Вот что я люблю — так это погружаться в историю. Сейчас этим с удовольствием и займусь. А перенесу я вас в самый конец прошлого века — именно тогда два друга-композитора, Евгений Лапейко и Владимир Калле, один из Одессы, другой — из Питера, сочинили рок-оперу «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Самым примечательным был тот факт, что в основе произведения лежал оригинальный стихотворный текст Пушкина, а своё детище авторы именовали не иначе как «первой в мире детской рок-оперой».
В 1999 году состоялась премьера «Мёртвой царевны» в санкт-петербургском театре «Рок-опера», и, судя по всему, по сей день спектакль числится в его репертуаре. В «родном доме» Лапейко — Одесском театре музыкальной комедии — если не ошибаюсь, сказку так и не поставили (хотя такие мечты роились во многих головах). А вообще, рок-опера периодически «всплывает» в каких-то городах (скажем, в Уфе).
А вот лет 5 назад создать современную версию «Мёртвой царевны» задумал Руслан Герасименко (в те далёкие времена уже режиссёр и продюсер, но ещё не из Creative lab STAIRWAY, которой пока и на свете не было). Руслан предложил создать актуальные аранжировки музыки Лапейко (по какой-то причине фамилия Калле изначально отсутствует во всех текстах, посвящённых «нашей» «Мёртвой царевне», и ответ на эту загадку я найти так и не сумела) артисту, певцу и музыканту Сергею Смолину.
Работа началась, но постепенно всякая активность сошла на нет, а Герасименко, как мы все знаем, успешно занялся иными проектами… Но вдруг год назад «Мёртвая царевна» снова внезапно ожила!
Была получена лицензия на музыкальный материал, собран поистине звёздный состав артистов, и стартовал краудфандинг на запись студийной версии рок-оперы… а если получится — то и на концепт-концерт. Впрочем, это уже новейшая история «Мёртвой царевны», и вы, возможно, с ней отлично знакомы.
О чудо! Необходимая сумма в 500000 рублей была собрана буквально за три дня. Вскоре достигли и отметки в миллион — той самой, которая являлась гарантом подготовки концертной версии. Иными словами, «Мёртвая царевна» — это рок-опера, созданная буквально руками поклонников как жанра в целом, так и занятых в записи альбома артистов. Ну, и, конечно, лично Сергея Смолина, который теперь является музыкальным руководителем проекта.
В самом конце мая года нынешнего «доноры» получили вожделенный лот — аудио «Мёртвой царевны». Чуть позже альбом появился на всех цифровых площадках, и сейчас его может приобрести любой желающий. Осталась «мелочь» — дождаться концерта-презентации.
И вот свершилось! 13 ноября вожделенное мероприятие состоялось в клубе «Москва»!
Я не буду сетовать ни на внушительную задержку как открытия дверей «Москвы», так и начала мероприятия, ни на длиннющую очередь перед входом, ни на пронизывающий ветер, ни на черепашью скорость работы гардероба, которая, в итоге, и стала основной причиной растянувшегося на 45 минут процесса запуска зрителей в клуб. В конце концов, причины запоздалого саунд-чека вполне понятны (организаторы писали у себя в соцсетях о том, что световой пульт отказался читать сохранённую на флешке партитуру, и её пришлось заводить в него руками с нуля практически на бегу), а справились с проблемой ударно. Тут, сами понимаете, скрестили копья фактор человеческий, «клубный» (а бороться с традициями и законами площадки — дело бесполезное) и судьба-злодейка.
Но два момента отмечу сразу. Первый — звук. Конечно, «Москва» — это пространство громкое и мощное в этом плане. Только вот получить действительно то, что задумывалось, можно, стоя исключительно у барной стойки — да ещё и в центральной части её. Если сдвинуться вперёд или в сторону — то пиши пропало. Вместо сбалансированного микса уши терзают барабаны и басы, а голоса вокалистов практически пропадают за рёвом инструментов.
Это снова претензия не к организаторам, а к клубу. Я-то «закрепила» за собой точку у бара и наслаждалась (а я люблю, когда громко и рóково!), а люди в танцевальном партере и, тем паче, на диванчиках по бокам, думается, страдали. Так что, коли направите стопы в «Москву», учтите вышесказанное.
Второй момент — сам формат вечера. Да, конечно, ребята вдарили такого рока, что ой. И концерты этого жанра как раз и подразумевают прыжки, танцы, слэм, веселье и угар. Никаких тебе стульчиков — не в консерватории, чай! Расслабляйся, давай! (Я промолчу уже о том, что «стоячка» позволяет вместить в зал куда больше народу, чем сидячий вариант — а это счастье организатора… Конечно, в том случае, если билеты активно покупаются — вот как в ситуации «Мёртвой царевны».)
