Прежде в своих отзывах я истово хвалила Николая Коляду — ещё бы, я ведь писала о прекраснейших спектаклях «Горе от ума» и «Раскольников» (а про «Уроки сердца», которые тоже ведь смотрела, гордо промолчала). Теперь я в печали — мне предстоит написать про спектакль «Играет дурочка на дудочке», а тут всё отнюдь не столь радужно.
Капелька экспозиции: 25 и 26 мая, театральный центр «На Страстном», театральный же марафон «Ты чё, с Урала?» — и два театра под руководством Николая Коляды: «Коляда-Театр» из Екатеринбурга и «Театр Новых Пьес» из Москвы.
Так вот, премьеру спектакля «Играет дурочка на дудочке» столичной публике показывал «Театр Новых Пьес». Это полуторачасовое действо без антракта состоит из двух пьес Николая Коляды: «Масакра» (написана год назад) и «Дудочка» (датирована 2003-м годом).
Тут интересно, что «Дудочка» — в принципе, при той же режиссуре и сценографии — идёт в самом «Коляда-Театре», и там является половиной спектакля «Между небом и землёй жаворонок вьётся…» Судя по фотографиям (а так же отзывам людей, видевшим обе «Дудочки»), спектакль перенесён на московские подмостки почти без изменений — хотя определённые поправки на суть и сущность занятых в постановке артистов были сделаны.
Ох, как же прекрасен Коляда, когда он творит чудеса с классическими произведениями! Он искрит, салютует и сверкает всеми возможными гранями.
А тут — современная уральская драматургия. Больше того — авторства самого Коляды.
И… как будто другой режиссёр над спектаклем работал. Ничего сверхъестественного: всё чётко, точно и максимально натуралистично. Нет-нет — да промелькнут «привычные» нежданчики от Коляды. И, как ни крути, а наблюдать за происходящим ну очень интересно.
Но это ж две большие разницы: Коляда, «издевающийся» (и делающий это непревзойдённо!) над классикой, и Коляда, знакомящий зрителей с пьесами наших дней.
Вот это — не критика. Тут я просто пытаюсь объяснить, что, посмотрев, скажем, то же «Горе от ума», не стоит ожидать аналогичного сумасшествия, придя на «Уроки сердца» или «Играет дурочка на дудочке».
Коляда — амбассадор современной уральской драматургии (в частности — своей). И он позволяет ей проявить себя максимально выпукло в своих спектаклях. Ему не требуются какие-то там «режиссёрские находки», он выкладывает два козыря: шикарных актёров и авторский текст.
И вот тут я пасую. Дело в том, что я (а вот считайте меня узколобой, сколько хотите) искренне считаю, что стандартная схема (в смысле, завязка-кульминация-развязка) жила, жива и будет жить. Обе пьесы, которые вошли в спектакль «Играет дурочка на дудочке», не таковы. Они — линейны. Они — без особого развития событий. Если «Дудочка» ещё как-то позволяет нащупать кульминацию и развязку, то «Масакра» («Это когда полный финиш. Нет перевода на русский. Резня, конец, финиш, триндец, пропасть, провал, жесть, адище, капец, блин…») рыхла и расшатана донельзя. И — без какого-либо внятного финала.
Опять же, я отдаю себе отчёт, что сам автор явно знает, что он хотел сказать зрителям, и почему построил пьесы именно так. Но мне — не видно. Мне — скучно. И неинтересно.
Знаете, я смотрела пьесы Коляды в версии сторонних режиссёров (не могу не вспомнить милейшие «Две комедии о любви» почившего в бозе Театра ЖИВ). И вот там постановщики позволяли себе быть «большим Колядой» (в смысле, хулиганили и играли с формой и смыслом), чем сам Коляда в своих спектаклях. И оно — играло. Работало.
«Играет дурочка на дудочке» — это две странных истории без внятной логики и точки. И вот хочется «того самого Коляды» — а не положено. Печаль…
Тут ещё, кажется, мой диплом психолога, кучу лет бесполезно лежащий в шкафу, захлопал крыльями и семафорит: нет, ребят, подобных диалогов в реальной жизни быть не могло. А и правда. Вот «Масакра»: люди, мужчина и женщина, расстаются, а беседа такая, как будто они за чашкой чая сидят, расслабленно. Ой, она ж ещё ближе к финалу вспомнила, что беременна — какая мелочь, право слово (ведь не придумала, судя по тому, что в конце живот руками гладила, да?). А потом ещё и взывала к мужчине, которому она будет нужна, наконец (да при расставании каждая — и каждый! — будет до последнего надеяться, что сие неверное существо одумается и вернётся; а жаждать новой любви начнёт только позже, после, пережив и переварив разрыв). Не разговаривают так люди (он-то ладно, он — парень-фейерверк, а она?) в подобной ситуации.
А «Дудочка»? В вашу квартиру вломился не пойми кто, а вы слушаете внимательно его бредни (хотя у вас так-то планы, скоро гости придут, и вообще недавно мама умерла) и не гоните взашей? Да-да, так оно и бывает, угу…
Нет, согласна, в тексте обеих пьес есть небольшие оправдания происходящему: в «Масакре» она вещает, пока он, вроде как, складирует в сумки вещи и занят этим важным делом, а в «Дудочке» то парень — хозяин квартиры — намекнёт, что, мол, продолжай, мне смешно слушать, то гость его (странный человек!), заметит, что я тут разглагольствую, ибо не гонишь ты меня… Но сами монологи-диалоги настолько неправдоподобны, многословны и неестественны, что плакать хочется на протяжение всего спектакля.
В общем, да простит меня Коляда, может, и есть зритель для подобного, но сия стрела пролетела мимо меня. Хоть я и старалась всей душой проникнуться.
А плюсы — они тоже имеются. И главный — отличная работа актёров спектакля. Их всего трое. В «Масакре» — чувственная и тонкая Наталья Яськова. В «Дудочке» — наделённый куда меньшим объёмом текста и значением в целом, но абсолютно милейший Роман Максимов.
И, конечно же, главный герой обеих пьес (как сказал сам Коляда, мы наблюдали его бенефис), Сергей Мухин. Пусть и было нечто общее в обоих его персонажах, но какие ж они были классные!..
Так что вывод будет таков. Хотите шикарной актёрской игры и странных до непонимания современных пьес? Тогда вам вот сюда!
Хотя… А вот кто знает — может, это мне подобные произведения для театра неблизки, а вам они — как родные зайдут?
В любом случае, «Играет дурочка на дудочке» — отличный повод посмотреть, как нынешние драматурги (особенно такие весомые, как Николай Коляда) пытаются рвать шаблоны и создавать нечто своё. Помнится, в мастеров начала прошлого века тоже пальцами тыкали и обсмеивали, почём зря. А они творили историю и поворачивали отечественный театр на новые рельсы.
Коляда, несомненно, ищет для театрального искусства новый путь. Когда-то — успешно. А иногда… Но эту веху нельзя упускать. Ведь потом, наверняка, вы сможете рассказывать внукам у уютного камина: «А я, малыш, смотрел спектакли Николая Коляды, когда они ещё не стали мейнстримом…»