Чуть больше года назад в КЦ ЗИЛ в рамках фестиваля “Рекреация” был презентован мюзикл «Леонард и Сюзанна» — вещь максимально камерная, ведь она не только создаётся силами всего двух артистов (плюс бэнд, что особенно ценно), но и повествует о чём-то совершенно потаённом, сокрытом от глаз окружающих, абсолютно интимном. Да что таить — речь в мюзикле идёт о любви.
А на днях «Леонард и Сюзанна» совершил камбэк — на сей раз в малом зале клуба Glastonberry нам показали версию концертную. И признаюсь: до ЗИЛа я не дошла. А вот в «Гластонберри» побывала. И честно скажу: материал спектакля вполне позволяет ему существовать в таком пространстве и прочтении.
Нет, я не о том, что режиссёр мюзиклу в принципе не нужен, давайте всегда вот так показываться. Но и в концертном варианте история получилась цельной, понятной и весьма трогательной.
Итак, двое: Иван Коряковский и Эльмира Диваева. И их персонажи: сам Леонард Коэн и Сюзанна Вердаль — танцовщица, подруга, возлюбленная и муза Коэна, которой он посвятил свой первый громкий хит Suzanne.
Да, я не очень люблю подобные спектакли — которые сфокусированы на чувствах безо всяких изощрений и «размениваний» на прочие темы. И я осознаю, что драматург Дана Жанэ во многом опиралась на интервью Сюзанны Вердаль, которое она дала в 1998 году, и в котором рассказала о своих отношениях с Коэном, об истории написания песни и о своём ко всему этому отношении.
Да что там — либретто мюзикла, в принципе, пошагово цитирует это интервью… Это отнюдь не критика, наоборот — кивок в сторону щепетильности подхода к истории Леонарда и Сюзанны и тщательности воссоздания картины прошлого.
Другое дело, что лично мой внутренний скептик утверждает, что Сюзанна, вполне возможно, и вспоминала былое с трепетом и сожалениями, а вот для Коэна, с его женщинами, жёнами и детьми, всё давно покрылось тленом. И романтический финал мюзикла не имеет к реальности никакого отношения.
Но какая, право, разница? Мы же говорим о произведении — театральном, художественном, музыкальном… И пусть оно и основано на биографиях двух людей, но не обязано добуквенно воспроизводить их.
К тому же авторы и не ставят перед собой такую задачу, как мне кажется. Они задаются вопросом: а что было бы, если бы всё сложилось иначе? Может ли любовь длиться всю жизнь? И зачем сами люди рушат её?
В общем, если тема «сложных чувств», взаимоотношений, самокопаний, близости и расставания — ваше, то не пропустите следующие показы «Леонарда и Сюзанны», где и в каком бы виде их ни анонсировали.
Искренность — вот что буквально захлестнёт вас. Иван и Эльмира, как мне видится, всей душой любят своих героев и материал, а потому вы погружаетесь в настоящую маленькую жизнь, которая проходит на ваших глазах.
Плюс — весьма симпатичная (если позволите так выразиться) музыка Александра Марголина. И здесь снова всё о них — о чувствах. Песни, в которых герои пытаются понять друг друга, самих себя, любовь, как таковую… Многим актуально, я считаю.
И самые главные компоненты: чудесный дуэт артистов, замечательные музыканты, вера всей команды в своё дело… Да, не забываем, что у нас на дворе творится: «частные театральные лавочки», спасибо ковиду, попрятались и весьма робко поднимают головы. А тут — «Леонард и Сюзанна», которые напомнили нам всем, что они живы. И как персонажи спектакля, и как реальные исторические личности (знаем же: люди живут, пока о них помнят).
Так что низкий поклон за стремление творить и продвигать своё детище в массы, несмотря ни на что. Героический поступок, как ни крути.
И повторюсь: увидите в будущем анонсы мюзикла — посмотрите его. Он этого заслуживает. Однозначно.