Только пусть и в концертной версии, но нам презентовали спектакль. А его воспринимать в подобной обстановке нереально сложно — особенно при условии, что приходится изображать кенгуру, чтобы хоть что-то увидеть над головами впереди стоящей толпы.
Но правила игры были предложены — деваться некуда, пришлось как-то подстраиваться. К тому же, имелось и второе отделение — чистой воды концерт, в рамках которого все участвующие артисты спели, как мне видится, то, что их душенька пожелала. От «на каждом уважающем концерте должна звучать эта песня» Feeling Good до «Короля и Шута» (как знали, как для меня специально в программу вставили!). Плюс заставка «Утиных историй» и немного мюзиклов. И… прочее… И всё это — в стиле «рок».
Второй частью вечера лично меня купили полностью — я напрочь забыла обо всех неурядицах и вопросах к организаторам и проекту и просто получала удовольствие. Пусть что-то было недорепетировано, пусть где-то подзабылся текст, пусть что-то ещё стряслось — вообще без разницы. Это был истинный панк-рок (даже не по стилистике всех исполненных песен, а по внутреннему наполнению), а он позволяет практически что угодно. Главное — чтобы было от души и для неё же. Честно, искренне и мощно. Вот как 13 ноября в «Москве»!..
А теперь перейдём к главной героине нашего повествования (а вы, что, решили, что я рассказала о финальной части вечера — и пропущу самое вкусное?). К «Мёртвой царевне».
Увы, презентация наглядно продемонстрировала основной минус этого материала: его малую длительность. Как ни старайся, больше часа из текста Пушкина и музыки Лапейко не выжмешь (и зачем нужно было «прикручивать» странный и необъяснимый финал в стиле «Елисей умер — его спасает Царевна; видали, мы всё наоборот перевернули?!» — я не объясню, даже если год размышлять буду).
А значит, существовать, как самоценное произведение, себя окупающее и кому-то интересное, «Мёртвая царевна» может только на подмостках репертуарного театра (привет, «Рок-опера»). В любом ином случае (да ещё если есть желание сохранить нынешний бомбический каст) придётся совмещать показ рок-оперы или с концертной программой (как на сей раз — но не надоест ли?..), или с какой-то другой, столь же краткой историей (а вот это было бы любопытно).
Но что же мы увидели и услышали? А вот здесь я могу только понимающе поаплодировать: новая трактовка музыкального материала позволила ему звучать свежо и цепляюще. Добавлю, что музыка Лапейко довольно сложна и временами далековато отходит от привычной «куплетно-припевной» формы. Потому работать с ней нужно куда тоньше и вдумчивей, чем с иным материалом. Аранжировки были хороши на аудиоальбоме, круто они звучали и вживую.
Тем более, что на сцене присутствовал замечательный бэнд, своим драйвом и профессионализмом за долю секунды превращающий ярых скептиков в горячих поклонников проекта.
И, да, всё это тоже был чистой воды панк-рок — но такой, знаете ли, театральный. Хулиганство и задор — мол, эдакой «Мёртвой царевны» вы ещё не видели!..
Похвалю использование проекционного экрана — он сделал все картины спектакля объёмными и живыми (только вот не нужно больше шутить, размещая надписи в стиле: «А был бы солд-аут — тут была бы картинка…» — это не слишком корректно по отношению к зрителям, находящимся в клубе, которые билеты-то купили). Шикарное решение с зеркалом — непонятное, но зрелищное (на это же и был расчёт, верно?).
И тот пунктир режиссуры, который пронизывал действо — как же я такое обожаю!.. Понятно, что версия — концертная, потому сложных мизансцен (да ещё и на микроскопической сцене «Москвы») ожидать не стоило. Но все эти точечные гэги, находки, выверты — это же прелесть какая-то!
Снова погрущу, что сидя было бы куда сподручнее впитывать происходящее. Но я издревле неровно дышу к подобному баловству, потому невозбранно кайфовала.
Поделюсь мыслями об артистах. Их было много, они — немалые величины на мюзикловой сцене и… почти всем им было практически нечего делать в рамках «Мёртвой царевны». Ну, так кажется с первого взгляда. А на деле…
Человек, хоть раз прослушавший альбом, пришёл бы к закономерному выводу, что как Пушкин сочинил — так всё и сохранено любовно. Есть у кого-то полторы строчки текста — новый внезапно не появится. А значит, твой кумир (буде ему такая роль досталась) минуту тебя порадует — и хорош.
И здесь претензии можно предъявлять исключительно к Александру Сергеевичу. Ну, что поделать, не предусмотрело наше всё, что в 2021-м будут рок-оперу по его сказке ставить. Так что смиримся.
