Про этот спектакль я, откровенно говоря, вообще не писала бы. Но раз обещала — выскажусь эдак тезисно.

Итак, муздрама (не мюзикл, не подумайте) «Маяковский». Громкая премьера начала прошлого сезона. Бесспорный хит «Ленкома». И… шоу, оставившее меня в полном раздрае чувств и эмоций. Хотя, впрочем, что так случится, я подозревала заранее.

Я уже буквально недавно писала, что Алексей Франдетти — великий мистификатор. Он рождает один за другим спектакли, вызывающие у публики восторги и в воздух чепчики бросания, но, если повнимательнее вглядеться в каждую из постановок, становится понятно, что внутри-то — звенящая пустота… Такой была «Весёлая вдова» в Театре оперетты, мало чем отличалось «Обыкновенное чудо» в питерском ТЮЗе им. Брянцева. Но «Маяковский» на полкорпуса обошёл своих собратьев, ибо он успешнее всех притворяется театральным шедевром, будучи при этом максимально ненаполненным.

Значит, смотрите. Сценография лаконична — как я люблю (художник-постановщик — Вячеслав Окунев). Мостик над сценой да лестница-путешественница, перемещаемая в нужные точки. (Да, я понимаю, что вся сцена одета в глобальную тёмную декорацию, но она является исключительно фоном, как бы полотном для проекции, а не самоценной единицей.) Главное выразительное средство — свет, и он прекрасен! Право, если б меня посадили на два с половиной часа (а ровно столько длится постановка) просто в тишине смотреть на результаты труда художника по свету Ивана Виноградова, я была бы довольна. (Вот, может, мне этим и стоило ограничиться?)

Хороши костюмы Анастасии Пугашкиной и Екатерины Гутковской — стильные, неординарные, сочетающие в себе историчность и современность. Радует хореография Ирины Кашубы. И в целом картинка — ну нечто невероятное ж!.. Вот вам первый фокус, вводящий почтеннейшую публику в заблуждение: «Маяковский» смотрится столь впечатляюще, что яркая, ошеломляющая «внешность» успешно скрывает отсутствие чего-либо за душой.

Артисты. По большей части — состоящие в труппе «Ленкома» (и это прекрасно — нежно люблю, когда драмтеатр, создавая мюзикл, стремится справиться своими силами, а не скидывает всё на плечи «резидентов»). Драматически к ним у меня претензий нет и быть не может — с доверенным им текстом они справляются так, как будто проживают на самом деле качественную пьесу. Отдельно упомяну Игоря Коняхина — право слово, шикарный Маяковский. А ещё — танцора Кирилла Русина, воплощающего бессловесного персонажа под кодовым названием «Талант» (и, да, сцена «убийства таланта» была феерична — вот это, определённо, удача).

Не знаю, зачем нужно было всех женщин Маяковского, кроме Лили Брик (она рыжеволосая) делать одинаковыми с лица неразличимыми блондинками. Вроде бы, поэт заслуживает того, чтобы его показали более разборчивым в дамах человеком, любящим не за красивое лицо, а за душу. Главная беда здесь в том, что сердечные горести Владимира Владимировича не цепляют зрителей — ну, проносится перед нами, как в калейдоскопе, череда одинаковых баб, и что? Впрочем, мы плавно подошли к следующей невзгоде муздрамы.

И это либретто. Ника Симонова просто взяла и пересказала ряд событий из жизни Маяковского — толком не связывая их между собой, не стараясь сделать так, чтобы последующее вытекало из предыдущего, не ведя чёткую линию от начала к концу, не озаботясь кульминацией сюжета… Ну, и поставив ожидаемую точку, которая, правда, вообще неясно как образовалась.

Возьмём, к примеру, городской мюзикл «Маяковский», который погулял-погулял — да вернулся на сцену Театра Луны (теперь — Театра на Малой Ордынке). Да, там всё просто, недорого (в отличие от), коротенечко — но ведь понятно, логично и душещипательно! Смысл-то тот же абсолютно, что в и «Ленкоме» (да и как может быть иначе, если мы говорим о биографическом спектакле). Но сценарно всё ясно: сюжет развивается поступательно, эмоциональный накал всё сильней, и выстрел из пистолета кажется неизбежным, мы осознаём, как и почему к такому концу пришёл поэт.

У Франдетти же не так: сказать точно, почему Маяковский нажал на курок, исходя из показанного на сцене, невозможно. И вот второй фокус Алексея Борисовича: скрывать смысловую пустоту за контекстом. Ну, мы же все знаем, да, чем всё закончилось в реальности? Потому изначально, с момента открытия занавеса воспринимаем происходящее через эдакую воображаемую трагическую призму. Мы сами вкладываем в действо смысл, сами заполняем сюжетные и, главное, эмоционально-чувственные лакуны, сами придумываем ценность того, что нам показывают… А потом сами же рассказываем, какой шедеврище создал режиссёр со товарищи.

