Я уже не единожды признавалась в любви к «Театру ЖИВ». На сей раз мне выпало счастье познакомиться с ещё одной его ипостасью: детской студией при театре. Мы посмотрели работу старшей группы — спектакль «Оскар и Розовая Дама. Письма к Богу».
Когда я ехала в театр, я готовилась делать скидку на возраст актёров. Нет, я, конечно же, не думала, что мне покажут нечто вроде школьного утренника, ибо слишком люблю «Театр ЖИВ» в том числе и за его перфекционизм. И уж тем более я не могу сомневаться в том, что маленькие артисты могут дать значительную фору взрослым, поскольку много раз имела счастье убедиться в этом.
Но есть среди меня правило: ожидай меньшего, и не придётся так уж сильно разочаровываться. И кто бы знал, что лучше бы я предвкушала шедевр. Ибо не пришлось бы потом два дня существовать с перевёрнутой душой…
Но я по порядку.
Значит, смотрите. «Оскар и Розовая Дама» — крайне сложная и тяжёлая история. Она, если здраво рассудить, даже не про смерть, а про жизнь. Про то, как прожить её полно и правильно. И неважно, сколько времени тебе на это отмерено — десятилетия или 12 дней.
И как перед постановщиком, так и перед актёрами стоит архисложная задача: нужно провести жизнь и умереть на сцене, вложить в публику осознание ценности существования — вне зависимости ни от каких факторов.
А ещё «Оскар и Розовая Дама» — про любовь. Общечеловеческую, мужчины к женщине, человека к Богу и всему миру… Наконец, про любовь к себе. И к той же жизни.
Разве могут такую ношу поднять дети, спросите вы? А я теперь знаю. Не просто могут — это, наверное, наиболее правильная трактовка всей истории.
Всего пять артистов, на ком-то большая смысловая нагрузка, на других — меньшая. Но все работают на единый результат — да какой!.. И что самое поразительное, юные актёры не смотрятся детьми, играющими роли взрослых (это я про Розовую Даму и доктора Дюссельдорфа). Данная постановка исключительно гармонична, и в ней только так и надо.
Мы видим всё происходящее сквозь призму восприятия десятилетнего Оскара, а в его мире и доктор, и бабушка Роза — те же дети, только прожившие чуть больше. Не зря же он предлагает усыновить Розовую Даму — для него всё логично.
Мы даже не понимаем, что из увиденного нами — объективная реальность, а что — фантазии Оскара. Ведь мы, по сути, читаем его письма к Богу. А значит, остаёмся целиком и полностью в реальности мальчика — в той, какую он нарисовал себе. И пойди угадай, сама Розовая Дама — это действительно живой человек или же «воображаемый друг», рождённый фантазией Оскара. Да, финал всё расставляет на свои места, но и он не даёт ответ на простой вопрос: насколько бабушка Роза в реальной жизни соответствовала фантастическому и феерическому персонажу из писем Оскара.
Я понятия не имею, как юные актёры смогли не только вместить в себя тяжелейшие и сложнейшие идеи, заложенные в сценарии, но и максимально мощно донести их до зала. Конечно, тут, как я понимаю, стоит поклониться постановщику спектакля — Денису Сорокотягину. Ну, а кто ещё мог бы так ударно поработать с труппой и привести её к пониманию тончайших нюансов пьесы?
Прожить смерть сложно в любом возрасте. А уж в детском… И чтобы спектакль оставлял ощущение света и тепла — это сложнейшая задача. И ребята ударно с ней справились.
Полтора часа с антрактом пролетели, как один миг. Это был тот случай, когда хотелось, чтобы спектакль не заканчивался. И от того, что он был действительно замечательным, и потому, что жаждалось обойтись без финала…
Ох, как же мы рыдали… Я, собственно, вообще люблю всплакнуть в театре, но чтобы вот так, почти навзрыд, совершенно искренне и даже не желая останавливать слёзы… Ползала сидело и вытирало глаза. Остальные крепились, но хлюпали носами.
И именно вот за это состояние катарсиса я бесконечно ценю «Оскара и Розовую Даму» от ребят. Да, эти слова могут быть сколь угодно громкими, но я же помню свои чувства и ощущения.
Итак, что мы имеем в итоге. Интереснейшая постановка, за которой было бесконечно любопытно наблюдать. Спектакль состоял из кирпичиков-дней, а точней — из страниц писем Оскара, которые перелистывались перед нашими глазами одна за другой. И я обожаю спектакли, в которых, при всей трагичности сюжета, находится место для смешного. Ну, как в жизни.
Поясню. Я видела постановки, которые существовали по принципу: «Раз в финале все умрут, то всю дорогу будем ходить с мрачными лицами и страшно косить глазом. И всё равно, что там написал автор!» (К слову, именно за это я не терпеть ненавижу мрачный и тёмный фильм «Убить дракона», ведь пьеса Шварца хоть и страшна, но наполнена гениальным юмором.)
А вот «Оскар и Розовая Дама» в этом смысле настолько правдив, что снова поражаешься, как смогли юные артисты существовать в данных обстоятельствах и ни разу не ошибиться ни в одной эмоции, ни в одной мысли.
Я считаю, что мы наблюдали однозначную режиссёрскую удачу. С другой стороны, мы видели уже столько талантов Дениса Сорокотягина, что постановочный вполне удачно лёг в общую канву. Наши аплодисменты.
Ну, и актёры… Знаете, всем рекомендую посмотреть на их работу и самоотдачу. Екатерина Кириллова (шикарнейшая, ну просто шикарнейшая Розовая Дама), Алиса Телегина (тонкая и звенящая Пегги Блу), Андрей Соколов (добавившие в общую картину ярких красок Попкорн и Копченое сало) и Тимофей Скидан-Босин (любимец малолетней публики доктор Дюссельдорф) — превосходный ансамбль. Умные и вполне сложившиеся артисты, как по мне.
И, конечно, ОН. Оскар — Никита Полистовский. Если бы я вздумала сейчас вручить приз за лучшую актёрскую работу сезона, притащила бы его Никите. И, нет, не потому, что ребёнок на сцене умиляет и вызывает ожидаемое ми-ми-ми. Это каждый сможет. А вот прожить 12 последних дней Оскара так, как сделал этот мальчик — это поступок. Огромный талант и полное единение со сценой. Никита шокировал меня своей гармоничностью и достоверностью. Нет, это не был ребёнок в заданных обстоятельствах — он сделал то, что недоступно многим актёрам даже после получения диплома и многих лет работы в театре. И, нет, я не преувеличиваю. Я это видела, слышала и пропустила сквозь себя. И я очень рада, что у меня был этот опыт.
Да, по секрету. Никита был единственным среди огромного количества юных актёров, коих я наблюдала за последние годы, которому ни на секунду не помешали собственные руки!.. Если вы понимаете, о чём я…
Мне очень хочется, чтобы спектакль жил. Он нужен — и взрослым, и маленьким зрителям.
Знаете, ругать — оно легко. Пишешь себе, отводишь душу, развлекаешься. А хвалить — бесконечно сложно. Как клещами вытаскиваешь из себя подходящие выражения и эпитеты — и постоянно оглядываешься, не наплела ли ерунды. А вот этот отзыв я творила с лёгкой душой. Мне было удивительно просто — потому что слишком сильны впечатления. И слишком хотелось ими поделиться.
Так вот. Увидите в афише «Оскара и Розовую Даму» — бегите в «Театр ЖИВ». Я, понятное дело, первая в очереди, а вы — сразу за мной. И детей ведите. Обязательно. Им — даже полезней.