Постановки для детей — моя отдельная слабость. Я чту заветы Наталии Ильиничны Сац, «матери детских театров мира», которая была уверена, что спектакль должен в первую очередь развивать и воспитывать маленьких зрителей, а не просто развлекать их. А главная его задача — познакомить ребят с волшебным миром театра и влюбить их в это чудо.
Я нисколько не сомневаюсь, что если бы Наталья Ильинична увидела недавнюю премьеру Московского театра мюзикла — спектакль «Мамонтёнок» — она констатировала бы, что современный музыкальный театр идёт по правильному пути. А я просто скажу, что «Мамонтёнок» — пожалуй, лучший из виденных мной мюзиклов для малышей от 3 до 5 лет.
Невероятно яркая, праздничная, феерично красивая картинка. Бомбические костюмы (кто-то скажет, что Светлану Чазову вдохновил мюзикл «Король лев» — так почему бы и нет; в данном случае это комплимент работе художника по костюмам). Королевский грим (Марина Дьякова всегда учитывает особенности лиц артистов, и в итоге каждый персонаж выглядит восхитительно). Шикарная труппа театра. Симпатичная и уместная режиссура Валерия Маркина, классная хореография Никиты Белякова, а в роли вишенки на торте — цирковые элементы, над которыми потрудился Андрей Кольцов. Профессионально. Качественно. От души.
И во главе всего этого великолепия — песни. Мелодии, которые мы знаем и любим с детства. То, ради чего стоит прийти на мюзикл и взрослым — поумиляетесь от души, гарантирую. Шаинский, Крылатов, Гладков, Минков, Каллош, Шандор, Чичков, Быстряков, Буржоа, Фиртич (о да, я особенно радовалась теме из «Айболита» — «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите в Африку гулять»; и пусть она звучит «фоном», без вокала, но как аранжирована!..)… «Умка», «Голубой щенок», «Как львёнок и черепаха пели песню», «Приключения Мюнхгаузена», «По дороге с облаками», «Осторожно, обезьянки», «Катерок» (кстати, у истории есть чёткая географическая привязка — африканский островок Чунга-Чанга), «38 попугаев», «Трям! Здравствуйте», фильмы «Мама» и «Новые приключения Дони и Микки», конечно же, мультик «Мама для мамонтёнка» — вот «первоисточники» песен для мюзикла. И если у вас не ёкнуло сердечко, вы явно воспитывались в иной культурной среде, нежели я.
Единственное — пьеса Лилии Шайхитдиновой может у взрослого и серьёзного зрителя вызвать ряд вопросов. Она крайне линейна, не изобилует событиями и хитросплетениями сюжета. По факту, всю дорогу Мамонтёнок (что ожидаемо) ищет маму. За это время успевает обрести друзей, победить врага и намотать на ус несколько важных идей. Только всё это столь незамысловато (а местами даже алогично), что зрители старше семи лет пожмут плечами и заведут речь о законах драматургии.
Я даже так скажу: если вдуматься, «Мамонтёнок» больше похож на ревю, а не на полноценный спектакль. Часть песен «как прибили, так и держится» (вот хотелось включить их в постановку — так получите), смётана пьеса местами на крайне живую нить, и пусть в итоге всё выливается в цельную историю, но глубину в ней найти сложно.
А вот теперь я предлагаю вспомнить азы возрастной психологии (всё же, не зря у меня диплом хранится в недрах шкафа). Внимание у начинающей публики ещё совсем коротенькое. Малышам сложно долго воспринимать что-то одно — им необходимо переключаться. «Мамонтёнок» же создан по всем научным законам: спели песню -> немного поговорили -> спели ещё песню -> вывели новых героев -> пару минут поговорили с ними — > новая песня -> и далее по этой схеме.
То бишь мало того, что длительность постановки весьма комфортна для дошколят (каждый из двух актов — примерно по 35 минут; но даже мне, взрослой, не показалось, что этого мало, столь насыщен спектакль), так ещё и компоновка материала не позволяет ребятишкам утомиться и заскучать. Просто в учебники нужно заносить столь грамотный подход!
Сейчас имеется масса спектаклей из серии «и нашим, и вашим» — то есть, тех, которые рассчитаны и на детей, и на родителей. Но постановок непосредственно для крошек — единицы. А они-то важнее и нужнее для ребят. Да, сделать их качественно нереально сложно. Тем ценней бриллианты, порой рождающиеся на сцене.