Понятно, что провернуть эдакий трюк без определённого таланта не получится, и очень редко у зрителей получается разгадать хитрость постановщика-престидижитатора: публика расходится по домам, искренне веря в иллюзию ценности и насыщенности спектакля. А мне вот мало внешнего, и я люблю вылавливать суть из постановки, а не рождать её самостоятельно. Потому мы с «Маяковским» и не сошлись характерами…

Ну, и последнее — важнейшее. Музыка. И её, и тексты песен написал Василий Вакуленко (Баста), а соавторами его выступили аж шесть человек (Николай Сарабьянов, Геннадий Коваленко, Роман Романов, Алексей Трегубов, Екатерина Бурдаева и Геннадий Фарафонов). Песен (сольных, дуэтных, массовых) в спектакле много, и почти все они вызывали у меня желание оторвать собственные уши, дабы не мучиться. Ну, потому что многие артисты совсем не умеют ходить на лыжах не в ладах с предложенной им стилистикой рэпа и хип-хопа. И воспринимать их вокал (или речитатив) физически больно.

Я понимаю, что музрук (и тут это не абы кто, а Армен Погосян, а вокальным супервайзером и хормейстером в программке, соответственно, значатся Мария Кац и Ирина Мусаэлян) и без того выполнял сложнейшую задачу: стремился к «вытаскиванию» сценического вокала из драматических артистов. Учить их органично существовать в мире хип-хопа пришлось бы по сей день, полагаю.

Но ладно, то мелочи. Сама музыка — третий фокус, не менее профессионально выполненный, чем остальные. Да, в полотно спектакля вплетены несколько крутых, как ни крути, мелодий. И они перетягивают внимание на себя — ты помнишь только их, не обращая внимания на кучу музыкальных номеров, состоящих из начитывания рэпа под однообразный бит. (Впрочем, это как раз трюк общеизвестный: часто в мюзикле один-два хита так ударно перетягивают одеяло на себя, что всё шоу слывёт шедевральным, «Призрак Оперы» не даст соврать.)

И вполне нормально, что в постановку вошли проверенные временем хиты Басты. Плохо, что они не склеиваются с прочим материалом — особенно в те моменты, когда исполняются от имени Маяковского (ибо на фоне реальных строк Владимира Владимировича слушаются странно и неуместно). А порой, что самое страшное, спорят со смыслом происходящего. Тут самый яркий пример — закрывающая песня, «Сансара». Ну, помните?

Когда меня не станет, я буду петь голосами
Моих детей и голосами их детей.
Нас просто меняют местами,
Таков закон Сансары — круговорот людей.

А ведь нам только что сообщали о трагедии Лили Брик, которая лишилась возможности стать матерью. И дочь Маяковского от Элли Джонс упомянута еле-еле — уж она точно для сюжета неважна. Нет никаких отсылок к детям героев (хоть каких), нет размышлений о грядущем… Но финалочка, всем известная, призывающая подпевать, говорящая о правильном, опять обманывает зал: мы не осознаём, что песня никак не связана с тем, что мы только что видели, не имеет к «Маяковскому» никакого отношения. Но нам от неё хорошо! Потому мы рады обманываться.

В моей голове не складываются воедино хип-хоп и Маяковский — ибо вот эта «культура улиц» в наших реалиях чаще символизирует роскошную жизнь, золотые цепи и прочие всяческие злоупотребления. Никаких протестных ноток я в хип-хопе не вижу, но вы на меня не обращайте внимания — тут моё мнение вторично, я вообще иные жанры ценю, а в данном — профан.

Главный плюс спектакля (лично для меня) — музыканты, прячущиеся в окошке, находящемся в правой части партера, где-то в районе 2-3 рядов. Вот я как раз сидела рядышком, в самые сложные времена поворачивала голову — и следила за инструменталистами (горестно было только во время тех номеров, которые идут под минусовую фонограмму; такие имеются, и тут у меня вопросов нет — сэмплы не сыграешь на гитаре). Если б не они, пережить происходящее мне было куда труднее…

В целом, я рада, что своими глазами увидела «Маяковского» (а то как это — все смотрели, а я нет). Тут тот уникальный случай, когда я ровнёхонько что ожидала, то и получила (видимо, могу смело называть себя знатоком творчества Алексея Борисовича). И это печально. Я же ещё помню того Франдетти, молодого, начинающего, искреннего, не припасшего фигу в кармане, а создающего постановки, остающиеся в сердечке навсегда (эх, где она, скажем, та «История любви»?..). Вот как бы колесо Сансары так повернуть, чтобы он вернулся, а?..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.