Признаюсь честно: ещё вчера я не знала ну ничегошеньки о театре миниатюр «Камин». Да что там — я и сейчас толком не в курсе, что это за коллектив, и чем он живёт. Ну, могу подсказать адрес группы ВКонтакте. И, по сути, всё.
Ах да: кроме того, что я видела спектакль «Я вернусь» на Поклонной горе в День Победы.
Главное резюме дня такое: пожалуй, это было самое правильное отмечание такой даты. Без излишнего пафоса, правдиво, тонко, душевно — и со слезами на глазах. Ну да, я к финалу расплакалась, и, честное слово, было от чего.
Цитирую: «Письма, в которых живёт история. Театр миниатюр представляет спектакль «Я вернусь». Это история матери, потерявшей сына на войне. Два письма и похоронка составили всю ее оставшуюся жизнь. Каждый вечер женщина их читала, а, когда ослепла, повторяла наизусть. Спектакль не о войне, он о непреходящих ценностях — о Любви, о Семье, о силе и важности наших привязанностей».
Я искала первоисточники пьесы и неожиданно для себя обнаружила, что основная канва — та, в которой существуют основные герои повествования, — это пронзительный и вынимающий душу рассказ Бориса Васильева «Экспонат №…» А перемежается он письмами с войны, которые пишут друг другу совершенно различные люди — что вполне гармонично и понятно. Мы же помним, что матери остались от сына только они — письма. Так что они, почитай, а не люди, главные герои.
И Гугл Всемогущий дал мне ответ, откуда взялись послания сии. Он познакомил меня с пьесой «Город раненых» авторства Владимира Бобора (а, между прочим, так зовут одного из актёров театра «Камин»). Схема там похожая: есть действие, прерываемое письмами. Суть, правда, совсем иная.
Ну, что сказать… Правильно. Получилось так, как мы, русские люди, любим. Чтоб по всем струнам души сыграло. Чтоб раскатало в эдакий блинчик. Чтоб хотелось картузом со всего размаха об пол и: «Да что ж вы?! Да как же?! Да… ээээх!..»
«Я вернусь» — эдакое театральное крещендо. Начинается почти ровно и спокойно, но чем дальше, тем сильней нерв, тем больше щиплет глаза и хочется остановить артистов да попросить, чтобы всё закончилось хорошо. Хотя куда уж…
Эта история и о войне — и не о войне. Она — о людях. Об отношениях. О любви. О потерях. Об утратах. О том, что важно ценить каждый момент нахождения с близкими. Ведь кто знает, как оно может повернуться…
Я готова ударно хвалить спектакль театра «Камин», ибо он действительно хорош. И мил (этот термин я применила к «Я вернусь» и труппе сразу же по окончанию действа — и сейчас полностью с ним согласна). Вот пусть нет особых открытий, но тут тот случай, когда из простых решений вырастает достойный результат.
Я, пожалуй, не готова бегать на этот спектакль еженедельно, но здорово, что я видела его, что познакомилась с ещё одним театральным коллективом, и что (а это — самое ценное) вдоволь напереживалась. А мне ж только дай…
Постановка Андрея Гвоздкова максимально минималистична (а это вы можете увидеть даже по моим телефонным фотографиям). Но тут — так верно. Ну да, кое-какие моменты я бы подрихтовала (те, которые цепляли глаз и сердце своей какой-то любительской неуместностью, пусть и было их не слишком много), но вы меня не слушайте, я ж не режиссёр.
Труппа, очень молодая и симпатичная, от всей души старается. И справляется ведь с не самой простой задачей — донести чувства и переживания персонажей через письма. А ещё — говорить о смерти…
Одна беда — пастор Шлаг совершенно не умеет ходить на лыжах… В смысле, как минимум половина ребят — непоющая. А вокализировать приходится. Плюс: песни выбраны такие, что можно их не пропевать, а декларировать. Минус: отнюдь не всегда это спасает.
Для финальной вещи ведущий голос был записан на фонограмму — и сразу впечатление иное. Может, стоит все остальные треки обработать так же? Понимаю, хотите вживую. Тогда ищите вокалистов, которые могут просто выходить — и вести за собой остальную труппу, но даже не участвовать в сюжете.
Я бы не придиралась (хотя о чём я — чтоб я да не придиралась?..), но именно вокал просто транспарант вывешивает поперёк задника: «Мы — любители!» А оно вам надо?..
В общем, вывод. «Я вернусь» — это снова о войне, но чуть-чуть под иным углом. Это не так, чтобы с лоскуты рвало, но мне вот понравилось. А за слёзы, которые ну никак нельзя было сдержать, отдельный респект. Ну, и вообще: надо ж расширять горизонты! Есть и такой театр. И, знаете что? Послежу-ка я за ним и за его афишей!..