«Мамонтёнок» — из таковых. Ибо бывает «простота» примитивная, а бывает — грамотная. Мюзикл чётко метит в свою целевую аудиторию, а уж детишки, поверьте мне, в полном восторге. И я их прекрасно понимаю.
Я это всё расписала исключительно для тех зрителей, которые взирают на «Мамонтёнка» с высоты прожитых лет и критикуют его, как ту «Войну и мир». Не нужно. Вам спектакль дарит праздник. А вот вашим детям — максимум театральных эмоций.
И умные, такие важные мысли: дружба — особенная ценность, и предавать друга нельзя. А ещё — даже если мы разные, это не значит, что кто-то из нас хуже, а кто-то — лучше. Можно добавить и идею о ценности семьи, и размышления о том, что если к чему-то всеми силами стремишься, то добьёшься желаемой цели (ведь Мамонтёнок-то нашёл себе маму)… Вот вам и воспитательная сторона мюзикла — причём, поданная так правильно, что спектакль не выглядит простеньким слащавым рассказиком.
Не забыты и «классические элементы» малышковых постановок (интерактив — прямое общение с публикой, перекидывание мячами и частые прогулки артистов по зрительному залу). И здесь тоже — поразительно! — не кажется, что ты попал в некий детский сад. Просто за дело взялись профессионалы.
А ещё одна удача спектакля, несомненно, это крутая труппа. Здесь есть и молодые артисты, впервые сотрудничающие с Театром мюзикла, но отчасти знакомые зрителям по другим проектам. И, конечно, же, «монстры жанра», превращающие каждый проект со своим участием в шедевр.
Молодёжь развлекается, хулиганит и получает удовольствие, демонстрируя превосходные вокальные, актёрские, танцевальные и даже цирковые навыки (как сказали мне в холле театра: «Да они же сами, как дети!») «Старшее поколение» отрывается не хуже юных коллег, давая понять, что большой артист остаётся таковым в любых условиях. Я имею в виду, что привыкнув к «серьёзным ролям», бывает сложно переключиться на «баловство», необходимое в спектаклях для детей. Так вот, эти — могут.
Чуть больше бы реакции на выкрики детей из зала (пока в этом плане чемпион Крокодил — Константин Иванов; он и обратную связь активно давал, и при этом не превратил свои диалоги с залом в клоунаду, ограничившись необходимыми репликами) — и будет совсем здорово. Но это нарабатывается со временем. А то странно и обидно, когда детишки стараются донести мысль до персонажа, а от него — ноль эмоций. Ты хоть рукой махни, мол, не до вас сейчас (ну, раз уж в соседних сценах режиссёром предусмотрен прямой диалог с залом). Но это стандартная болезнь детских спектаклей, поставленных во «взрослых» театрах. Главное — её преодолеть.
И какие же все волшебные! И семья обезьянок, и трио жирафов (их номер, как ни странно, впечатлил меня сильнее всего), и экспрессивный Попугай, и экс-звезда Черепаха, и Слониха с сыном, и птички-циркачки, и Страусиха, жаждущая быть идеальной матерью, и её Страусёнок, и Львёнок, и Лемур (которого юные зрители массово сочли кошечкой), и мудрый Удав, и жестокий Крокодил с приспешницами-лягушками… И милый, трогательный Мамонтёнок, конечно же. Да все, как один, прекрасны! Я даже не перечисляю артистов пофамильно, ибо в гриме без должного навыка вы их всё равно не опознаете, а оба состава замечательны безо всяких экивоков.
Так что, коли у вас дома бегает чудо от трёх до пяти лет (в принципе, можно и младшеклассников привести, но это вы сами размышляйте), то не теряйтесь — берите его в охапку и поезжайте в Театр мюзикла. И себя порадуете, и ребёнку покажете, что такое хороший музыкальный театр — да ещё и заточенный под возраст малыша.
«Мамонтёнок» — это идеальный детский мюзикл для самых маленьких. Впрочем, и для взрослых, согбенных под гнётом будней, тоже. Одна тонкость: отключите в себе критика и просто впитывайте радость.
У меня получилось. И я счастлива!