Слушайте, друзья, вот тут тот случай, когда я вообще не понимаю, что произошло. Театр армии — мощнейшая штука. Павел Сафонов — один из моих любимейших режиссёров. «Капитанская дочка» — далеко не самое занудное (мягко говоря) произведение, которое было трактовано на сцене уже столько раз, что только всплеснуть руками от восторга. А — не срослось. И опять я буду разбираться, почему столь многообещающая премьера, скажем так, не вызвала у меня, грешной шквала восторгов… Ну, приступим.
Павел Сафонов обладает умением нетривиально и вдумчиво, с отменным тактом и шикарным чувством юмора подходить к самому разнообразному материалу — от, например, «Самоубийцы» Эрдмана (ягодки моего сердца; и я не понимаю решение руководства Театра Вахтангова снять этот спектакль с репертуара и рыдаю во весь голос) до танцевально-вокального фольклорного Островского в «Русской песне». Вот и в ЦАТРА я ожидала чего-то подобного.
Сразу признаюсь: именно оно и получилось. Что-то подобное (скажем, красиво падающий снег и актёрские манипуляции с ним я вот только-только наблюдала в вышеупомянутой «Русской песне» — в спектакле «Бедность не порок»; а теперь та же картина, те же приёмы — в «Капитанской дочке»). Почерк постановщика отлично узнаваем, красота происходящего завораживает (но поразительно: несмотря на то, что Островского оформлял Максим Обрезков, а сценографом премьеры Театра армии стал Дмитрий Разумов, кажется, что декорации создал один и тот же человек — атмосферно они невероятно похожи… на мой скромный взгляд)… Только в «Капитанской дочке» я вижу не только фирменную стилистику режиссёра, а ещё и набор самоповторов, печально разбавляющих свежие и смелые решения.
Впрочем, и с этим можно было бы прекрасно сосуществовать (будто бы мы не знаем постановщиков, которые как сели в одни сани, так в них и едут, — и результат поистине того стоит), если б не основная проблема (становящаяся, кажется, главной болезнью массы свеженьких спектаклей): желание охватить необъятное, вместить в постановку если не весь авторский текст, то львиную его долю.
А ведь совсем недавно я смотрела «Капитанскую дочку» в Малом. И, сидя в кресле Театра армии, всей душой жаждала вернуться на Большую Ордынку: вот там — всё по уму. Возрастное ограничение — 12+, и инсценировка, лаконичная, чёткая, охватывающая ключевые моменты и нежно отставившая в сторону иные — важные, но необязательные, учитывает возрастные особенности подростков, не позволяя им заскучать и отвлечься от действия. Плюс режиссура Станислава Сошникова мила и интересна. В общем, чистый рафинад — и для взрослой публики в том числе.
В ЦАТРА «Капитанская дочка» тоже заявлена, как 12+. Но ни один подросток не доживёт даже до антракта. Не скрою, и опытной мне казалось, что спектакль длится бесконечно, а не столь матёрый театрал в лучшем случае уснёт, в худшем — покинет зрительный зал прямо посреди действия.
Режиссёр сделал необычный шаг: ввёл в действие Гринёва в солидном возрасте (Николай Козак), который и погружает нас в собственное прошлое, являясь эдаким нарратором. И потому мы слышим много Пушкина — не только диалоги персонажей, но и, скажем так, ремарки от автора, что значительно удлиняет постановку, но самое плохое — дублирует то, что продемонстрировали артисты своей игрой. Нет, право, коли мне захочется посмаковать строки Александра Сергеевича, я почитаю или послушаю книгу. А здесь я и так вижу, что почувствовал молодой Гринёв (Максим Чиков / Дмитрий Ломакин) в тот или иной момент, зачем озвучивать это голосом?
Скорей бы уже, что ли, прошла мода на подобный подход к инсценированию прозы — в конце концов, никто не Марина Брусникина, кроме Марины Брусникиной (которая умеет филигранно подавать литературный оригинал вообще без купюр). В основном же вкрапление в постановку «описательного» авторского текста становится излишним, а не дополняющим общую картину. И пусть Николай Козак всецело прекрасен, пусть он добавляет новую грань в знакомую со школьной скамьи историю (кстати, лично я не считала бы, что Маша к моменту повествования «в настоящем» ушла в иной мир, и пожилой Гринёв — вдовец, не озвучь этот факт режиссёр во время пресс-подхода), но его нарраторство растягивает и без того подробный и детальнейший пересказ романа Пушкина до невиданного тайминга.
Приплюсуйте сюда в целом неспешный темп повествования — и, в принципе, вы уже представляете себе «Капитанскую дочку» Театра армии. Хотя есть ещё один спорный момент: трактовка персонажей. Нет, я понимаю, что Гринёв-старший (как герой Козака обозначен в программке) озирает описанные Александром Сергеевичем события как бы с высоты собственного возраста, и он, такой поживший и умудрённый, относится ко всему (в том числе и к людям, оказавшимся на его жизненном пути) с долей светлой иронии.
