Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением,
ничего не стоит раздвинуть помещение
до желательных пределов. Скажу вам более,
уважаемая госпожа, до чёрт знает каких пределов!
М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
Дислоцируешься в некоем необычном и интересном пространстве? Организуй в нём иммерсивный спектакль! Без шуток — нравится мне эта тенденция. В завершающемся театральном сезоне я уже побывала в «Закулисье в театре без кулис» — то бишь, на чудеснейшей «театрализованной экскурсии» по уникальному зданию «Школы драматического искусства». Чуть раньше Сергей Аронин взрастил «Цветочки зла» в «Модерне», открыв взорам публики изнанку этого театра. А сколько всего я даже и не видела — страшно представить!..
Ничего удивительного, что и музей-театр «Булгаковский дом» презентовал свой иммерсивный спектакль-променад, дав ему многозначительное название «Пятое измерение» и посвятив непосредственно Михаилу Афанасьевичу.
В имени постановки сокрыта не только цитата из бессмертного романа «Мастера и Маргарита», но и намёки на то, что ждёт зрителей в стенах «Булгаковского дома». Готовьтесь: вы погрузитесь сразу в несколько измерений, слитых воедино в одном пространстве. Которое, как завещал Коровьев, кажется практически бесконечным и способным с лёгкостью вместить в себя всю вселенную Булгакова.
Впрочем, считайте измерения сами. Вы пройдётесь по интерьерам «Булгаковского дома» — как по театральной его части, так и по музейной. Конечно же, заглянете в потайные уголки, а завершите свой путь, стоя на сцене и глядя в зал, в котором разместились артисты — вполне по-булгаковски, согласитесь?
Вы посетите мини-экскурсию, в рамках которой узнаете о жизни писателя, о трёх его жёнах — «от Бога, от народа и от дьявола», о губительном пристрастии к морфию, о приезде в Москву, о вселении в дом 10 по Садовой улице — тот самый, в котором вы и находитесь. Правда, как нам разъяснили, непосредственно в интерьерах, ныне занятых музеем-театром, размещалось тогдашнее домоуправление, а жил писатель в коммунальной квартире N 50 на 4 этаже, ставшей прообразом «нехорошей квартиры» из «Мастера и Маргариты».
И, конечно же, вы погрузитесь в творчество Булгакова. Услышите о создании некоторых произведений, о прототипах персонажей книг, о событиях, подтолкнувших писателя к тому или иному сочинению… Не переживайте: всё действо длится примерно полтора часа, и «экскурсионный» его компонент весьма компактен, интересен и театрален.
Ещё бы: вашим гидом станет Филипп Хитров — режиссёр спектакля и исполнитель роли Булгакова. Кстати, нельзя не отметить сходство Хитрова с прототипом (особенно это видно во время первой сцены — отрывке из «Записок юного врача», когда постоянно смотришь на Филиппа и портрет Михаила Афанасьевича, висящий на стене).
Так мы с вами плавно подошли к ещё одному, самому яркому и зрелищному измерению: «переселению» зрителей в мир Булгакова, практически перенос во времени (но не в пространстве) на сотню лет назад.
Как Азазелло соткался из знойного воздуха перед Берлиозом, перед вами воплотятся персонажи Михаила Афанасьевича. В предбаннике «Независимого театра» суровая Поликсена Васильевна будет распоряжаться контрамарками, а экзальтированная артистка Пряхина не сможет заполнить анкету — всё, как было в «Театральном романе».
Товарищ Коротков из «Дьяволиады» постоит с вами в одной очереди туда, куда «без доклада не входить».
В коридоре коммунальной квартиры же жизнь будет бить ключом, а интриги закрутятся с удвоенной силой. Здесь попрощается с женой инженер Тимофеев, спрячет доллары в уборной незадачливый Никанор Иванович Босой, выправит нужную справку эффектная Зоя Денисовна Пельц… А вот профессора Преображенского непременно нужно уплотнить, дабы он один не занимал столь обширную площадь! (Я думаю, нет нужды перечислять названия сочинений?)
Булгаков частенько описывал так хорошо знакомый ему коммунальный быт, высмеивая его в самых разных своих произведениях. Потому в крошечном узком пространстве и столкнулись герои сразу нескольких книг — и сосуществуют они крайне гармонично.
