В последнее время сольных концертов не дают только самые ленивые мюзикловые артисты. И всё же, программа Петра Маркина «Маска и душа. Посвящение Шаляпину» стоит среди всех этих мероприятий особняком. Ещё бы — не зря она в афише промаркирована как «концерт-спектакль».

Отрывки из автобиографии Фёдора Ивановича Шаляпина «Маска и душа» (как вы понимаете, именно эта книга и подарила название концерту-спектаклю), та самая «душа», своеобразная исповедь большого артиста — и большого человека. И песни из репертуара Шаляпина — где-то «маска», профессия, актёрствование, а где-то — снова она, душа, максимально открытая слушателю и бесконечно искренняя. И всё это — в сольной программе Петра Маркина. Ну, а кого же ещё? Только бас может постичь баса.

Я уже видела эту программу в момент её становления (а, может, точней сказать — зарождения?..) — полтора года назад, в доме-квартире Ермоловой, под другим названием и с совсем иным «характером». Тогда ещё ощущалось, что поиски продолжаются, и совсем скоро бриллиант обретёт необходимую огранку.

12 января сего года в Театре Луны (а если совсем точно — в зале «Маленькая Луна») я упорно и бесповоротно достигала катарсиса.

Пётр не был Шаляпиным — и это правильно (ибо таким величинам, как Маркин, не нужно растворяться в чужой личности; они могут показать её величие, особливость, уникальность сквозь призму собственного видения). Пётр дарил нам своё восприятие великого артиста, свою любовь к нему, своё понимание его сущности — и мы верили и проникались.

Увы (и я обязана, хоть и делаю это, скрепя сердце, сие отметить), в зале было, мягко говоря, небольшое количество зрителей. Понятно, что программа довольно специфична (плюс показывается не впервые), и даже самые большие фанаты Маркина могут устать и не купить билеты на очередной концерт — мол, мы передохнём, наберёмся сил, ибо всё наизусть заучили, так что пока без нас.

Но спасибо организаторам («Театрон» оказался на высоте) — запланированную ранее рассадку по рядам отправили в небытие, поставили уютные столики, предложили чаю, сладостей — и вот он вам, салонный концерт конца XIX — начала XX века. Или, может, дружеский вечер в некоей усадьбе, где все разместились в гостиной, а именитый гость, знаменитый артист, согласился выступить, исключительно из хорошего расположения, прямо вот перед нами, грешными?..

Стопроцентное погружение в атмосферу — и это незабываемо… Радостно за себя — когда ещё такое переживёшь? Больно за вокалиста и музыкантов: ну, право, друзья, программа уникальна, создана с бесконечной любовью и профессионализмом — а где толпы ликующей публики?

Впрочем, не стоит о печальном. Низкий поклон тем, кто дарил нам волшебство — самому Петру Маркину и трём прекрасным дамам, укротившим инструменты: Анне Петуховой (фортепиано), Ольге Дёминой (виолончель) и Анне Журавлёвой (альт).

Шаляпинские песни — но прозвучавшие «по-маркински». Филигранные монологи, заставлявшие похихикать, погрустить, но, главное, — подумать.

Театр — что это? Кто все эти люди, которые работаю в нём? Кому и зачем он нужен? Театр как часть истории — насколько он важен и необходим? А сама история — насколько она благосклонна к подвижникам театра? Не знаете? А мы, все те, кто был на концерте-спектакле, легко дадим ответ.

А могут ли песни Шаляпина звучать современно? Или они всегда были таковыми — вневременными, актуальными в любой момент? Если вы до сих пор сомневаетесь в ответе, то просто посетите вечер Петра Маркина.

Шаляпин писал свои мемуары почти век назад (созданы и впервые изданы они были в 1932 году). Но почему все эти слова кажутся такими актуальными сегодня? Песни Фёдора Ивановича в наши дни ни за что не стали бы хитами — но отчего они околдовывают и пронизывают до глубины души?

Философию я оставлю вам. Здесь просто резюмирую: виной всему — талантище Петра Маркина. Быть Шаляпиным, но оставаться самим собой, исполнять песни из репертуара Фёдора Ивановича, но не копировать ни звука, ни эмоции, читать его мемуары как бы «изнутри», но так, чтобы было понятно, что думает по поводу каждого отрывка конкретно артист Маркин — дорогого стоит.

И книга Шаляпина, и концерт Маркина заканчиваются мыслью: «Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь». Спасибо всем тем, кто при помощи этого тончайшего инструмента — искусства — делает нашу жизнь светлей и ярче!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.