30 лет… Вот что, в принципе, вместилось в этот срок в новейшей истории России? Считаем: два века. Две страны. Как говорят социологи, ещё и три поколения — Игрек, Зед и Альфа. Ну, всякие там дефолты, кризисы и нашествия вирусов я и не считаю (равно как и номера Айфонов, вышедших за последнее время).
Для нас главное вот что: 30 лет — это возраст рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» в Театре им. Моссовета. И пусть празднование немного отсрочилось, спасибо самоизоляции и закрытию театров (премьера спектакля состоялась, страшно представить, 12 июля 1990 года), но 24 октября все, ощущающие свою причастность к постановке, собрались в стенах театра, дабы официально поздравить «Суперзвезду».
Пять лет назад мы (как нас обзывают, «фанклуб», но, по сути, он не мы — ибо фанатство подразумевает некую общность, одержимость, безбашенность и подобные спецэффекты; мы же просто нежно любим спектакль, который для многих из нас стал значимой частью жизни, и, не являясь на постоянной основе слаженной группировкой, мы периодически объединяемся в тесный понимающий круг и думаем, как сделать любимому спектаклю хорошо… Хотя вот сейчас я голову почесала и задумалась — и почему мы после этого не фанклуб?..) готовились к тысячному показу «Суперзвезды». Тогда для нас всё было внове, ярко и волнующе (да и отзыв я писала совсем иной — смотрите сами).
Сейчас мы повзрослели, посерьёзнели (ну, не все, конечно, но многие). И потому подошли к подготовке поздравления с 30-летием с меньшим фонтаном эмоций (ибо и они структурировались и улеглись, сделавшись куда гармоничнее) — но с большим конструктивом.
Увы, я не сфотографировала все подарки труппе и администрации — просто не успела. Но вот вы оцените наши маски!.. Да, деревянная луна, которая живёт на заднике спектакля, уже успела несколько раз смениться (и слава небесам, что давно уже ушла в небытие «луна курильщика», которую будто бы рисовал пьяный Незнайка в тот момент, когда возжелал стать художником… кто видел, тот знает), а мы (по моей нескромной инициативе и вследствие банального отсутствия иных исходников) используем ту луну, которая навсегда осталась на фотографии с Магдалиной — Ладой Марис. Но она же прекрасна!.. (К слову, на моей маске и на фотке, что на пюпитре, если я не подслеповата, одна и та же луна, только маску я кверху ногами надела, чтоб кадр вышел поизящней.)
И были именные пряники, и были феерические фотокниги Сергея Абрамова, от меня, уже по традиции (два раза ж — традиция, я считаю), были плакаты-коллажи (на сей раз — со всеми-всеми артистами, игравшими в спектакле), и были те самые маски с луной… ну, и цветы, конечно!
А для зрителей — «облачка» на палочке с текстом «ИХС-30» (ой, как все радостно ими махали на поклонах). И, безусловно, наш огромный баннер, развернувший крыла с бельэтажа и демонстрировавший наши глубочайшие чувства (там, внизу, фотографии с поклонов — вот на одной из них можно на это диво посмотреть).
Вы простите, что я всё о нас да о нас. Просто к юбилейному показу готовился не только театр, но и кое-кто ещё. И вот о последних я и вещаю — ибо причастна. Жажду поделиться теплом и радостью.
А сам юбилейный спектакль… Нет, на сей раз (в отличие от «тысячника») нас предупредили заранее, что будут участвовать все составы, сменяясь, как в калейдоскопе. Здорово — праздник же!..
И было ужасно интересно гадать, кто выйдет на какую из сцен. Да, порой деление казалось странным: вот Иуды, скажем, прямо по-братски расчекрыжили спектакль на три части (а «Загробную» грянули аж все дружно — и вот вам доказательство… Я не пират, я по просьбе, но не могу же не поделиться с общественностью, да?)
С Магдалинами было сложней — почему-то Гусева «дуэтила» по большей части с Анохиным, а Климова — с Вальцем. Что там было с Иисусами, я в принципе промолчу, ибо абсолютно не понимаю, за что обделили Панфёрова (которому досталось буквально несколько не самых ярких сцен), и… а вот тут уже будет некорректно, и я заткну фонтан.
Первосвященники спектакль «разрезали» на две ровные половины — что постарше, те в первом акте, что помладше — во втором. Правда, в отличие от «тысячника» не стали мучить Сашу Емельянова (там он отдувался и за Иуду, и за первосвященника Анну), и Олег Кузнецов блистал исключительно в качестве Симона Зилота (так-то он ещё тоже Анна). Потому мы наблюдали практически бенефис Олега Отса, который (единственный — если не считать юродивого — Сергея Шандрыгина) красиво отвечал за роль единолично.
Ну, и одна из Магдалин — Анастасия Макеева — внезапно оказалась в плену Питера (спектакль там надо было играть), и потому юбилей остался без неё.
А в целом — ну, что ещё может быть праздничнее, если мы говорим о музыкальном театре, чем вот такой абсолютно сумасшедший микс? Да, подобные спектакли не стоит смотреть на новенького — а и много ли было подобных в зале? Билеты разлетелись буквально в первый день — ибо все жаждали приобщиться к заслуженному дню рождения.
И потом, уже на поклонах, на сцену поднялись те, кто участвовал в «Суперзвезде» прежде — чудесные Магдалины Лада Марис, Ольга Моховая и Татьяна Юрашевич (вы б видели, как она выглядит!.. Нет, ну, просто, феерических Марис и Моховую можно было наблюдать буквально недавно, а Юрашевич — терра ингогнита, и круто, что она пришла на юбилей), любимый многими Иисус Глеб Матвейчук, крышесносный Иуда Антон Дёров (между прочим, примчавшийся ради такого дела с «Преступления и наказания» из Театра мюзикла — и даже прогулявший там поклоны ради такого дела), похудевший до немогушек Александр Ревенко — Ирод, узнанный радостными нами ещё в фойе Савл — Михаил Шульц, львиная доля пласт-группы Владимира Аносова…
И вот то ли спектакль — то ли встреча родственников. Да ладно — и то, и другое. Случайных-то людей в театре в этот день не было.
Пусть они там говорят, что ИХС в Моссовете устарел (мы сами не тупые и не слепые, всё видим). Они просто ничего не понимают. И нет у них любви длиной в несколько десятилетий. Только пожалеть их, бедняжек, можно.
А мы возвращаемся в свою юность и снова и снова смотрим всё ещё живой и актуальный спектакль… отметивший на днях 30 лет. Да, это — своеобразный памятник эпохе. Да, это, в каком-то роде, музейный экспонат на столичной сцене. Но он дышит и заражает — а что ещё надо для счастья?..
С днём рождения, «Суперзвезда»! С юбилеем! И живи ещё долго! Ты нам нужна! (Тут меркантильное: хороших продаж! Ну, просто без этого в наши дни не просуществуешь…)
И, да. Уже в ноябре снова припрёмся смотреть! Куда ж денемся…
PS. В общем, кто как, а я теперь жду 2000-го спектакля. Тут личный интерес: Сам Андрей Смирнов после «тысячника», то бишь пять лет назад, обещал, что на этом показе я сыграю Магдалину. Ну… я за язык не тянула! :)
Так что уж как хотите — даёшь 2000 «Суперзвёзд»! Минимум!