Но я умоляю: зритель, вставай вдоль стены! Если ты вольготно разместишься посреди коридорчика, то собрат твой, оказавшийся за твоей широкой спиной, будет воспринимать лишь аудиовариант большей части сцены сей. Будь чуток, не порти другим спектакль! Впрочем, это же касается и остальных локаций, но в чуть меньшей степени. (Хотя, я так думаю, эта проблема — из числа премьерных; в будущем и артисты, и службы театра могут просить особенно «выдающихся» зрителей занять нужное положение — благо, иммерсивный формат это позволяет.)
Как бы то ни было, коммуналка в «Пятом измерении» — исключительно живая, настоящая и бурлящая. Шикарный момент, рекомендую.
Потом будет театральный буфет, работница которого, щедро угостив всех присутствующих абрикосовой (и, между прочим, совершенно не тёплой), поведает о страшном происшествии на Патриарших.
Не обойдётся и без знакомства с МАССОЛИТовцами — в «Грибоедове», конечно. Ресторанный дым, чад и кутёж не прервёт даже гибель Миши Берлиоза. Да, он умер. «Но мы-то ведь живы!»
И ворвётся в этот праздник жизни поэт Бездомный со свечой в руке, и остановят его шествие дьявольские силы, и окунёмся мы в темноту — чтобы потом из неё выйти на свет. И будет «огонь, с которого всё началось и которым мы всё заканчиваем».
Ах да, явит свой светлый лик самый настоящий кот Бегемот. Реальный, с лапами и хвостом. Он живёт в «Доме Булгакова» и впечатляет размерами и статью.
Я, каюсь, немного наспойлерила — но старалась избегать упоминания о главном, просто перечисляя (да и не особенно подробно) основные вехи спектакля-променада. Ибо очень хотелось вас заинтересовать — но не раскрыть всех секретов, дабы не лишить радости от «Пятого измерения», буде вы намеритесь купить билет.
«Пятое измерение» — душевное пиршество для фанатов Михаила Афанасьевича (вроде меня). Это постановка, воплощающая суть и атмосферу Булгакова. Это собрание сочинений писателя в миниатюре, но здесь не банально «пересказывают тексты», а как бы «встраивают» публику в действие, происходящее «здесь и сейчас».
Проходя по комнатам и коридорам, мы подглядываем за персонажами, окунаясь в один день столетней давности. Ну, а что он ещё и определённой долей мистики наполнен — за это спасибо автору.
Низкий поклон режиссёру. Огромный талант — при помощи довольно простых выразительных средств добиться столь мощного результата. Спектакль красив и (что для меня главное) бесконечно честен. Видно, что все причастные искренне любят творчество Булгакова и с пиететом относятся к самому автору.
В «Пятом измерении» работают артисты Ольга Козырева, Екатерина Миронова, Матвей Афремов, Арина Суровцева, Андрей Шиляев, Мария Улановская, Руслан Наимхонов, Мария Деркачёва и Михаил Сенькин. Хотя это неправильное слово — «работают». Молодая труппа действительно оживляет своих героев, держа в уме их прошлое и будущее и создавая объёмнейших, стопроцентно булгаковских персонажей, будто бы сошедших со страниц книг.
И, да, эти ребята умеют существовать в иммерсивной постановке. Постоянный контакт с публикой (иногда тактильный, чаще — зрительный), вовлечение в происходящее (я вот побыла недолго «племянницей Манюшкой», которой никто не запрещал ставить самовары), приглашение к сопричастию — и зрители верили артистам и, конечно же, ощущали себя неотъемлемым элементом действа.
А значит, «Пятое измерение» сложилось. Спектакль-променад удался, и я без всяких сомнений советую вам его посетить. Впечатлит, обещаю!
Двойная премьера (в смысле, два показа давали) состоялась 20 июля в рамках фестиваля «Новое Прочтение. Классика на все времена». В грядущем сезоне «Пятое изменение» войдёт в репертуар «Булгаковского дома», так что следите за афишей!
Если хочется, чтобы в жизни было хоть на капельку больше света, следуйте за персонажами «Пятого измерения». Они знают верный путь!