Ох уж этот Аронин… Некогда он просвещал меня по вопросу экзистенциальности (собственно, тогда я смотрела спектакль «Господин Фридеман и другие несчастные» от ARONIN SPACE), а теперь приобщил к декадентству. Страшусь представить, что будет в следующий раз…
Впрочем, чего я удивляюсь, если даже на сайте театрального пространства ARONIN SPACE Сергей Аронин назван не кем иным, как «последним русским декадентом»? Так что кто ещё поведает нам об этом… течении? явлении? мировоззрении? Точней даже — погрузит в него и заставит прочувствовать всей кожей.
И вообще неважно, осознаете ли вы мозгом суть декадентства. Душа ей проникнется — и это главное.
Но я пустилась в философствования и не рассказала о главном. Моноспектакль-квест «Цветочки зла» Сергея Аронина существует в различных пространствах с 2016 года. Но сравнительно с недавних пор Сергей сотрудничает с театром «Модерн» (как артиста его можно увидеть в спектакле «Женитьба», а прошлой весной состоялась премьера режиссёрской работы Аронина под названием «#ХОЧУНЕМОГУ» — и обе постановки я вам искренне рекомендую). И буквально только что «Цветочки зла» «отпремьерились» в стенах этого театра.
Имя спектакля, конечно же, является аллюзией на название сборника стихотворений французского поэта Шарля Бодлера — «Цветы зла». За полтора часа мы услышим произведения — стихотворные и прозаические — писателей-декадентов: А. Блока, Ш. Бодлера, В. Брюсова, П. Верлена, З. Гиппиус, Т. Корбьера, Ш. Кро, Д. Мережковского, А. Пушкина, А. Рембо, М. Роллина, И. Северянина, В. Соловьева, В. Ходасевича, К. Бальмонта, И. Бунина, Э. А. По, В. Розанова, О. Ронена, О. Уайльда, М. Яснова (это не у меня такая память хорошая, это я с сайта театра скопировала).
Концепция, с первого взгляда, проста: некий профессор читает всем присутствующим скучнейшую, наинуднейшую лекцию по литературе. И вдруг внезапно, если верить пресс-релизу, он «сходит с ума» и начинает переселяться из одной личности в другую…
Но я увидела совершенно иное: в один прекрасный миг мы погружаемся в сознание профессора и смотрим на происходящее его глазами. А он настолько любит предмет обсуждения, что буквально живёт им. И ему кажется, что он не читает невообразимо кошмарную лекцию, а властвует над умами публики, переносит её сквозь миры и время, даёт какое-то театрально-цирковое представление — в общем, в глубинах его сознания и творится всё то, что задумал в своих «Цветочках зла» Сергей Аронин.
Я понятия не имею, почему данный моноспектакль именуется квестом. По сути, это иммерсивное действо, кои в наши дни перестали быть редкостью. Но никаких задач в процессе повествования зрителям решать не приходится. Пожалуй, квест тут в том, чтобы понять «сверхзадумку» автора и разгадать, что же он в тот или иной момент имел в виду. Прочувствовать Аронинское понимание декадентства. Если не мозгом, то сердцем.
Перед нами промелькнёт, как в калейдоскопе, целое созвездие персонажей, воплощённых одним-единственным человеком. У них абсолютно разные радости и печали, проблемы и… болезни — по большей части, душевные, конечно.
Они будут говорить словами известных литераторов — но так, что главными для восприятия будут не сами тексты, а эмоции и чувства, проживаемые героями спектакля.
Часто будет смешно. Конечно, не раз придётся взгрустнуть. А один раз станет даже очень страшно… Лично я на эмоциональных качелях прокатилась от души — и это как раз те ощущения, за которые я особенно люблю театр.
Но эту, «содержательную» сторону «Цветочков зла» публика знает уже давно. Что же стало со спектаклем после «новоселья»?
А я отвечу: какие же новые глубины происходящему придали стены «Модерна»!.. Дело в том, что за время спектакля зрители успевают побывать почти во всех пространствах театра (кроме самых «интимных», рабочих — и то один раз на «служебной территории» оказаться удаётся). Стартует повествование в малом зале, затем лектор-Аронин зовёт публику за собой, и рассказ продолжается в холлах и гостиных, на лестницах и в зале Владимира Зельдина, в итоге мы поднимаемся на самый вверх — в «запретную зону», обычно закрытую для доступа… И каждая новая «локация» раскрывает точку повествования, за которую она «ответственна», наиболее ярко и объёмно.
Завершается всё в большом зале — ибо финал должен быть глобален и весом. Хотя кажется, что мы совершили полный круг — из зрительного зала вышли и в него же вернулись. Просто это наше восприятие поднялось на новый уровень, вот и стены «расступились».
Особую ценность это путешествие будет иметь для поклонников «Модерна» — именно они, прекрасно зная каждый уголок театра и любя его, смогут наиболее глубоко проникнуться возможностью взглянуть на пространство по-новому и оценить, как оно само «играет свою роль» в спектакле.
Откровенно говоря, очень тяжело рассказывать про «Цветочки зла»: это спектакль-эмоция, спектакль-откровение, который нужно впитывать собственным сознанием (или всё же подсознанием?..).
Я видела, что часть зрителей так до конца и не поняла, что, собственно, перед ними происходило. Пара человек не смогла дождаться финала и покинула нашу тесную компанию в процессе повествования (это были как раз те люди, которые, когда Аронин покинул одно из помещений, ненадолго оставив публику наедине с самой собой, начали перешушукиваться и хихикать, совершенно как школьники, оказавшиеся в классе без учительницы).
А нужно просто довериться Аронину и плыть по волнам его фантазии. Если у вас это получится — то «Цветочки зла» прорастут в вашем сердце, и станет хорошо и наполненно.
Честно признаюсь: не все эксперименты Аронина мне близки (а очень многие его творения так или иначе являются ими — театральными экспериментами, что, на мой взгляд, невероятно ценно). Но «Цветочки зла» не из этой категории.
Пусть в декаденты я и не подалась, но рекомендовать людям, в которых я уверена, познакомиться с этим моноспектаклем буду. Вполне возможно, и сама бы повторно «Цветочки зла» посмотрела, чтобы теперь не отвлекаться на форму, а вслушиваться в смыслы. Ибо их — масса.