Ценно, что никто не обманывал ничьих ожиданий: альбом — в свободном доступе, включи да оцени, у кого какая партия. Тут даже наоборот получилось: потенциальные зрители, затаив дыхание, ждали объявление состава участников концерта: а появятся ли в «Москве» те монстры жанра, которые записывались в студии?
И самое главное, пожалуй, желание публики было удовлетворено: все три стихии, Солнце — Кирилл Немоляев, Месяц — Евгений Егоров и Ветер — Пётр Елфимов (собственно, рекордсмены по самому короткому времени пребывания на сцене… а в данном случае — на балконе), повторили свои партии вживую. И если есть харизма и талант — то, знаете ли, вообще неважно, сколько строф тебе выделено.
Сюда же приплюсуем крошечную роль Царицы — Елены Мининой, которая родила дочь да умерла. Чуть более объёмного персонажа Царя — Андрея Бирина. Малюсенькую, но невероятно яркую и феерическую роль Чернавки — Агаты Вавиловой.
«Мёртвая царевна» — это когда ни одного «проходного» героя. Я понятия не имею, как эти прекрасные люди смогли вместить в минуты и даже секунды нахождения на сцене столько всего «вкусного» — но наблюдать за ними было сплошным удовольствием.
Далее — «шестеро смелых», богатыри (седьмой, увы, до зрителей не добрался — Роман Графов из-за задержки презентации был вынужден покинуть клуб и отправиться на съёмки; с одной стороны — печаль, с другой — можно было оценить, как мастерски побороли и этот форс-мажор). Алексей Толстокоров, Евгений Шириков, Ив Набиев, Сергей Веселов, Ростислав Колпаков и Ярослав Баярунас. Очень круто вокально, очень красиво внешне, очень смешно актёрски.
Скоморохи — Эмиль Салес и Андрей Сунцов (выбранный, между прочим, по результатам народного голосования). Вот эта парочка заменила артистов, записывавших данные партии в студии (одним из оных был, кстати, Баярунас, а он пока раздваиваться не научился, как я понимаю, потому в «Москве» наличествовал, но в числе богатырей), и кто бы был против? Весело, живо — да ещё и с некоторым количеством трюков.
Елисей — сам Сергей Смолин. Ну, тут можно углубиться в подтексты — именно королевичу здорово изменили музыкальный материал, позволив ему повзрослеть, пройдя путь от разудалой попсы до пронзительного рока. По факту — симпатичный такой Елисей, которому зачем-то смазали финальную часть роли (я всё ещё плююсь ядом в «умершего королевича» — ну зря же, зря).
Дарья Январина — Царевна молодая. Которая всех милей, всех румяней и белей. Премило, трогательно, где нужно — смешно (вот вы знали, что Дарья крайне органична в комедии? Я — да, но пусть и вы будете в курсе). Очень хорошо со всех ракурсов.
Здесь пусть будет балет. Он же — танцующий ансамбль. Их было четверо, они картинку украшали, но… Издалека я этих ребят толком не могла разглядеть — в чёрных костюмах на тёмном фоне. Так что просто отмечу ответственный подход к подготовке — на такую миниатюрную сцену не только героев вывести, но и ансамбль… Похвально.
И закончу перечисление артистов ей. Великой и ужасной Верой Зудиной. Ну, это вторая жена Царя — которая ведьма. У которой то самое зеркальце было. Друзья мои, говорить о Вере можно только в превосходной степени. Мне думается, что именно она создала в итоге процентов 80 впечатления от «Мёртвой царевны». Это была филигранная работа, и если все остальные где-то внутри всё же помнили, что творят в рамках концертной презентации (и, да, они делали это здорово и правильно), то Зудина взяла — и создала большую роль.
Что будет дальше с «Мёртвой царевной» — пока сложно предугадать. Первоначальное любопытство публики удовлетворено, пойдёт ли она повторно на то же самое — не знаю.
Сама сказка сложилась и удалась. Но как её встроить в театральную бытность (тем паче — ковидную), пусть создатели решают. Искренне надеюсь, что они найдут верное решение, ибо будущего рок-опера заслуживает однозначно. Буду держать кулачки.
…а завершился вечер крышесносной песней «Вот и лето прошло» от Немоляева (той самой, которая звучит под риффы «Раммштайна»). И это был верный финал. Было жарко на сцене, огненно в зале, и все в один голос восклицали: «Только-только-только этого мало!»
Да. Мало. Нам, старым панкам, подавай ещё! И вы учтите, что мы ещё и театралы! Вот и на нашей улице праздник случился!