Потому, наверное, в столь странном ключе решены костюмы Евгении Панфиловой: белоснежные рубахи, штаны и платья (по факту — нижнее, исподнее бельё) с красными, «кровавыми» и зачастую утрированными акцентами. Душевное ли это оголение персонажей или же срыв с них Гринёвым-старшим покровов — решайте сами. (А игривые «шортики» Пугачёва во втором акте — это, конечно, прелесть.)
Но в таких нарядах вполне гармоничны персонажи Сафонова — полуклоуны-полутрагики, то ли маски, то ли люди. И, казалось бы, тоже интереснейшая задумка — только «выверта» из неё должного нет. Вот имеется полностью комичный капитан Миронов (Андрей Кайков / Роман Радов) — хоть в цирке ковёрным выпускай. И происходи с этим героем должная, мощная трансформация во время сцены боя (а она, как я понимаю, задумывалась, но… не случилась), спектакль разом обрёл бы должную глубину и вес.
Или, скажем, отец Гринёва (давно ценимый мной Юрий Сазонов) — тоже паяц тот ещё (и, да, созерцать его кривляния — одно удовольствие… пока не задумываешься, а зачем вообще всё это нужно?). Он, видимо, должен был преобразиться в финале, в сцене, где отпускает Машу в её поездку. Но остался всё тем же.
Смешные, нелепые герои, имеющие важнейшие функции, в серьёзном и печальном повествовании, конечно, вполне могут присутствовать. Только должно считываться, почему они такие, зачем они режиссёру. А здесь, простите, «как прибили, так и держится». Персонажи таковы, потому что захотелось так (ну, именно это видится из зала, что ж поделать). И общая картина в итоге расползается, разваливается, кажется ещё более вязкой и нескончаемой.
Мои поклоны Маше (Екатерина Шарыкина / Карина Балашова). Вот она в Театре армии (в отличие, кстати, от Малого, где прочтение Маши стало чуть ли не единственной моей претензией) крепка и сильна — при всей её трогательности, нежности и хрупкости. По сути, именно Маша Миронова — главное действующее лицо спектакля.
Хорош Пугачёв (Вячеслав Разбегаев / Александр Рожковский — и второй покорил меня чуть сильнее, благо, во время пресс-показа нам показали обоих Пугачёвых). Вот тут у Сафонова всё, как в аптеке: герою симпатизируешь, ибо а как иначе, он же прекрасен? Но не сочувствуешь и не принимаешь его мировоззрение. Так и должны «работать» полновесные, объёмные антагонисты.
Да и в целом артисты (а их в постановке занято немало) хороши. Не совсем я поняла (хотя что там душой кривить — совсем не поняла) героиню Марии Голубкиной (капитанша Миронова) — смею надеяться, что актриса берегла себя перед премьерой и не выдала полную мощь. Но наблюдать приятно за всеми — даже несмотря на загадочные режиссёрские задачи.
Только вот большой вопрос: а стоит ли вообще идти на премьеру сию? И если ответ положительный, то кому она предназначена? Я пожму плечами. Несомненно, «Капитанская дочка» — штука красивая. И первый акт доставил мне если не наслаждение, то хотя бы некую долю удовольствия (не потому, что он лучше, а по той причине, что я ещё не успела устать). Второй же дался с трудом — чересчур долго, детально, многословно, медленно…
Школьников на этот спектакль вести жестоко. Поклонников «современного театра» (несмотря на то, что так-то Сафонов обычно творит в данной стилистике; но тут он куда ближе к классике) — аналогично. А вот сторонникам «традиционного» прочтения Пушкина, напротив, постановка покажется излишне вольной и экспериментальной… Да что там — даже я, фанатка режиссёра, в печали и горести. В общем, целевую аудиторию определить я не в силах.
Хуже всего, что и ценность спектакля я вычленить не могу. Это классика, наше всё, традиции и прочее? Ну, так «Капитанская дочка» идёт в стольких театрах, что куда логичней выбрать более удачный вариант. И там нам доходчиво и ненудно напомнят, что честь надо бы беречь смолоду.
Это свежее прочтение? Нет, такого Сафонова мы уже видели — и в куда более приятной «сервировке». Это любимый театр и его бесценные артисты? Ну, вот только данной категории публики я и могу порекомендовать сходить на «Капитанскую дочку». Остальным, пожалуй, что и не надо… как бы это лично меня не печалило.
Масштабность оказала медвежью услугу роману Пушкина (причём, масштабность не пространственная: художник-сценограф огромную сцену Театра армии осмыслил отменно). Но я повторюсь: театр тем и хорош, что предполагает пробы и ошибки. Какое ж творчество без них?