители его, гады, виноваты, бросили ж дитя, вот он таким и вырос. Детский лепет, мне сквозь землю провалиться в этот момент захотелось.
Что ещё в мюзикле плохо: записанная фонограмма, как оркестра, так и «подпевок» (но это, кстати, можно вытерпеть). Что хорошо: окончательно оценила великолепие декораций — вот этих конструкций, которые превращаются во что угодно, от кораблей до бальной залы. Отличная работа с формой и светом. (И, безусловно, момент со всплытием со дна моря феерично выглядит…)
И, конечно же, об исполнителях. Как сказали в конце, мы видели тот же состав, который был на премьере. Впрочем, особо выбирать не приходилось — кого поставили на закрытие, того и смотрим. Почти все артисты остались верны старой доброй традиции мазать мимо нот, и я, сама того не желая, периодически ловила себя за жгучим фейспалмом.
(30.04.2021. Дальнейшие размышления об артистах удалены напрочь, ибо сегодня они выглядят наивно и некорректно.)
Ну, вот как-то так. Я, честно говоря, рада, что МК закрылся. Безусловно, он оставил след в истории отечественного мюзикла. Но хотелось бы верить, что положительный. И «Граф Орлов», которого презентовали после поклонов, окажется лучше слепленной историей. И лучше исполненной.
А в конце был выход на сцену остальных составов, приглашение артистов из «Графа Орлова», финальная песня под «Память прежних дней» с переделанными словами… И лучший момент вечера: блестючки, разбрасываемые воздушными пушками, и шарики, падающие с потолка.
Девочки плакали, кстати. А я, вот, желчь лью.